Анализ перспектив развития туризма в Армении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ перспектив развития туризма в Армении, выявление приоритетных задач при решении этой проблемы.
Цель работы определила ее задачи:
1. Дать комплексную оценку туристическому потенциалу Армении
2. Проанализировать и оценить перспективы развития туризма в Армении
3. Определить приоритетные направления развития туризма в Армении

Работа содержит 1 файл

туризм).doc

— 320.50 Кб (Скачать)

 

  • Туристические формальности

Действующие в Армении  в настоящий момент туристические  формальности в целом не отличаются от действующих в странах СНГ. Между Республикой Арменией и большинством стран Содружества (кроме Туркмении) существует безвизовый режим пересечения границы. Разумеется, без специального разрешения запрещен ввоз и вывоз оружия, наркотиков, культурных ценностей, драгоценных камней и металлов (кроме личных украшений), животных.

К вывозу, однако, запрещены  редкие предметы, являющиеся эксклюзивным продуктом армянского рынка. К их числу относится редкий вид красного червя («вардан кармир»), являющийся органической  основой для производства редкого оттенка красной краски.

С остальными странами, практикующими  визовый режим, Армения также  осуществляет подобный режим на паритетной основе. При облегченном визовом режиме (как, к примеру, с Египтом), египтяне пересекают границу РА по упрощенному варианту. В Армении отсутствуют миграционные карточки, и любой гражданин РФ ил другой страны СНГ может оставаться в РА на любой срок. Он должен зарегистрироваться в уведомительном порядке по месту своего проживания и имеет право на работу (только в коммерческих структурах) в соответствии с Декларацией о свободном перемещении рабочей силы в СНГ.

Представители зарубежной армянской диаспоры имеют возможность приобрести за 1000 долларов документ, имеющий все внешние признаки армянского паспорта, однако не дающего прав гражданства. По этому документу любой этнический армянин, гражданином какой бы страны он не являлся, имеет право безвизового въезда на территорию исторической родины. Этот документ не пользуется особым спросом: члены зарубежной армянской диаспоры предпочитают получать визу в установленном порядке, поскольку возвращение в свою страну сопряжено с определенными трудностями – в общегражданском паспорте при пересечении границы не ставятся соответствующие визы.

В соответствии с духом  времени, Армения приняла одна из первых решение, связанное с прорывом в области электронных технологий управления.

Осуществлению проекта помогло наличие большого количества специалистов-компьютерщиков для работы с огромным количеством документов в режиме «он-лайн». Несмотря на низкий уровень жизни, малое количество компьютеров и слаборазвитую Интернет-сеть, Армения одной из первых стран (вслед за Австралией) подготовила достаточно амбициозный проект электронного управления. Главный пункт программы - электронная система получения виз, представляющий возможность всем, желающим посетить Армению, не приходить в армянское посольство, чтобы въехать в страну. Вместо этого им просто предложат заполнить бланк электронной анкеты и заплатить необходимую сумму с кредитной карточки. Если просьба о получении визы будет удовлетворена, то дальше въезжающим в Армению будет необходимо только предъявить контрольный код, когда они прибудут в ереванский аэропорт Звартноц.

Власти республики утверждают, что Армения создаст наиболее широкую визовую систему в  мире. Сейчас практически только одна страна ввела электронные визы. Первопроходцем в этом деле стала Австралия, но ее системой электронных виз могут пользоваться только граждане 33 стран. Армения же предоставит эту возможность абсолютно всем, кому нужна виза для въезда в страну.

Правительство возлагает  на реализацию этого проекта большие  надежды: при планировании маршрутов по данному региону турист может смело включать Армению в большие региональные туры. Поэтому, по предположению специалистов,  программа может повысить уровень въезда туристов в страну сразу на 10-15%. Это также сократит расходы посольств: до 40 процентов консульских услуг можно оказывать в режиме «он-лайн»17. В долгосрочной перспективе можно надеяться, что проект станет самоокупаемым, поскольку плата за прием анкет может идти на поддержание электронной визовой системы.

Уже в  августе 2003 г. в Армению прибыл 1000-й посетитель по электронной визе. По сообщению пресс-службы МИД РА, ею стала С. Мазманян, которая прибыла в Ереван из американского штата Коннектикут.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Туризм как составная часть национальной программы возрождения экономики

 

Бурное развитие туризма  в Армении в начале нового тысячелетия  инициировали ряд событий:  празднование 1700-летия принятия Арменией христианства, приезд Папы римского Иоанна Павла II, десятая годовщина независимости республики. По мнению президента РА Р.Кочаряна, потребовалось 3-4 года для создания впечатляющей базы в развитии туризма. Так, только в преддверии 1700-летнего юбилея принятия христианства только за один месяц в эксплуатацию были сданы сразу 5гостиниц19.

Еще в 2000 году были четко зафиксированы основные проблемы отрасли и пути их решения. Задачей номер один стало повышение уровня туристического сервиса. Как страна постсоветского пространства, Армения имела одинаковые со странами СНГ проблемы - несовершенные туруслуги, бездорожье и отсутствие автобусов соответствующего класса, острая нехватка кадров, неблагоустроенные музеи и культурные комплексы, монопольная ситуация в гостиничном и ресторанном бизнесе, низкий уровень обслуживания.

Ставка была сделана на въездной туризм. Туризм как отрасль экономики был признан правительством одной из приоритетных отраслей. Большой наплыв туристов и несокращающийся до сего времени туристский бум вынудили правительство разработать программу и осуществить ряд мероприятий по развитию туризма в государстве. Министерство экономического развития и торговли Армении является проявляет высокое участие в развитии туризма в стране.    Одним из путей развития туристической инфраструктуры было признано привлечение иностранных инвестиций в эту отрасль.  Надежды власть предержащих в этом отношении были оправданы, поскольку ставка была сделана на армянскую диаспору. В первую очередь этнические армяне вкладывали деньги в гостиничный бизнес .

Уже к началу 2004 года, в Армении  сложилась довольно серьезная конкуренция в гостиничном бизнесе, что, правда, не привело к ощутимому снижению цен в гостиницах. Была решена часть проблем с автодорогами, хотя в настоящий момент их качество еще далеко от принятых стандартов. Частично решены проблемы экскурсионного автопарка: представителями частного сектора закуплены 20 оснащенных кондиционерами и санузлами автобусов туристического класса.

Одной из основных  задач для  армянского правительства стало  должное представление Армении  на международном рынке, что сразу  же было воспринято государственной функцией (см. п. 2.2.).

В 2003 г.  представители туристической  индустрии Армении ощутили негативное воздействие иракской войны, и ряд  договоренностей с различными международным  турагентствами был аннулирован. Однако по-прежнему ощущается положительная динамика развития отрасли. Еще двумя факторами, сдерживающими развитие международного туризма, стали распространение атипичной пневмонии и международный терроризм. Армения смогла остаться в стороне от многих негативных последствий этих процессов. По мнению министерства торговли и экономического развития  Армении, в этом аспекте республика стала восприниматься, как альтернативная страна, хотя некоторое время Армения воспринималась страной, прилегающей к региону иракской войны. Однако, война довольно скоро завершилась и ситуация локализовалась.

Развитие туризма в Армении  серьезно затруднено общим состоянием ее экономики. С распадом Советского Союза отлаженный механизм экономического регулирования огромного хозяйственного комплекса рухнул. Под его обломками была погребена и экономика Армении. Серьезно осложнило экономическую ситуацию в регионе война с Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Большую проблему представляет эмиграция из страны, принявшая в последнее десятилетие масштаб национальной катастрофы.

Правительство Армении не только уделяет  большое внимание развитию туризма  в стране. Туризм считается одной  из приоритетных отраслей экономики, что  доказано развитием туризма в  последнее пятилетие. В сферу  правительственной деятельности входит широкий круг проблем – от формирования концепции развития туризма в стране до финансового участия в реализации  многих проектов. Министерство торговли и экономического развития Армении является органом, патронирующим туристическую отрасль республики.

Последние годы в Армении сформировалась и реализуется государственная политика, направленная на всеобщее поддержание туристической сферы путем целевых государственных программ, урегулирования законодательного поля, осуществления рекламных кампаний и т.д.

С началом тысячелетия в стране разработана государственная программа развития туризма, рассчитанная на три года. Ее основными пунктами являются: создание нормативно-правовой базы, организация туристической деятельности и управление развитием туризма, информационно-рекламное обеспечение, продвижение турпродукта на внешний рынок, кадровое и научное обеспечение сферы туризма. Особое внимание уделяется подготовке экскурсоводов нового поколения, для чего организуются специальные курсы и программы.

Кроме того, разработан закон РА «О Туризме и туристической деятельности». Закон  регулирует отношения «государство - туристическая организация – потребитель». При этом закон преследует три цели: формирование правового поля для работающих в Армении турагентов и туроператоров, введение лицензирования деятельности гидов-переводчиков, а также фиксация стандартов качества в гостиничном хозяйстве. Закон должен способствовать повышению качества услуг и благоприятно повлияет на ценообразование в сфере туризма, сделает Армению более привлекательной и предсказуемой для туристов. Предусмотрена разработка предложений по финансированию реконструкции и строительства туробъектов за счет внебюджетных источников.

Национальное собрание Армении  приняло во втором чтении пакет законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы «О туризме и туристической деятельности», «О лицензировании» и «Об организации и проведении проверок в организациях, учреждениях, предприятиях».

В ходе обсуждения представленных законопроектов было отмечено, что недостатком законодательства являются неупорядоченные принципы стратегии государства в сфере туризма, в частности, касающиеся  представления Армении за рубежом в качестве объекта туризма, а также полномочия и ответственность правительства за выполнение программ в этой области. Кроме того, в этой части не защищены права потребителей.

Правительство утвердило государственную  Программу развития курортных санаториев и домов отдыха, в которой подчеркивается стратегия развития оздоровительного туризма. Правительство одобрило программу перспективного развития санаториев и домов отдыха на 2004-2008 гг. и график исходящих из программы мероприятий.

Что касается гостиничного комплекса, то, несмотря на бурное формирование этого  бизнеса в Армении, правовая база для этого вида деятельности слаба. В принятом парламентом пакете законопроектов зафиксирована государственная политика в области развития туризма, разграничены   ее   отдельные   направления,   а   также   те институциональные элементы, которые позволят повысить качество предоставляемых услуг и осуществлять контроль за этим процессом. Принятие законопроектов позволит реформировать туристическую инфраструктуру страны, привлечь в эту сферу экономики иностранные инвестиции и интегрироваться в международные туристические структуры, считают в правительстве Армении.

Национальным собранием РА был  принят пакет налоговых поправок, в результате чего от налога на добавленную  стоимость были освобождены организации, занимающиеся въездным туризмом.

В рамках программы будет проведено  подробное описание имущества, а затем, на информационной базе будут оформлены инвестиционные пакеты. Первым шагом после этого будет приватизация лечебниц и санаториев. Новая программа предполагает вовлечение в сферу туризма ученых, которые изучат возможности армянского климата и ландшафта для будущего развития инфраструктуры туризма и разработки перспективных программ для привлечения туристов.

Важной вехой в развитии туризма  в Армении стали две программы, принятые Министерством экономического развития РА в 2002 г. Первая касается развития туризма в общинах (первичной административной единице Армении). Программа констатирует факт, хорошо известный из мировой практики туризма: столичные туроператоры, формируя турпродукт из общенациональных ресурсов, прибыль в качестве налогов  приносят в столичный бюджет. Основная цель программы – стимулирование территориального развития с помощью туризма. Это должно инициировать создание новых рабочих мест, формированию благоприятных инвестиционных условий, росту бюджетного дохода общин и т.п. На первом этапе программы предусмотрено провести туристическое районирование республики. Второй этап предусматривает создание общенациональной системы информации на основе региональных центров и создать координационный центр – Армянское агентство развития туризма.  Третий этап ставит своей задачей поддержку формирующихся коммерческих механизмов в сфере регионального туризма.

Вторая программа касается перспектив развития курортных санаториев и  домов отдыха на территории Армении. Констатируя печальный факт сокращения числа посещений армянских здравниц (почти в 40 раз), министерство намечает пути выхода из сложившегося кризиса. В их число входят: правильная оценка потенциала курортных ресурсов, отдельных курортов, проведение инвентаризации; районирование курортных ареалов, организация углубленных маркетинговых исследований, в т.ч. международного рынка лечебно-оздоровительных услуг и т.д.

В целом, признав своевременность  появления документов, нельзя не отметить, что они носят, скорее, декларативный  характер, поскольку не предусматривают механизмов выполнения этих, бесспорно, нужных программ.

Музейный сектор в армянском  туристическом продукте расценивается  правительством, как довольно серьезная  составляющая. С этим связана и  ценовая политика туристических фирм, занимающихся въездным туризмом. Традиционно считается, что слабая конкурентоспособность армянского турпродукта связана с высокими ценами, отпугивающими многих клиентов. Однако чиновники высокого ранга министерства торговли и экономического развития считают, что особенность армянского туризма состоит в том, что он строится, в основном, на экскурсионно-познавательной составляющей. Многие фирмы предлагают трех- и более дневные маршруты Армении с посещением культурных и исторических достопримечательностей, музеев, которые по цене, увы, сопоставимы с десятью днями на берегу моря в Анталии. Тем не менее, проанализировав компоненты армянского турпродукта, власть предержащие в Армении  пришли к выводу, что дороговизна эта, в основном, связана с гостиничными ценами. В данный период времени  правительство вступило в борьбу с монополистами в гостиничном секторе, стремятся ликвидировать монополию, что уже привело к некоторому спаду цен.

Информация о работе Анализ перспектив развития туризма в Армении