Развитие нефтепроводного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:45, творческая работа

Описание работы

Система магистральных нефтепроводов на территории бывшего СССР сформировалась в особых условиях размещения пунктов добычи и переработки нефти. Известно, что с экономической точки зрения трубопроводный транспорт является наиболее выгодным по сравнению с другими видами транспортировки нефти.

Работа содержит 1 файл

развитие нефтепроводного транспорта.pptx

— 490.95 Кб (Скачать)

Развитие  нефтепроводного транспорта  

Выполнил: Бурнаевский В.И.

Система магистральных  нефтепроводов на территории бывшего  СССР сформировалась в особых условиях размещения пунктов добычи и переработки  нефти. Известно, что с экономической  точки зрения трубопроводный транспорт  является наиболее выгодным по сравнению  с другими видами транспортировки  нефти.

В 1863 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев первым предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта. Спустя 15 лет на Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый трубопровод протяженностью всего 12 км и диаметром 75 мм для перекачки нефти от Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку.

До 1917 года были построены нефтепродуктопроводы общей протяженностью 1300 км, средний  диаметр труб составлял 197 мм. Однако эти трубопроводы не могли составить  конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта. Так, например, в 1913 году по трубопроводу Баку - Батуми перекачивалось только 6% всей транспортируемой нефти.
Ключевой  датой в истории развития трубопроводной системы России считается 17 марта 1920 года. В этот день был подписан правительственный  указ о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба до Саратова.

После окончания Гражданской войны  была проведена реконструкция трубопроводов, построены новые магистрали на Кавказе, введены в эксплуатацию нефтепроводы Сабунчи - Баку, Хадыженск - Туапсе, Махачкала - Грозный. В 1925 году был спроектирован и построен магистральный нефтепровод Баку-Батуми, протяженностью 834 км и диаметром 250 мм с 13 насосными станциями, оборудованными плунжерными насосами с дизельным приводом. 

Дальнейшие  успехи в развитии трубопроводного  транспорта в России были связаны  с освоением месторождений Башкирии, Татарстана и Самары. В 1936 году был  построен первый подземный нефтепровод  Ишимбай - Уфа, протяженностью 168 км и  диаметром 300 мм для перекачки нефти  из первых скважин "второго Баку" на Уфимский НПЗ.

До Второй мировой войны общая протяженность  системы магистральных трубопроводов  СССР составляла 4100 км, 70% которых применялись  для перекачки сырой нефти.

В конце 40-х годов по мере освоения нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана, Самары, Перьми и Оренбурга, а также месторождений Северного Кавказа началось активное строительство магистральных нефтепроводов.

Начало 50-х годов считается периодом интенсивной добычи нефти в Волго-Уральском  районе. Для перекачки сырой нефти  были построены нефтепроводы: Туймазы - Уфа-2 и 3, Бавлы - Куйбышев-1 и 2, Туймазы - Омск, Ромашкино - Куйбышев, Шкапово - Ишимбай, Куйбышев - Саратов, Субханкулово - Азнакаево - Альметьевск, Муханово - Куйбышев, Омск - Татарск, Ишимбай - Орск и др.

Развитие  новых нефтяных месторождений и  рост производства явились предпосылками  для создания принципиально новых  методов для перекачки нефти  и нефтепродуктов, а также современного оборудования.
Отличительными  чертами того периода можно считать  дальнейшую механизацию процесса сооружения трубопроводов, применения новых систем связи.
Таким образом, до 60-х годов основное развитие получали объекты магистрального транспорта в главных районах добычи нефти - Закавказье и Урало-Поволжье.
С конца 60-х годов создается система  транзитных магистральных трубопроводов, первым из которых был нефтепровод  Туймазы-Омск-Новосибирск. Эти годы можно считать новой и наиболее сложной стадией развития трубопроводного  транспорта.

Разработка  месторождений Западной Сибири стала  началом расширения сети магистральных  трубопроводов. С перемещением добычи нефти в Западную Сибирь происходит все большее географическое разграничение  в размещении добычи и переработки  нефти. Первыми крупными нефтепроводами, обеспечивающими транспорт нефти из Западной Сибири, становятся нефтепроводы: Усть-Балык - Омск, Александровское - Анжеро-Судженск, протяженностью свыше 1000 км каждый. В 1964 году был сдан в эксплуатацию магистральный трубопровод "Дружба", общей протяженностью 4665 км (из них 3004 км по России) и диаметром 1200 мм, по которому нефть Татарии и Поволжья стала поступать в Чехословакию, Польшу, Венгрию и Восточную Германию.

В 1980-1988 гг. сооружаются северные магистральные  трансконтинентальные трубопроводы: Сургут - Полоцк и Холмогоры - Клин, замкнувшие сеть магистральных нефтепроводов  в единую систему нефтеснабжения страны.
За 20 лет (60-8--е годы) объем перекачки  по нефтепроводам увеличился вдвое, грузооборот - в 5 раз, протяженность  нефтепроводов составила 65000 км, число  нефтеперекачивающих станций - 585.

В 1991 году одновременно с прекращением деятельности Министерства нефтяной промышленности СССР было ликвидировано его главное  хозрасчетное управление по транспорту и поставкам нефти - Главтранснефть. В целях выполнения общесистемных функций и сохранения единства управления 16 предприятий нефтепроводного транспорта основали компанию "Транснефть", а на базе Главтранснефти - исполнительную дирекцию компании. Производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившие в структуру Главтранснефти, один год функционировало как самостоятельное предприятие - "Сибнефтепровод".

Список  использованной литературы:

www.nefte.ru

Информация о работе Развитие нефтепроводного транспорта