Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:10, реферат
От исправного состояния колесных пар тепловозов зависит безопасность движения поездов. Характерными неисправностями их являются: износ бандажей — прокат, выбоины или ползуны, подрез гребня; ослабление бандажа, колесного центра, зубчатого колеса; трещины, вмятины, отколы зубьев зубчатого колеса; трещины, риски, забоины, вмятины на шейках оси и др.
1. Неисправности колесных пар и уход за ними
     2. Неисправности, с которыми колесные  пары не допускаются 
     к эксплуатации
     3. Осмотр и освидетельствование  колесных пар
     4. Ремонт колесных пар
     Литература
     Содержание: 
1. Неисправности колесных пар и уход за ними
     2. 
Неисправности, с которыми 
к эксплуатации
3. Осмотр и освидетельствование колесных пар
4. Ремонт колесных пар
Литература
 
     От 
исправного состояния колесных пар 
тепловозов зависит безопасность движения 
поездов. Характерными неисправностями 
их являются: износ бандажей — прокат, 
выбоины или ползуны, подрез гребня; ослабление 
бандажа, колесного центра, зубчатого 
колеса; трещины, вмятины, отколы зубьев 
зубчатого колеса; трещины, риски, забоины, 
вмятины на шейках оси и др. Выбоины или 
ползуны на поверхности катания бандажа 
образуются вследствие заклинивания колесных 
пар при неправильном торможении, разрушении 
роликоподшипников, заклинивании зубчатой 
передачи. Вертикальный подрез гребня 
и остроконечный накат возникают при неправильной 
установке колесных пар в раме тележки 
или работе тепловозов на участках с кривыми 
малого радиуса. При перекосе колесной 
пары в раме происходит набегание на рельс 
гребня бандажа отстающего колеса и поперечное 
скольжение бандажа по рельсу. При движении 
тепловоза происходит износ бандажей 
по кругу катания, называемый прокатом. 
На поверхности катания бандажей могут 
быть трещины, плены, раковины и выщербины. 
Под раковинами понимаются пороки металлургического 
происхождения в виде неметаллических 
включений (песка, шлака) внутри металла 
и пустот от усадки металла при неравномерном 
остывании, выходящих на поверхность катания 
колеса по мере его износа. Выщербины — 
это выкрашивание кусочков металла на 
поверхности катания колеса. Ослабление 
бандажа на колесном центре происходит 
при недостаточном натяге, нарушении температурного 
режима при посадке бандажа (неравномерный 
нагрев, быстрое остывание), а также при 
заклинивании колесных пар при торможении. 
Ослабление посадки колесного центра 
или зубчатого колеса на оси возникает, 
как правило, при нарушении их напрессовки. 
Дефекты зубьев в зубчатой передаче возникают 
вследствие частого боксования колесных 
пар, износа в зубьях и нарушениях зацепления, 
загрязнения и недостатка смазки в тяговом 
редукторе. Трещины и плены на поверхности 
оси образуются из-за скрытых пороков 
металла (пустот, неметаллических включений, 
микротрещин) и усталости металла от значительной 
знакопеременной нагрузки, действующей 
на ось. Риски, забоины, вмятины на оси 
— результат неосторожного обращения 
в процессе перемещения, при хранении 
колесных пар, неправильного монтажа и 
проворачивания внутренних колец роликоподшипников, 
загрязнения и недостаточного количества 
смазки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ΙΙ. Неисправности, с которыми колесные пары не допускаются
к эксплуатации
     Запрещается 
выпускать в эксплуатацию и допускать 
к следованию в поездах тепловозы с 
поперечной трещиной в любой части оси 
колесной пары или трещиной в ободе, диске 
и ступице колеса, а также при следующих 
износах и повреждениях колесных пар, 
нарушающих нормальное взаимодействие 
пути и подвижного состава: прокат по кругу 
катания — более 7 мм при скорости движения 
до 120 км/ч; то же для тепловозов, включаемых 
в поезда, обращающиеся со скоростью от 
121 до 140 км/ч,— более 5 мм; вертикальный 
подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый 
специальным шаблоном; ползун (выбоина) 
на поверхности катания у тепловозов с 
роликовыми буксовыми подшипниками более 
0,7 мм и с подшипниками скольжения — более 
1 мм; толщина гребня более 33 мм или менее 
28 мм при измерении на расстоянии 20 мм 
от вершины гребня для тепловозов, включаемых 
в поезда, обращающиеся со скоростью от 
121 до 140 км/ч; при скоростях движения до 
120 км/ч толщина гребня более 33 мм или менее 
25 мм. Расстояние между внутренними гранями 
колес должно быть в пределах (1440±3) мм, 
а для тепловозов, обращающихся в поездах 
со скоростью от 121 до 140 км/ч,— в пределах 
1440. Кроме того, запрещается выдавать под 
поезда тепловозы с колесными парами, 
имеющими хотя бы одну из следующих неисправностей: 
трещину или плену в бандаже; раковину 
на поверхности катания; выщербину на 
поверхности катания длиной более 25 мм 
и глубиной более 3 мм; ослабление бандажа 
на колесном центре, оси в ступице колеса, 
ступицы зубчатого колеса — на оси, продольную 
трещину или плену на средней части оси 
длиной более 25 мм, а на других обработанных 
поверхностях оси — независимо от размера; 
местное увеличение ширины бандажа в результате 
раздавливания более 5 мм; ослабление бандажного 
кольца в сумме на длине более 30%; неясности 
клейм последнего полного освидетельствования; 
отсутствие или неясность клейм формирования; 
если колесной паре не производилось еще 
освидетельствования с выпрессовкой оси 
(при ремонте со сменой элементов); толщину 
бандажа колесной пары менее 36 мм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ΙΙΙ. 
Осмотр и освидетельствование 
колесных пар 
За время работы колесные пары подвергают осмотру под тепловозом, обыкновенному и полному освидетельствованию, а также освидетельствованию с выпрессовкой оси. Колесные пары осматривают под тепловозом при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта без выкатки из-под тепловоза, приемке и сдаче, выезде под поезд, на пунктах оборота, а также после крушения, аварии, при столкновении или сходе с рельсов.
     Во 
время осмотра проверяют 
     Полное 
освидетельствование колесные пары 
тепловозов проходят при капитальных 
ремонтах, смене бандажей, ремонте с 
распрессовкой элементов, при неясности 
или отсутствии клейм и знаков последнего 
освидетельствования, повреждении колесных 
пар после аварии или крушения. При полном 
освидетельствовании колесную пару очищают 
от грязи и краски до металла, подступичные 
части оси проверяют ультразвуковым дефектоскопом, 
заменяют изношенные или дефектные элементы. 
После освидетельствования на ось колесной 
пары наносят клейма и знаки полного освидетельствования. 
Результаты обыкновенного и полного освидетельствования 
записывают в специальный журнал и технический 
паспорт колесной пары, в который заносятся 
также все данные, связанные с изготовлением 
и эксплуатацией колесной пары. Освидетельствование 
колесной пары с выпрессовкой оси производится 
во всех случаях непрозвучивания оси ультразвуковым 
дефектоскопом при полном освидетельствовании, 
при спрессовке двух колесных центров, 
при отсутствии или неясности клейм формирования 
и если колесная пара не проходила такого 
вида освидетельствования. При этом производят 
все работы, предусмотренные для полного 
освидетельствования, а также выпрессовывают 
ось, проверяют магнитным дефектоскопом 
ее подступичные части для выявления поверхностных 
трещин, после чего на ось наносят клейма 
и знаки освидетельствования с выпрессовкой 
оси. 
 
 
 
 
 
 
     ΙV. 
Ремонт колесных пар. 
Для колесных пар в зависимости от объема выполняемых работ установлены два вида ремонта — без смены и со сменой элементов. При ремонте без смены элементов в условиях депо производят работы по устранению износа бандажей и шеек осей — обточку и перетяжку бандажей, обточку, накатку и шлифовку шеек и сварочные работы без распрессовки элементов.
Ремонт со сменой элементов предусматривает замену осей, колесных центров, бандажей, зубчатых колес, перепрессовку ослабших колесных центров, зубчатых колес и освидетельствование колесных пар с выпрессовкой оси. Такой вид ремонта разрешается производить в колесных цехах ремонтных заводов и специализированных мастерских. Для ремонта колесные пары выкатывают из-под тепловоза. Одиночную выкатку колесных пар с тяговыми электродвигателями в депо производят на специальных канавах, оборудованных скатоопускным подъемником.
Прокат бандажей колесных пар устраняют обточкой на специальных станках с выкаткой и без выкатки из-под тепловоза. Бандажи колесных пар на текущем ремонте ТР-3 обтачивают на колесно-токарных станках, снабженных гидрокопировальным устройством. По мере обточки толщина бандажа уменьшается и наименьшая его толщина при выпуске из текущего ремонта допускается 43 мм и не менее 50 мм для тепловозов, работающих со скоростями свыше 120 км/ч. Наружный профиль бандажа при обточке контролируют шаблоном, а расстояния между внутренними гранями бандажей — штангенциркулем. Шаблон плотно прижимают к внутренней грани бандажа, при этом зазор по поверхности катания допускается до 0,5 мм, а по высоте и толщине гребня — до 1 мм. В условиях депо прокат бандажей без выкатки колесных пар устраняют при техническом обслуживании ТО-4 на специальных колесно-фрезерных станках КЖ-20М. Станок располагают в специальной канаве со съемными рельсовыми вставками. Для обработки бандажей тепловоз устанавливают на канаву, домкратом тяговый электродвигатель приподнимают несколько вверх, а рельсовые вставки отводят в сторону, и колесная пара оказывается подвешенной на моторно-осевых подшипниках. Вращается колесная пара от тягового электродвигателя, который питается током напряжением 220—380 В. К бандажам подводят суппорты с фрезами и обточку бандажа ведут до необходимых размеров. Время обработки одной колесной пары составляет 30—40 мин.
Изношенную поверхность гребня восстанавливают электронаплавкой специальными двухдуговыми аппаратами А-482 под флюсом или вручную с выкаткой колесных пар из-под тепловоза с последующей обработкой на станке. Разрешается также наплавлять гребни бандажей без выкатки колесных пар из-под тепловоза двухдуговым аппаратом Р-643 с последующей обработкой на станке. Наплавка изношенных гребней позволяет примерно в полтора раза сократить снятие металла с бандажа при его обточке для получения нормального профиля и продлить срок службы бандажа.
После обработки наплавленного гребня бандаж тщательно осматривают и проверяют дефектоскопом. Выбоины (ползуны) на поверхности катания бандажа устраняют обточкой или электронаплавкой с последующей обработкой (для пассажирских тепловозов наплавку производить не разрешается). При смене и перетяжке бандажей в условиях депо годные бандажи снимают нагреванием их до температуры не свыше 320 °С. Негодные бандажи срезают газовой горелкой так, чтобы не повредить колесного центра. Перед нагревом бандажа выбивают или вырезают на станке бандажное (укрепительное) кольцо. Снятый бандаж дефектоскопируют и обмеряют для определения натяга, овальности и конусности. Натяг при перетяжке бандажей (1 —1,5 мм на 1000 мм диаметра обода) обеспечивается прокладками толщиной до 2 мм, в количестве до 4 шт., укладываемых в один слой с расстоянием между ними до 10 мм. Для посадки бандаж нагревают в электрических, нефтяных или газовых горнах, обеспечивающих равномерный нагрев до 250—320 °С. После насадки в выточку бандажа, остывшего до температуры не ниже 200° С, заводят укрепительное кольцо и обжимают борт бандажа. Плотность насадки бандажа проверяют после его остывания по звуку от ударов слесарным молотком по поверхности катания. Для контроля за сдвигом бандажа после посадки на наружную грань бандажа и на обод наносят контрольные метки, которые располагают по радиусу на одной прямой линии. Для этого на бандаж наносят 4—5 кернов глубиной 1 —1,5 мм на длине 25 мм, а на ободе затупленным зубилом — риску глубиной до 1 мм. Контрольные полосы при окраске колесной пары делают на бандаже в месте постановки контрольных отметок — краской красного цвета на всю толщину бандажа, а на ободе — как продолжение контрольной полосы на бандаже — белилами на всю толщину обода.
     Посадочные 
поверхности обода и ступицы 
колесного центра при износе восстанавливают 
наплавкой с последующей 
     Поперечные 
и продольные риски и задиры, забоины 
и следы коррозии на шейках оси, не 
превышающие допускаемых 
Наличие поперечных трещин на шейках не допускается. Если обнаруживают продольную трещину или плену длиной более 25 мм на средней части оси, а также продольные трещины или плены на других частях оси, то колесную пару отправляют в ремонтный пункт для полного освидетельствования. На шейках под моторно-осевые подшипники местный износ, а также овальность и конусность более 0,5 мм устраняют шлифовкой и полировкой на станке. Уменьшение диаметра шейки оси под моторно-осевые подшипники у колесных пар тепловозов допускают до 12 мм.