Внедрение кредитно-модульного обучения и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

За все время независимости Украина все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских кадров.

Содержание

Введение
1.Историческая справка
2.Цели и задачи Болонского процесса
3.Украина в Болонском процессе
4.Модульное обучение
5.Внедрение кредитно-модульного обучения и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний студентов 6.Заключение 7.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по ВП.docx

— 43.83 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение

1.Историческая  справка

2.Цели и задачи Болонского процесса

3.Украина в Болонском процессе

4.Модульное  обучение

5.Внедрение кредитно-модульного обучения и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний студентов                                                   6.Заключение                                                                                                                          7.Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     За  все время независимости Украина  все еще, к сожалению, не смогла преодолеть социально-экономический кризис, который  ярко проявляется и в системе  высшего образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они  столь поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая девальвация статуса преподавательской  и научной деятельности, остаточный принцип финансирования образования, отсталость материально-технической  базы высшей школы, существование учебных  заведений разных форм собственности, неадекватные пенсионное обеспечение  и социальная защита преподавателей и студентов, потеря преподавательских  кадров. В итоге, высшее образование  в Украине становится неликвидным  и неконкурентоспособным, уступает уровню образования развитых стран  и не признается европейским сообществом. Такая неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных  реформ, чтобы дать возможность реализоваться  огромному интеллектуальному потенциалу, который есть в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей школы на сегодняшний  день представляется модернизация его  по европейскому образцу, большим подспорьем в этом плане может стать Болонский  процесс, задача которого - приведение высшего образования в европейских  странах к единым стандартам и  критериям [1]. 
 
 

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

     Объединение высшей школы в европейских странах  назрело довольно давно, еще в  середине ХХ столетия, в связи с  тем, что оно стало неконкурентоспособным  по сравнению с американским. Попытки  совершенствования европейского образования  по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское  соглашение, в котором ставились  принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы [1].     В 1997 году Совет Европы и ЮНЕСКО разработали и приняли Лиссабонскую конвенцию о квалификациях, относящихся к высшему образованию в странах Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны, в том числе и Украина. Лиссабонское соглашение не преследовало унификации высшего образования, а признавало и уважало ценность разнообразных образовательных систем, вместе с тем подчеркивая, что создание условий, при которых большинство людей, воспользовавшись достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть востребованными на европейском рынке труда. Гражданам европейских стран должны быть доступны общие ценности образования, науки и культуры всех стран.  Через год Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали Сорбонскую декларацию, направленную на создание открытого европейского пространства высшего образования. Революционным положением этого документа стало требование международного признания бакалавра как специалиста с высшим образованием с предоставлением ему права продолжать учебу по программе подготовки магистра.   В 1999 году 29 стран Европы в городе Болонья официально задекларировали и начали процесс объединения четырех тысяч европейских высших учебных заведений, где учатся более 12 миллионов студентов, в единое образовательное пространство. Сегодня 40 стран принимают участие в так называемом Болонском процессе, который должен завершиться к 2010 году [2]. 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

     Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 году в городе Болоньи, Италия, Болонской декларации, в  которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных  систем высшего образования в  странах Европы. Провозвестником  Болонской декларации считаются  следующие документы: Великая Хартия Университетов (1988) и Сорбонская декларация (Париж, 1998). Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. В Болонский  процесс входят более 50 стран Европы.

Основные  задачи Болонского процесса:

  1. Введение общепонятных сравнимых квалификаций в области высшего образования.
  2. Переход на двухступенчатую структуру: бакалавриат и магистратура.
  3. Введение оценки трудоемкости курсов в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение кредитов в дипломе.
  4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала – каждый студент должен провести не менее 1 семестра в ВУЗе другой страны.
  5. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.
  6. Введение аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьей ступени.
  7. Придание «европейского» измерения высшему образованию. Повышение конкурентно способности образования в мире.
  8. Развитие дополнительного образование – «образование в течении всей жизни» [3].

Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты:

1. Четкая  унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество  усвоенных знаний, для сопоставления  высшего образования в различных  странах. Такие меры должны  обеспечить занятость европейских  граждан с высшим образованием  и международную конкурентоспособность  европейского высшего образования.

2. Двухуровневая  система высшего образования.  Большой проблемой во многих  странах стал чрезмерно избыточный  перечень специальностей и специализаций,  причем как в Европе, так и  в Украине. Существуют также  значительные различия между  учеными степенями, получаемыми  в университетах и академиях.  Для обеспечения стандартизации  степеней и специализаций планируется  перейти на двухуровневую систему  образовательно-квалификационных уровней:  бакалавр и магистр. Бакалавр - это специалист, который может  работать по специальности или  продолжить образование, перейдя  на вторую ступень - в магистратуру. Степень магистра предполагает  наличие более глубоких фундаментальных  знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором - 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний - естественные науки,                социо-гуманитарные, экономические и пр.

3. Учреждение  кредитной системы по Европейской  кредитно-трансферной системе (ECTS). Кредитами называются условные  единицы, в которых определяется  объем образования. За каждой  такой единицей стоит определенное  количество освоенных понятий,  связей между понятиями, наработанные  навыки, то есть общая трудоемкость  полученных знаний и умений, включая  самостоятельную работу студентов  и сдачу ими промежуточных  и итоговых экзаменов, другие  виды учебной работы. Для получения  европейского диплома бакалавра  требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно  60-120 часов. Именно систему кредитов  рассматривают как средство повышения  мобильности студентов при переходе  с одной учебной программы  на другую, включая программы  последипломного образования. ЕСТS  станет многоцелевым инструментом  признания и мобильности студента, средством реформирования учебных  программ, а также средством передачи  кредитов высшим учебным заведениям  других стран. Аккумулирующая  кредитная система дает возможность  учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но  и участие его в научных  исследованиях, конференциях, предметных  олимпиадах и т. д. В отдельных  странах как условие начисления  кредитов выдвигают следующее  требование: учебная нагрузка должна  включать 50% и более самостоятельной  работы студента. Благодаря накопительной  системе кредитов студент сможет  поступить в университет одной  страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения  университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

4. Усиление  мобильности студентов, преподавателей, администрации вузов. Для осознания  и утверждения конкурентоспособности  своих знаний и умений каждый  студент должен иметь возможность  хотя бы короткое время обучаться  и стажироваться за рубежом,  а благодаря этому в основном  вузе он может сократить количество  часов, посвященных изучению иностранных  языков. Мобильности студентов способствует  целенаправленная подготовка к  сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру  по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

5. Создание  сравнимых критериев и общей  методологии для вузов всех  европейских стран. В настоящий  момент страны Европы интенсивно  занимаются созданием сети агентств  по контролю качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные  агентства, независимые от национальных  правительств и международных  организаций. Оценка студентов  будет основываться не на длительности  или содержании обучения, а на  знаниях, умениях и навыках,  которые приобрели выпускники. Одновременно  с этим будут установлены стандарты  транснационального образования.

6. Приведение  высшего образования в различных  странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных  учебных планов, тренингов, исследований.

7. Внедрение  в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет  человеку получить в течение  жизни несколько дипломов и  ученых степеней, а университету - значительно улучшить финансово-материальное  обеспечение за счет предоставления  информационно-материальной базы  для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) - образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

8. Партнерство  студенческих организаций и официальных  образовательных институтов.

9. Повышение  привлекательности (промоция) и конкурентоспособности  европейского высшего образования.

10. Трудоустройство  выпускников. Одним из важных  положений Болонского процесса  является ориентация высших учебных  заведений на конечный результат:  знания выпускников должны быть  применимы и использованы на  пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие  квалификации должны быть востребованы  на европейским рынке труда,  профессиональное признание квалификаций  следует упростить и облегчить.  Для признания квалификаций, присвоенных  определенным вузом, планируется  повсеместно использовать приложения  к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО [4]. 

3. УКРАИНА В БОЛОНСКОМ  ПРОЦЕССЕ

     Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской  комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова  и Украина. Россия включилась в Болонский  процесс совсем недавно. Для интенсивной  образовательной интеграции следует  кардинальным образом реформировать  высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса опасно делать необдуманные шаги. Болонский процесс - явление  неоднозначное, требующее взвешенного  подхода к решению как отдельных  вопросов, так и образовательной  интеграции в целом. Сегодня в  Украине делается все возможное  для внедрения принципов Болонского процесса. Так, вопросы реформирования высшего образования Украины отражены в Указе Президента Украины от 14 сентября 2000 года «О Программе интеграции Украины в Европейский Союз», в соответствующих распоряжениях Кабинета Министров, в решениях Министерства образования и науки Украины. Национальная доктрина развития образования прошла экспертизу Совета Европы. В Украину приезжали эксперты, которые знакомились с практикой внедрения задекларированных отечественным законодательством норм в наших университетах и колледжах. С 1993 по 2003 год высшие учебные заведения Украины совместно с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS, что дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить и издать современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании. Избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам, хотя нельзя отрицать, что предстоит еще очень много работы [2].       В прошлом году Украина завершила подготовительный этап и начинает активно внедрять в университетскую систему образования принципы Болонской декларации. 2005 год определен как важный этап мониторинга: необходимо завершить подготовку окончательной модернизации высшей школы, скоординировать деятельность различных вузов в этом направлении. В частности, медицинские вузы Украины с 1 сентября 2005 года планируют утвердить принципиально новый учебный план, максимально приближенный к принципам Болонского процесса.   Сегодня в Украине законодательно утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные для 80% направлений (квалификаций), содержат все требования к компетентности, квалификационной характеристике и системе определения качества знаний. В 2001 году Министерством образования разработано приложение к диплому европейского образца, которое планировалось выдавать по желанию студента. Но поскольку в рамках Болонского процесса задекларирована выдача такого приложения бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, то сейчас необходимо решить главную проблему - финансовое обеспечение расходов для этой цели. Системы непрерывного высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, дистанцирована от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук [2].           Таким образом, уже сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские схемы и критерии. Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине - академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр - практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда. Кроме того, очень сложным, с точки зрения практической реализации, требованием является обеспечение адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты уверены: даже при четырехлетнем обучении предоставить достаточные возможности для профильной и практической подготовки бакалавра нелегко. Болонский процесс предусматривает внедрение трехлетней учебной программы на этапе бакалаврата, что еще более усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности. Поэтому можно предположить, что большинство стран выберут четырехлетнюю программу обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России.        Должна измениться и традиционная система оценок. Сейчас в зачетках студентов их четыре вида, от «неудовлетворительно» до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и «очень хорошо». Нельзя забывать и о параллельной реформе средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить иностранный язык в университете, потому что в средней школе учащиеся осваивают, как минимум, два иностранных языка. При необходимости студент выбирает еще один язык для обучения в университете, если он нужен для специализации, исследования. Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы человек приходил в университет из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов в европейском пространстве недостижима. Особенно масштабной реформой в системе высшей школы является внедрение академических кредитов аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша задача сегодня - разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный медицинский вуз страны - НМУ им. А.А. Богомольца. Для полного включения в Болонский процесс недостаточно формального внедрения его принципов. Одной из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены давно, но они несовершенны, постоянно пересматриваются и дополняются. В последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов. Очень болезненным для нашей страны является и вопрос подготовки научных и преподавательских кадров для высшей школы. У нас функционирует система ВАК, которой нет ни в одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что эта система - рудимент в научном мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза. И, конечно же, самый важный вопрос - трудоустройство выпускников вузов. Создание европейского пространства высшего образования будет способствовать высокой мобильности и конкурентоспособности знаний и умений украинских граждан. В условиях социально-экономического состояния, в котором находится Украина сейчас (безработица, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, слабая социальная защита), может возникнуть потовая ситуация: усиление миграции граждан Украины в страны Европы в поисках достойной работы, утечка интеллектуального достояния из страны. Поэтому решение образовательных проблем в Украине, согласно болонским договоренностям, требует интенсивного развития производства, создания значительного количества новых рабочих мест, обеспечение молодежи, в соответствии с украинским законодательством, правом первого рабочего места, которое до сих пор остается только лозунгом.         Образование в Украине можно и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным. Это - не формальная прихоть наших европейских коллег, а требования времени и реальных потребностей нашего общества [2]. 

Информация о работе Внедрение кредитно-модульного обучения и введение модульно - рейтинговой системы оценки знаний студентов