Бальнеология Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Санаторно-курортное лечение в Российской Федерации основано на применении природных лечебных ресурсов в сочетании с физиотерапевтическими и медикаментозными методами, причем природным ресурсам отводится главенствующая роль. К природным лечебным ресурсам относятся ландшафты, биоклимат и гидроминеральные ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи). Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», принятый Государственной Думой 27 января 1995 года, даёт следующее определение природным лечебным ресурсам: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Содержание

Введение. 3
Бальнеология. Понятия и определения. 5
История развития бальнеологии. 7
Лечебные минеральные воды Российской Федерации.
Особенности состава, критерии оценки и принципы деления. 10
Газовый состав.
Степень газонасыщенности.
Ионный состав.
Общая минерализация.
Содержание биологически активных веществ.
Температура.
Радиоактивность.
Кислотность-щелочность.
Основные методы бальнеологического лечения и их применение. 15
Ванны.
Купания.
Промывания и орошения.
Питьевое лечение.
Ингаляции.
Бальнеологические курорты Российской Федерации. 20
Ессентуки.
Кисловодск.
Железноводск.
Пятигорск.
Горячий Ключ.
Краинка.
Анапа.
Минеральные воды.
Заключение. 26
Литература.

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

  С 1994 года реализация государственной  политики в области сохранения и  развития курортного комплекса была возложена на Государственный комитет  Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Как показала семилетняя практика, комитет, не располагавший ни одним санаторно-курортным учреждением, необходимой научно-образовательной базой, кадровым потенциалом, вынужден был привлекать постоянно учреждения, специалистов здравоохранения в области курортного дела при подготовке законодательных и иных нормативно-правовых документов и осуществлении мероприятий, направленных на развитие курортного комплекса России.

  По  данным Госкомстата, на 1 января 2001 года сеть санаторно-курортных учреждений страны составила 2 тысячи 470 учреждений на 383 тысячи коек, из них только сеть санаторно-курортных учреждений системы здравоохранения составляют 607 санаториев на 77 тысяч коек, из которых 103 санатория для взрослых и 504 санатория для детей. 85 процентов санаториев сегодня находятся в ведении органов управления здравоохранением субъектов России. В 2000 году в них получили санаторно-курортное лечение 506 тысяч человек, в том числе 367 тысяч детей. В подчинении Министерства здравоохранения России находятся 39 санаториев для детей и детей с родителями на 9 тысяч коек и 13 санаториев для взрослых, больных туберкулезом, на 3,5 тысячи коек. В 2000 году в них получили лечение 117 тысяч больных.

  К сожалению, на сегодняшний день система  санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом интересов и возможностей, прежде всего, собственника. Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности санатории России составляют единый комплекс в решении общей задачи, требующий, прежде всего, организационно-методического обеспечения.

  Правовое  обеспечение современной государственной  политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха нашло отражение в ряде федеральных законов, которые были приняты в 1995—1996 годах. Один из основных законов – закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Там в терминологии обозначено, что курортное дело – это, прежде всего, «совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактике заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов». Россия сегодня обладает уникальными лечебными источниками, такими как Марциальные воды Карелии, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, нарзаны Кисловодска, лечебные грязи озера Карачи, сероводород Мацесты. Такого разнообразия не найти ни в одной другой стране мира. Это жемчужины России, которые находятся на службе человека более 250 лет. В настоящее время на курортах РФ выявлено и используется в виде бальнеопроцедур 42 типа природных минвод и 410 месторождений с эксплуатационными запасами в 280 тысяч м3 в сутки. Минводы разведаны в 73 субъектах из 89 субъектов РФ.

  Вместе  с тем, необходимо отметить, что имеющийся  санаторно-курортный комплекс страны в ряде случаев используется недостаточно эффективно. Отсутствие единой структуры  санаторной помощи, а также особенности  налоговой политики не могли не отразиться на сегодняшнем состоянии курортов страны.

  В настоящее время в связи с  передачей большинства месторождений  в пользование и разработку различным  акционерным обществам необоснованно  резко возросла стоимость природных  лечебных факторов: минеральных вод, лечебных грязей, отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений. Так, мацестинская ванна сегодня в наших санаториях, которые входят в систему Министерства здравоохранения России, стоит для одного ребенка 98 рублей, а для взрослого больного, остро нуждающегося в этой ванне, – 198 рублей. Один стакан минеральной воды «Ессентуки» для ребенка стоит сегодня 3,5 рубля, а для лечения необходимо каждый день по несколько стаканов потреблять как детям, так и взрослым. Стоимость одного койко-дня в санаториях различных ведомств сегодня составляет от 330 до 800 рублей, средняя стоимость путевки – 575 рублей за один койко-день. Путевки сегодня оплачиваются из федерального бюджета для социально незащищенных категорий населения и выделяются лицам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении. Это — дети, инвалиды. Бесплатно для жителей РФ путевки выдают Минздрав России, Минтруд России, на льготных условиях – за 10—15 процентов себестоимости – Минобороны, МВД, ФСБ, Спецстрой России. Все остальные – на платной основе.

  Сегодня назрела необходимость обоснования  концепции развития курортного дела в России, в которой должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной  системы от центрального ведомства  до муниципального санатория. Постановлением Правительства России в 1996 году была принята четырехлетняя федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения». За период реализации программы предусмотренное финансирование практически не осуществлялось. Как соисполнитель программы Минздрав России не получил какого-либо финансирования на реализацию ее мероприятий. При этом задачи, которые были поставлены программой, не только не потеряли своей актуальности, но приобрели еще большее значение в связи с необходимостью усиления мер  по сохранению и укреплению здоровья населения. Учитывая изложенное, в настоящее время Минздрав России разрабатывает единую федеральную целевую программу, одной из подпрограмм которой является развитие курортов федерального значения. 

 

   Литература. 

    1. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: «Финансы и статистика»,1998.
    2. Курорты: Энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия»,1983.
    3. Курорты СССР / Под ред. С.В. Курашова, Л.Г. Гольдфайля, Г.Н. Поспеловой. – М.: «Государственное издательство медицинской литературы»,1962.
    4. Постановление правительства РФ от 20 октября 1994г. №1180 «вопросы Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму».
    5. Федеральный закон от 23 февраля 1995г. №26-ФЗ «О природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
    6. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1996г. №101 «О федеральной целевой программе «Развитие курортов федерального значения»».
    7. www.kved.ru             

 

  

Информация о работе Бальнеология Российской федерации