Технология как часть общечеловеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:05, творческая работа

Описание работы

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Работа содержит 1 файл

Технология как часть общечеловеческой культуры.pptx

— 216.84 Кб (Скачать)

Технология  как часть общечеловеческой культуры

    • Культура - исключительно  многообразное понятие. Этот научный  термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Этапы развития понятия культура. 

Этапы (век, год) учёный открытие
     
     
     
     
     
     

История термина 

Античность 

В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые слово встречается в  трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De agri cultura — самом раннем памятнике латинской прозы.

    • Марк Туллий Цицерон
    • Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

В Европе в XVII—XVIII веках 

    • В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
    • В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

    И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал[6]:

    «Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли 

В России в XVIII—XIX веках 

    • Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов»[7]. Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».[8]

В России в XIX—XX веках 

Николай Бердяев :

Культура связана  с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат  дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено  органически целостно в церковном  культе. Есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.[12]

Расширил  и углубил толкование слова  культура, его современник, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез» даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»: 
Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь.[13]  

Андрей  Белый (18801934) — русский писатель, поэт, критик, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма двадцатого века серьёзно пытался осмыслить культуру как категорию. Понятие „культура“ отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“, „быт“; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то „Я“»[16]  
.

Обобщенное  определение культуры 
 

    • Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).
    • Культура — искусственная среда (В. П. Комаров, Факультет Системы управления, информатики, электроэнергетики, МАИ). Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком является частью культуры.

Примеры.  
 

    • Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и  знания) при ассимиляции в сферу  архитектуры становится элементом  материальной культуры — строением. Строение, как объект материального  мира, влияет на человека через его  органы чувств.
    • При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие "Технология" 
 

    • Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.
    • Технология — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.
    • Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
    • Технология  это наука об умении что то делать.
    • Технология – наука, изучающая последовательность действий по превращению исходного сырья в готовую продукцию. Технология – наука, изучающая процессы изготовления продукции или процессы создания потребительской стоимости. Технология как наука базируется на многих областях знаний. Для изготовления продукта необходимо знание о сырье, средствах производства (область технических наук); для организации производства (снабжение, учет, анализ, контроль) – область экономических наук, трудовые процессы – область общественных и социальных наук.

  
Виды технологии в зависимости от сферы применения: 

    • 1.                  Практическая реализуемая на практике, которая всегда

    характеризуется конкретным продуктом; 

    • 2.                 Теоретическая – научных исследований, не всегда реализуется на практике.

Практические  технологии подразделяются: 

    •   а)  материальные технологии (технологии материального производства), необходимые для изготовления конкретного продукта. В основном это машинные технологии, основанные на воздействии машин и человеческого труда на сырье с целью получения необходимого продукта. Реализуются данные технологии на заводах, фабриках, совхозах и т.д.
 
    • б)  социальные технологии, к которым относятся технологии сферы обслуживания, образования, науки и т.д. От материальных технологий они отличаются тем, что их продукт –нематериален, представляемый в виде услуги (работа учителя, игра актера и т.д.). В ней отсутствует машина посредник. Здесь человек исполнитель и человек потребитель услуги. Социальные технологии отличаются ярко выраженной индивидуальностью, неповторимостью (одну и туже роль разные актеры исполняют по разному).
 
    • в)  духовные технологии – технологии искусства, литературы, культуры и т.д. Они характеризуются ещё большей индивидуальностью, зависимостью результатов от объективных качеств человека. Иногда духовную технологию не выделяют в самостоятельную группу, а объединяют с социальной.

Признаки  практической технологии: 

    • 1.                 Объективность (материальная обусловленность) технологии, т.е. процесс изготовления любого продукта основан на использовании естественных процессов (физических, химических, биологических и т.д.). Человек как бы "подсматривает" или познает эти объективные процессы и использует их в искусственно созданных условиях производства.
    • 2.                Динамичность развития (все течет и изменяется), всегда есть начало и конец технологии. Для зарождения, функционирования и развития технологии необходимы финансовые (денежные) вложения, труд и т.д.
    • 3.                Логичность – строгая последовательность действий по получению заранее ожидаемого результата (продукта).
    • Технология развивающийся организм, имеющая этапы становления или жизни, который можно сравнить с этапами жизни человека. 1 – этап зарождения;  2 – этап бурного роста; 3 – этап зрелости; 4 – этап забвения.

Информация о работе Технология как часть общечеловеческой культуры