Безопасность на железнодорожном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения. И хотя довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки, железные дороги всегда исторически активно участвовали в развитии туристского движения.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3-4
1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом..5-6
2.Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте.....................7
3.Обеспечение безопасности железнодорожных перевозок в РФ.....................8-10
4.Правила поведения на железной дороге.........................................................11-14
Заключение....................................................................................................................13
Список использованных источников.........................................................................14

Работа содержит 1 файл

контрольная Безопасность на железнодорохном транпоч.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.......................................................................................................................3-4

1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом..5-6

2.Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте.....................7

3.Обеспечение  безопасности железнодорожных перевозок  в РФ.....................8-10

4.Правила  поведения на железной дороге.........................................................11-14

Заключение....................................................................................................................13

Список  использованных источников.........................................................................14

 

Введение 

     Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения. И хотя довольно серьезную конкуренцию железнодорожным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурсионных маршрутах составляют автомобильные перевозки, железные дороги всегда исторически активно участвовали в развитии туристского движения.

     В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:

•   прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);

•  обслуживание в вагонах по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);

•  организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте).[6]

     Итак, железнодорожный транспорт – это вид транспорта наиболее приспособленный к массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги имеют высокую провозную способность. Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоёмкость перевозочной работы. На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки пассажиров и грузов. Железные дороги является универсальным видом транспорта для перевозок пассажиров и всех видов грузов в международных сообщениях и внутри страны. Наличие в России густой сети железных дорог, особенно в Европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географическому расположению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.

     Но необходимо помнить, что железная дорога, являясь удобным, надёжным и недорогим средством передвижения туристов, одновременно требует повышенного внимания к обеспечению безопасности при путешествии. Как показывает практика, большинство туристов недостаточно серьезно относятся к этой проблеме. Задача турфирмы – максимально обезопасить путешествующего туриста и его багаж, снизить риск травматизма. Поэтому, рассматриваемая в данной работе тема обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте является актуальной.

 

1.Правовые  основы перевозок  пассажиров железнодорожным  транспортом

     Наиболее полным документом в области международного железнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (1980г.), в которой  отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении. Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными государственными органами. В рамках многостороннего «Договора о международных перевозках пассажиров и багажа» сотрудничают железные дороги Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испании, Финляндии и Турции. Железные дороги Российской Федерации являются участниками многостороннего «Соглашения о международном грузовом сообщении» (СМГС) и многостороннего «Соглашения о международном пассажирском сообщении» (СМПС). Эти соглашения были подписаны странами СНГ (за исключением Армении), Прибалтийскими государствами, Албанией, Болгарией, Польшей, Вьетнамом, Ираном, КНР, КНДР, Монголией. Двусторонние договоры в области железнодорожных перевозок Российская Федерация имеет с Австрией, Турцией, Финляндией, Югославией.[9] 
     Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003г.), Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995г.), «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999г.) и др.

     В документе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перечисляются нормативные документы, содержащие правила, обязательные для всех участников системы пользования и обслуживания железнодорожным транспортом, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке Федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными организациями. Информация, касающаяся перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, изложена в главе VI Устава. В ней подчеркивается, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать:

-  безопасность перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа; 
- качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах; 
-  сохранность перевозимых вещей и их своевременную доставку; 
-  движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием. 
     Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правилам эксплуатации. Железнодорожные станции, открытые для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа, должны быть оборудованы железнодорожными билетными кассами, помещениями для приема и выдачи багажа, камерами хранения ручной клади, залами ожидания, справочными бюро, комнатами отдыха, комнатами матери и ребенка, ресторанами, буфетами, помещениями для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.

     Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком. В случае нарушения договоров о предоставляемых услугах Уставом определяется ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, а также порядок составления актов и предъявления претензий и исков. [9]

 

2.Правила перевозки  пассажиров на  железнодорожном  транспорте

     Перевозка пассажиров на железных дорогах Российской Федерации осуществляется в соответствии с «Законом о железнодорожном транспорте», «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» и «Правилами перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам России». Согласно этим документам каждый пассажир обязан иметь при себе проездной документ (билет); хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять по требованию лиц, производящих контроль (за исключением случаев, когда билет хранится у проводника вагона или у сопровождающего группу, если это групповой билет). Безбилетный проезд пассажиров влечет за собой наложение штрафа.

     Каждый пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест при приобретении проездного документа пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости. 
     Пассажир при проезде в поездах дальнего следования вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место. Если ребенок до 5 лет занимает отдельное место, на него необходимо приобрести детский билет. Если с пассажиром едет более одного ребенка в возрасте до 5 лет, одного можно провезти бесплатно, а на остальных необходимо приобретать детские билеты. В международном сообщении дети в возрасте до 4 лет, для которых не требуется отдельного места, провозятся бесплатно без оформления на них проездных документов. За детей от 4 до 12 лет и за детей младшего возраста, для которых требуется отдельное место, оплачивается 50 % стоимости билета взрослого пассажира. Для детей старше 12 лет требуется проездной билет, как для взрослого. Помимо этого, для ребенка старше 10 лет требуется плацкарта на спальное или кушетное место.[9]

3.Обеспечение безопасности железнодорожных перевозок в РФ

     В РФ главным национальным оператором железнодорожного транспорта является ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД). В настоящее время ведущим программным документом, на основании которого осуществляется планирование развития железнодорожной сети этого оператора, является «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Нормативными актами, регулирующими обеспечение транспортной безопасности на железных дорогах в Российской Федерации, служат «Нормы безопасности на железнодорожном транспорте», которые включают около 150 отдельных документов. Увеличение частоты террористических актов и диверсий на железных дорогах Российской Федерации, а также усиление ущерба от них делают актуальной задачу доработки этих нормативных актов с целью отражения современной оперативной обстановки и изменившегося в последние годы характера рисков.

     Практически всеми структурными подразделениями ОАО РЖД осуществляется ряд мер, направленных на повышение безопасности перевозок пассажиров и грузов, а также охрану железнодорожной и логистической инфраструктуры, находящейся в собственности этих подразделений [7]. Задача защиты железных дорог от злоумышленных разрушающих воздействий результативно может быть решена только на основе системного подхода к постановке целей в области безопасности и планированию мероприятий, направленных на их достижение. Обязательными требованиями к такой системе являются: комплексность охвата; слаженность действий работников железнодорожного транспорта, органов МЧС Российской Федерации, Железнодорожных войск Министерства обороны Российской Федерации, служб медицины катастроф и других органов в реальном времени; адекватность настоящим и будущим угрозам. [3]

     Для обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» планируется решения следующих основных задач:

  • совершенствование основных положений государственной политики и нормативной правовой базы обеспечения безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и их реализация;
  • разработка комплекса мероприятий по реализации положений государственной политики и приоритетных направлений обеспечения безопасности транспортной системы России в области железнодорожного транспорта;
  • разработка методологии и практических методов решения задач обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта;
  • определение состава угроз безопасности объектов железнодорожного транспорта;
  • проведение категорирования и оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта;
  • разработка системы требований по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом категории и уязвимости объекта;
  • разработка системы обременения хозяйствующих субъектов обязательствами по осуществлению мобилизационной подготовки на железнодорожном транспорте, выполнению воинских и специальных железнодорожных перевозок (включая механизмы финансирования);
  • разработка и реализация системы мероприятий по повышению комплексной защищенности объектов инфраструктуры, создание перечня объективных критериев для объединения объектов железнодорожного транспорта в группы с целью снижения расходов на обеспечение их безопасности за счет типизации и стандартизации;
  • разработка и адаптация новейших технологий и программно-аппаратных средств обеспечения безопасности, в том числе пассивных и активных средств защиты критически важных и опасных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • создание автоматизированной системы мониторинга состояния и управления безопасностью критически важных и опасных объектов инфраструктуры;
  • совершенствование материально-технического, информационно-коммуникационного, научно-технического и кадрового обеспечения безопасности;
  • подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
  • осуществление автоматизированного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
  • создание, модернизация и ведение баз данных по оценке уязвимости категорированных объектов;
  • разработка и ведение планов обеспечения транспортной безопасности категорированных объектов;
  • паспортизация категорированных объектов;
  • мониторинг состояния транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, включая создание и эксплуатацию центра контроля состояния транспортной безопасности;
  • эксплуатация, техническая поддержка и модернизация единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности в части железнодорожного транспорта;
  • оснащение (модернизация) объектов железнодорожного транспорта техническими средствами защиты.[1]
 

 

4.Правила поведения на железной дороге

     Очевидно, что в вопросах безопасности движения самое главное - понимание пассажирами того факта, что железная дорога в силу своих технических особенностей – зона повышенного внимания. Необходимо знать и всегда помнить:

  • хождение по путям в неустановленных местах – самое распространённое нарушение на железнодорожном транспорте. А ведь известно, что неожиданное появление человека на путях или под стоящим составом может привести к несчастному случаю и нарушению движения.
  • машинисты железной дороги обладают огромным опытом и тщательно проинструктированы на случаи аварийных ситуаций, но даже их профессионализм и автоматическая реакция не смогут заставить многотонный состав остановиться за доли секунды.
  • тормозной путь поезда варьируется от 33 до 1000 м, мгновенная остановка невозможна. Поэтому переходить пути рекомендуется лишь в специально предназначенных для этого местах, обязательно под прямым углом к направлению путей, не наступая на головку рельса, чтобы не поскользнуться и не упасть. Стрелочный перевод – запрещенное для перехода место, предугадать режим работы стрелки человеку неосведомлённому невозможно.
  • при пересечении путей ни в коем случае нельзя выдвигаться на железнодорожное полотно сразу после проследования поезда: важно убедиться в отсутствии встречного состава, для чего требуется дождаться, когда хвостовой вагон поезда удалится из пределов видимости.
  • человек, оказавшийся между движущимися поездами, рискует вдвойне: сила воздушного потока, создаваемого составами, достигает 16 тонн. Думается, попасть в такие тиски не пожелает ни один здравомыслящий человек.
  • неподвижные вагоны неподвижны лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе чем на 5 метров нельзя – любой вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую минуту. Категорически запрещено находиться под стоящим или, тем более, перемещающимся подвижным составом. Этого никогда не делают сами железнодорожники.

     Согласно статистике, нередки несчастные случаи с людьми, идущими параллельно железнодорожным путям. Если человек не может избежать следования по рельсовому полотну, то идти в колее попутного направления недопустимо: отвлекаясь только на встречный поезд, человек может не услышать сигналов нагоняющего сзади попутного.

Информация о работе Безопасность на железнодорожном транспорте