Современный технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Технологии.docx

— 1.89 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

Большинство психологов и  педагогов рассматривают игру в  дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают  психические новообразования.

В настоящее время  актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать подобное умение помогает игра,  которая служит своеобразной практикой  использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.

            Сущность игры как одного из  основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные фоны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют и получают об окружающей действительности.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным  поведенческим навыкам, а дать возможность  “прожить” в игре волнующие его  ситуации при полном внимании и сопереживании  взрослого.

Функции игры

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

 

 

Четыре главные  черты присущие игре

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

 

Основные виды игр в работе педагога-психолога  ДОУ:

  • дидактические (обучающие)
  • коррекционо - развиващие ( направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, креативности, воображения; коррекцию затруднений в общении, проблем поведения, личностных особенностей. Игры и упражнения с тревожными детьми, застенчивыми, агрессивными, с СДВГ и т.д.
  • театрализованные ( эмоциональные этюды, проигрывание  сложных ситуаций,  и т.д)

 

Используя игровые технологии в образовательном процессе, психологу необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

В деятельности с помощью  игровых технологий у детей развиваются  и корректируются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие и коррекцию восприятия.  
Игровые технологии направленные и на развитие и коррекцию внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного  внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

Игровые технологии помогают в развитии и коррекции памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.

Игровые технологии способствуют развитию и коррекции мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это  мышление в действии. Оно развивается  в процессе использования игровых  приемов и методов обучения в  ходе осуществления действий, игр  с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда  ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах  и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного  и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности  ребенка. В том числе, речь идет о  развитии творческого мышления и  воображения. Использование игровых  приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей  формируется гибкое, оригинальное мышление. Комплексное использование игровых  технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к  школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой  готовности к школе, каждая игровая  ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие и коррекцию психических процессов. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, тревожными, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. Театрально-игровая деятельность способствует коррекции затруднений в общении, даёт возможность выразить положительно свои чувства и эмоции, развивает социально-эмоциональную сферу, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека игр и игровых упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь психологической  службы ДОУ с воспитателями по здоровьесбережению дошкольников

(2012 – 2013 г.)

Педагог-психолог: Вязникова Марина Вячеславовна

 

Месяц

Планирование  совместных мероприятий

Сентябрь

  1. Психолого-педагогическое обследование детей  плановое и по запросу родителей и педагогов.
  2. Организация мероприятий по адаптации детей, поступивших в младшие группы.
  3. Разработка и распространение анкет и опросников для родителей.
  4. Участие в проведении родительских собраний « Возрастные особенности детей»
  5. Стендовая информация для родителей.
  6. Консультации с родителями плановые и по запросу.
  7. Коррекционно-развивающие игры и упражнения.
  8. Участие в создании коллажей, газет, информационных стендов.

Октябрь

  1. Психолого-педагогическое обследование детей  по запросу родителей и педагогов.
  2. Обсуждение результатов первичной диагностики уровня психического развития детей.
  3. Памятки родителям и педагогам.
  4. Консультации с родителями и педагогами плановые и по запросу.
  5. Участие в родительских собраниях. «Знакомьтесь, ваш ребёнок»
  6. Корекционно-развивающие игры и упражнения.
  7. Участие в создании коллажей, газет, информационных стендов.
  8. Участие в проектной деятельности.

Ноябрь

  1. Планирование консультаций и стендовой информации для родителей.
  2. Картотеки коррекционно развивающих игр и упражнений в помощь воспитателям.
  3. Заседание родительского клуба «Мамина Школа»
  4. Коррекционно-развивающие игры и упражнения.
  5. Участие в создании коллажей, газет, информационных стендов.
  6. Участие в проектной деятельности.
  7. Семейные гостиные.

Декабрь

  1. Консультирование родителей и воспитателей плановое и по запросу.
  2. Помощь в организации новогодних праздников.
  3. Стендовая информация и памятки для родителей.
  4. Папки с памятками для воспитателей «Решаем проблемы вместе»
  5. Коррекционно-развивающие игры и упражнения.
  6. Участие в создании коллажей, газет, информационных стендов.
  7. Участие в проектной деятельности.

 

  1. Отслеживание динамики развития детей в процессе развивающих занятий.
  2. Семейные гостиные

Январь

  1. Подбор дидактических игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми.
  2. Разработка конспектов для программы коррекции детско-родительских отношений « Моя звёздочка»
  3. Стендовая информация и памятки для родителей.
  4. Участие в создании коллажей, газет, информационных стендов.
  5. Участие в проектной деятельности.
  6. Коррекционно-развивающие игры и упражнения.
  7. Семейные гостиные
  8. Консультирование родителей и педагогов.

 

Февраль

  1. Отслеживание динамики развития детей в процессе развивающих занятий.
  2. Заседание клуба «Мамина школа»

3.Коррекционно-развивающие  игры и упражнения.

4.Участие в создании  коллажей, газет, информационных  стендов.

5.Участие в проектной  деятельности.

6. Семейные гостиные

7. Разработка пакета памяток  для родителей.

8. Консультирование родителей  и педагогов.

Март

  1. Проведение психолого-педагогического обследования детей для комплектования логопедической группы.
  2. Оформление протоколов на ПМПК.
  3. Первичная диагностика готовности детей подготовительной группы к школе.
  4. Консультирование родителей и педагогов.
  5. Корекционно-развивающие игры и упражнения.

Апрель

  1. Психолого-педагогическое обследование детей  по запросу родителей и педагогов.

Май

  1. Участие в родительских собраниях.
  2. Проведение психолого-педагогического анализа занятий с дошкольниками.
  3. Совместное планирование работы на 2013-2014 год.

 

«Здоровьесберегающая технология» 

 

- это система мер, включающая  взаимосвязь и взаимодействие  всех факторов образовательной  среды, направленных на сохранение  здоровья ребенка на всех этапах  его обучения и развития. В  концепции дошкольного образования  предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование  здорового образа жизни и здоровья  воспитанников.

 

«здоровье» 

- это состояние полного  физического, психического и социального  благополучия, а не просто отсутствие  болезней или физических дефектов (ВОЗ).

 

«здоровье физическое»

 

- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

 

«физическая активность» 

- естественная потребность  здорового, развивающегося организма  в движении (в детские годы  выступает как предпосылка психического  развития ребенка).

 

«здоровье психическое» 

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя  и моральная сила, побуждающая  к созидательной деятельности.

 

«психическая активность» 

- потребность нормально  развивающегося ребенка в познании  окружающей жизни: природы, человеческих  отношений; в познании самого  себя.

 

«здоровье социальное» 

- это моральное самообладание,  адекватная оценка своего «Я»,  самоопределение личности в оптимальных  условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).

«социальная активность» 

проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять  эти правила своим сверстникам.

«здоровье нравственное» 

- это комплекс характеристик  мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Цели использования здоровьесберегающих технологий предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Задачи:

  • культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  • формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию — «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
  • помочь детям овладеть доступными навыками самоврачевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;
  • способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  деятельности педагога-психолога по здоровьесбережению дошкольников.

1. Воспитательная и оздоровительная.

-работа с детьми раннего возраста: адаптация к дошкольному учреждению (от 1 до 3 лет);

-кружок «Школа доброты»  (от 5до 7 лет): включает в себя «уроки  здоровья».

- подготовка детей 6-7 лет  к школьному обучению

 

2.Корекционно-развивающая

- коррекционно-развивающие  игры и упражнения с детьми  ГОК.

- индивидуальные занятия  с детьми ГОК и по запросу педагогов и родителей.

- кинезиолгические упражнения с детьми 4-7 лет.

- игры и упражнения  с леворукими детьми.

  - работа с  детми с нарушениями речи;

    - игротерапия

    - библиотерапия и сказкотерапия

    - арттерапия

3. Профилактическая работа:

     - психогимнастика

     - релаксационные  упражнения

     - элементы  телесно-ориентированной терапии

     - игры и  упражнения на развитие коммуникативных  качеств с детьми 3-5 лет.

Информация о работе Современный технологии