Слагаемые модернизации определены и согласованы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:33, реферат

Описание работы

18 мая в Астане в Nazarbayev University состоялось 24-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте РК. В центре обсуждения – вопросы форсированной модернизации казахстанской промышленности. Иностранные члены СИИ обозначили основные барьеры и представили свои рекомендации для успешного проведения модернизации, а глава Казахстана призвал их стать драйверами этого процесса.

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

         Слагаемые модернизации определены и согласованы

         18 мая в Астане в Nazarbayev University состоялось 24-е пленарное заседание  Совета иностранных инвесторов  при Президенте РК. В центре  обсуждения – вопросы форсированной  модернизации казахстанской промышленности. Иностранные члены СИИ обозначили основные барьеры и представили свои рекомендации для успешного проведения модернизации, а глава Казахстана призвал их стать драйверами этого процесса.

         Тему  модернизации и обновления предприятий  в качестве повестки очередной встречи с инвесторами Президент РК определил еще в июне 2010 года. На 23-м заседании Совета он поручил правительству в максимально короткий срок провести полный аудит эффективности обновления основных производственных фондов всех крупных предприятий страны, а по его результатам приступить к форсированной модернизации этих активов. Кроме того, глава государства потребовал, чтобы правительство в кооперации с инвесторами и отраслевыми ассоциациями выработали правовые и экономические инструменты стимулирования предприятий к ускоренному обновлению.

         Отчет о работе правительства представил заместитель премьер-министра, министр  индустрии и новых технологий Асет Исекешев. Так, он заявил, что за время, прошедшее с последнего заседания  СИИ, правительство, совместно с НЭП Атамекен и при технической поддержке Всемирного банка, провело технологический аудит 200 промышленных компаний. По его результатам было выявлено, что основными проблемами для обследованных предприятий являются: износ основных фондов, особенно оборудования; неразвитость управленческих и маркетингово-сбытовых технологий; ограниченный доступ к финансовым ресурсам; недостаток квалифицированных кадров, соответствующих новым техническим требованиям.

         В этой связи все промышленные предприятия  были разбиты на три группы с точки зрения их готовности к модернизации. В первую вошли имеющие перспективу развития и готовые модернизироваться (20 % крупных и средних компаний). Во вторую – те, которые обладают потенциалом роста, но в силу экономического кризиса испытывают затруднения с погашением и обслуживанием кредитов и облигационных займов, а потому нуждаются в финансовом оздоровлении. В третью были включены предприятия, подлежащие банкротству.

         По  словам г-на Исекешева, большинство  обследованных компаний относятся  ко второй категории. Для их поддержки создана специальная рабочая группа под руководством премьер-министра и принята Программа посткризисного восстановления (оздоровления) крупных и средних предприятий, предусматривающая субсидирование процентной ставки и налоговые преференции, содействие в поиске стратегического инвестора, предоставление гарантированного заказа и другие меры.

         В дальнейшем правительство Казахстана свою деятельность в сфере модернизации намерено проводить по трем основным направлениям, исходя из размеров и масштабов компаний.

         Первое  направление – работа с системообразующими предприятиями. В эту группу входят преимущественно энергетические, нефтеперерабатывающие  и горно-металлургические компании, из которых 42 прошли технологический  аудит. Они характеризуются самым высоким моральным и физическим износом основных фондов, сравнительно низкой производительностью труда, а также высокой энергоемкостю продукции. До конца 2011 года правительство планирует разработать комплексные планы модернизации системообразующих предприятий, к которым будут предъявляться высокие требования по таким критериям, как рост производительности и энергоэффективности, охрана окружающей среды, увеличение глубины переработки и финансирование казахстанской науки. 

         Второе  направление – взаимодействие со средними предприятиями. В основном они представляют машиностроение, химическую, фармацевтическую, легкую и пищевую промышленность. У них несколько иные проблемы, поэтому и подходы к ним будут другие. В частности, в рамках программы «Производительность-2020» для содействия этим компаниям в сфере оптимизации производственных процессов предусматривается возмещение части затрат по привлечению высококвалифицированных специалистов, а также на внедрение современных управленческих технологий, таких как Lean, «Сигма 6» и других. Для поддержки технологического перевооружения будет осуществляться возмещение части затрат на покупку технологий (через инновационные гранты) и привлечение проектных и инжиниринговых компаний с целью выбора, приобретения, установки и запуска технологического оборудования.

         По  оценке главы МИНТ, в общей сложности  в этом году государственную поддержку  для осуществления модернизации получат не менее 50 крупных и средних  компаний.

         Третье  направление – помощь малым предприятиям. В рамках Программы «Дорожная  карта бизнеса-2020» предусматривается поддержка их новых бизнес-инициатив, направленных на модернизацию и расширение производства. Уже одобрены к субсидированию ставки вознаграждения более 230 проектов с общей стоимостью кредитов порядка $300 млн. За счет государства будет осуществлено подведение недостающей инфраструктуры для 130 компаний. Наряду с финансовой поддержкой, ведется работа по усилению предпринимательского потенциала через формирование современных инновационных моделей ведения бизнеса.

         В целом из всех проектов, реализуемых сегодня в рамках Карты индустриализации, на модернизацию производства направлено 68 проектов с объемом инвестиций на сумму $12 млрд и созданием 84 тыс. рабочих мест.

         Глава МИНТ заявил, что правительством разработаны  и реализуются программы модернизации, в которые активно включились «Самрук-Казына», национальные компании, «КазАгро», Банк развития Казахстана. Кроме того, ведется тесная работа с Всемирным банком, ЕБРР и АБР. Теперь важно, чтобы крупные иностранные инвесторы и недропользователи также были вовлечены в процесс модернизации средних и крупных предприятий. По мнению г-на Исекешева, это можно сделать на уровне межотраслевого сотрудничества через размещение долгосрочного заказа на внутреннем рынке, предоставление сырья на переработку отечественным предприятиям, а также содействие в улучшении качества продукции, трансферте технологий, покупке технической документации, сертификатов, лицензий и т. д. При этом правительство планирует «выстроить лояльную политику сотрудничества крупных иностранных компаний с казахстанским малым и средним бизнесом, отказавшись от системы закупа некачественной продукции».

         В рамках поддержки модернизации системы  менеджмента г-н Исекешев предложил  следующие меры:

         каждой  присутствующей в Совете компании направить в создаваемые отраслевые центры по производительности и инновациям своих специалистов в области планирования, управления качеством, цепочки поставок и бережливого производства;

         организовать  систему перекрестных стажировок технических  специалистов.

         Что касается иностранных членов СИИ, то они также выступили с целым  рядом инициатив. Вниманию главы  государства был представлен  доклад рабочей группы АКСИИ, подготовленный при участии Казахстанского института  развития индустрии, в котором были даны 20 конкретных рекомендаций, критически важных для полномасштабной модернизации промышленности Казахстана. Большая их часть была озвучена в комментариях иностранных инвесторов.

         Общий тон выступлениям задал президент  Европейского банка реконструкции  и развития Томас Миров, который в числе факторов, имеющих решающее значение для успешной модернизации, особо выделил доступ к финансам и развитие человеческого капитала, внедрение лучших управленческих практик, а также применение критически важных технологий. По его мнению, решающее значение здесь имеет максимально эффективное использование тех крупных доходов, которые страна ожидает получить в будущем. «Модернизация основного капитала и технологий имеет первостепенную важность, но также необходимо направлять усилия на совершенствование управленческих навыков, всеобщее образование, развитие человеческого капитала и создание устойчивой и диверсифицированной финансовой системы», – резюмировал он. 

         Международный журнал Kazakhstan №3

Информация о работе Слагаемые модернизации определены и согласованы