Урок как основная форма организации обучения технологии

Автор: d**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:49, реферат

Описание работы

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Работа содержит 1 файл

главы.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

     1.2 Урок изучения  нового материала 

     Целью данного типа урока является овладение  учащимися новым материалом. Для  этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических  задач, как усвоение новых понятий  и способов действий, самостоятельной  поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

     Наиболее  применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних  и старших классах изучается  довольно объемистый материал, применяется  крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

     Приведем  сценарий урока изучения нового материала  в 7 классе.

     Раздел  программы: Рукоделие

     Тема: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.

     Класс: 7 класс

     Время работы: 90 минут

     Цели  урока:

     Образовательная: ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;

     Развивающая: развивать сенсорные и моторные навыки.

     Воспитательная: воспитывать любовь к рукоделию.

     Тип урока: урок изучения нового материала

     Оборудование: крючки, нитки для вязания, ножницы.

     Дидактический материал к учебному занятию: образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком.

     Место проведения: класс

     Ход урока

     1. Организационный момент.

     Проверка  готовности учащихся к уроку.

     2. Изучение нового материала.

     Слово учителя.

     а) Актуальность вязания крючком.

     Сейчас  рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

     Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.

     б) Историческая справка о вязании  крючком.

     В Египте в одной из гробниц археологи  обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка  эта относится к третьему

     В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

     Крючки  были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом  крючки появились в продаже. Нитки  вначале тоже изготавливались в  домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.

     в) Инструменты и материалы.

     Крючки  для вязания бывают различной  толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.

     Крючки  для вязания нитками изготавливают  также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные  из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.

     г) Оборудование рабочего места.

     Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь  корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

     На  рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания  работы следует мыть руки, чтобы  нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

     д) Основные виды петель.

     Положение крючка в руке.

     Крючок  можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать  крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

     Начальная петля.

     Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно  сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .

     Воздушная петля.

     Воздушная петля образует основу для вязания  первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.

     Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы  в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

     Цепочка воздушных петель.

     Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку  воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

     После вывязывания первой воздушной петли  движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных  петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”) , в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью.

     Соединительный  столбик.

     Крючок  вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.

     Столбик без накида.

     Применяется во многих узорах для получения плотной  ровной поверхности. Крючок вводят в  третью от начала цепочки петлю. Подхватив  с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через  петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.

     Столбик с накидом.

     Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

     3. Практическая работа.

     Вязание основных видов петель:

  • цепочка воздушных петель;
  • столбик без накида;
  • столбик с накидом;
  • столбик с двумя накидами;
  • столбик с тремя накидами.

     Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

     4. Закрепление изученного материала.

     Вопросы:

  1. Как нужно держать крючок?
  2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
  3. Что означает номер крючка?

     5. Итог урока.

     Проверка  и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

     6. Домашнее задание.

  • Выполнить и оформить наглядное пособие “Основные виды петель”.
 

     1.3 Урок совершенствования знаний, умений и навыков 

     Основные  дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и  обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

     Приведем  сценарий урока совершенствования знаний, умений и навыков в 7 классе.

     Раздел  программы: Рукоделие

     Тема: "Вязание и фантазии современных дизайнеров"

     Класс: 8 класс

     Время работы: 90 минут

     Цели  урока:

     Образовательная: систематизировать знания учащихся в области вязания; оценить и закрепить знания, умения и навыки работы крючком и спицами.

     Развивающая: развивать художественный вкус и познавательные способности учащихся, расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию;

     Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.

     Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и спсобов действий.

     Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, спицы, пряжа, карты-схемы, кроссворд.

     Дидактический материал к учебному занятию: журналы по вязанию, вязаные изделия, презентация.

     Место проведения: класс

     ХОД УРОКА

     1. Вступительное слово учителя. Информация с использованием презентации

     Вязание – один из самых старинных видов  декоративно-прикладного искусства, известный во всех странах. Но, несмотря на свой почтенный возраст (более 3 тысяч лет), это нестареющее рукоделие. И каждое поколение открывает для себя его привлекательность. Для многих женщин вязание - самое любимое рукоделие.

     Вязание, как и любой другой вид прикладного  искусства, постоянно развивается  и совершенствуется. Казалось бы, какие новые технологические приемы можно придумать в древнейшем искусстве - искусстве вязания? Но, как всякое творчество – вязание не может стоять на месте и порой делает неожиданные повороты. Современные дизайнеры всерьез увлеклись «гигантским вязанием». Они вяжут не только одежду, но и мебель! Дизайнеру из Германии Sebastian Schonheitтакими огромными спицами орудовать не очень уж-то легко. Однако, этот ковер он связал вручную!

     Современные дизайнеры придумали «вязаное освещение» и вязаные часы. Вы когда-нибудь видели вязаные часы? Мягкие линии этих часов не нарушат гармонии самой воздушной, нежной и светлой комнаты. Вязаный «чехол» можно снимать для стирки.

Информация о работе Урок как основная форма организации обучения технологии