Станкостроение, ведущая отрасль машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

Станкостроение, ведущая отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии, комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.

Работа содержит 1 файл

Станкостроение.docx

— 18.26 Кб (Скачать)
 
 
 

Станкостроение, ведущая отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного  хозяйства металлообрабатывающие  и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии, комплексно-автоматического  производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла  и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.

Появление металлорежущих станков связано  с развитием крупного капиталистического производства, с организацией первых промышленных предприятий заводского типа. Широкое распространение машин-орудий, а затем и паровых машин  требовало повышения точности обработки  деталей. Эта задача могла быть решена только с изобретением машин для  производства машин и в первую очередь металлорежущих станков  с механическим суппортом. Создание механического суппорта относится  к началу 18 в. Русский механик  А. К. Нартов в 1738 построил первый в мире станок с механическим суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Нартов и др. русские мастера (М. Сидоров-Красильников, С. Шелашников, Я. Батищев) сконструировали в 18 в. ряд металлорежущих станков (станки для сверления стволов пушек, различные агрегатные станки). Однако изобретения рус. мастеров не могли получить широкого применения и известности, т.к. потребность феодально-крепостнической России в небольшом количестве машин (главным образом для изготовления вооружения) обеспечивалась отдельными небольшими заводами.

В Великобритании в конце 18 в. сложились благоприятные  условия для развития машинного  производства машин. К 1790-м гг. относятся  работы английского механика Г. Модсли по созданию станка с механическим суппортом. Механический суппорт, перенесённый с токарного на др. металлорежущие станки, положил начало станкам с развитым исполнительным механизмом.

В дальнейшем основные типы металлорежущих станков  были сконструированы в Германии, Франции и других странах; над  их созданием работали многие изобретатели. Так, например, в 1820—30-х гг. американец Э. Уитни разработал для оружейных  заводов Кольта несколько конструкций фрезерных станков, в 1829 патент на фрезерный станок был выдан на имя Дж. Несмита, владельца крупных английских машиностроительных заводов, в 1861 — патент на усовершенствованный фрезерный станок на имя американской фирмы "Браун и Шарп". Ко 2-й половине 19 в. были в основном разработаны модели фрезерных, револьверных, строгальных, долбёжных и др. станков, главным образом для удовлетворения нужд начавшегося ж.-д. строительства и океанского пароходства. Станки получили известность под маркой выпускавших их крупнейших машиностроительных фирм "Витворт", "Несмит", "Селлерс", "Пратт"и др. В 1-й половине 19 в. ведущую роль в мировом С. играла Великобритания; во 2-й половине 19 в. её опередили США. В этот же период С. начало развиваться в Германии.

В России первым предприятием по производству металлообрабатывающих станков  был завод Берда в Петербурге (1790). В 1815 металлорежущие станки стал выпускать Тульский оружейный завод. В 1824 в Петербурге был построен завод Илиса для изготовления паровых машин и станков. В конце 19 в. многие машиностроительные заводы наряду с др. продукцией производили станки. Весь выпуск металлорежущих станков в России в 1913 составил 1,8 тыс. штук, парк установленных станков в 1908 насчитывал 75 тыс. единиц. В общей массе поступающих в промышленность станков удельный вес станков отечественного производства составлял всего лишь 16—24%, остальная часть приходилась на долю импорта.

  Данная  отрасль включает производство: металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, а также осуществляет централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования и др.

  Динамика  развития российского станкостроения продолжает оставаться очень неустойчивой. В 2004 г. отмечен спад в ряде производства данной отрасли. По итогам 10 месяцев  общий спад производства в подотрасли составил 4,1%. Отрицательная динамика связана с усилившейся конкуренцией со стороны западных производителей.

  В то же время те станкостроительные заводы, которые сумели сохранить  производственный потенциал, сейчас активно  проводят модернизацию производства и  начинают выпускать вполне конкурентоспособную  продукцию. Это, в частности, относится  к Сасовскому объединению (САСТА), Ивановскому заводу тяжелого станкостроения, ЗАО «Свердлов», машзаводу «Савма» и др.

  В «Концепции развития станкоинструментальной промышленности России на период до 2010 года», проблему повышения конкурентоспособности отрасли предполагается решать путем создания региональных центров технологического развития, обеспечивающих комплексную поставку оборудования предприятиям, на котором будет производится техническое перевооружение, а впоследствии и эксплуатационное сервисное обслуживание поставленного оборудования.

В станко-инструментальной промышленности наблюдается длительный спад производства (в 2004 году оно составило 10% от уровня 1990 г.), крайне низки темпы обновления производственного аппарата и инновационная активность. По оценкам, 90 % станочного парка российской промышленности - агрегаты отечественного производства, поэтому для перехода на импортное оборудование потребуется 14 миллиардов долларов ежегодных вложений в течение 10 лет. Понятно, что полное техническое перевооружение машиностроительного комплекса российской промышленности за счёт импортного оборудования невозможно.

Если исходить их простого воспроизводства, то для сохранения сегодняшнего уровня машиностроительного  производства годовая потребность  промышленности составляет не менее 50 тыс. ед. нового механообрабатывающего  оборудования. В 2006 году прогнозная минимальная  потребность промышленности была покрыта  только на 30 процентов. По существующим прогнозам, для обеспечения устойчивого  роста машиностроения нужно до 2015 года поставить около 700 тыс. единиц нового механообрабатывающего оборудования на сумму около 800 млрд. руб.

Результатом реализации комплекса мер по развитию станко-инструментальной отрасли должно быть достижение к 2015 году следующих целей::

увеличение внутреннего  рынка до 125-130 млрд. рублей (100 тыс. ед.) в год;

увеличение производства механообрабатывающего оборудования до 90 млрд руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента – до 30 млрд руб. в 2015 году (в ценах 2007 года);

сокращение зависимости  от импорта;

решение вопросов кадрового  обеспечения предприятий, которые  характерны для всей промышленности;

увеличение абсолютных объемов инвестиций в станкоинструментальную промышленность (до 10 млрд руб. в 2015 году, в ценах 2007 года), прежде всего, за счет прироста доли привлеченных средств. Предполагается также использование финансовых инструментов: лизинга, льготного кредитования.

В рамках реализации национального приоритета, связанного с развитием транспортной инфраструктуры особое место принадлежит развитию транспортного машиностроения, что  обусловлено той ролью, которую  играет в России железнодорожный  транспорт.

Стратегия развития транспортного  машиностроения в 2007-2010 годах и на период до 2015 года[136] подразумевает выделение государственных средств на проведение НИОКР. Для обеспечения долгосрочного планирования развития производств предусмотрено внедрение практики долгосрочных договоров между потребителями и производителями на поставку подвижного состава и оборудования. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники к 2015 году, а также расширить экспорт продукции транспортного машиностроения[137]. Положения Стратегии согласованы с прогнозами потребности в подвижном составе, лежащими в основе разработанной Минтрансом

Информация о работе Станкостроение, ведущая отрасль машиностроения