Динамика развития и территориальная структура сети санаторно-курортных учреждений Беларуси. Структура управления санаторно-курортным ко

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление отличительных черт функционирования и перспектива включения санаторно-курортных учреждений в туристский рынок Беларуси. Автором были поставлены следующие задачи: изучение динамики развития и сложившейся территориальной структуры сети санаторно-курортных учреждений; изучение структуры управления санаторно-курортным комплексом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Динамика развития и территориальная структура сети санаторно-курортных учреждений Беларуси. 5
1.1 Развитие сети санаторно-курортных учреждений в советский период 5
1.2 Развитие санаторно-курортного комплекса при переходе к рыночной системе отношений. 11
1.3 Современная ситуация системы санаторно-курортного лечения и оздоровления Беларуси. 14
Глава 2. Структура управления санаторно-курортным комплексом. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая, 2 курс.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     Источник: [11]

     В структуре распределения отдыхающих по типам учреждений в 1990-2000 гг. наметилась устойчивая тенденция роста количества обслуженных лиц в санаториях для взрослых (56% роста) и детей (77% роста), а также в пансионатах с лечением. При этом рост числа учреждений данных типов и увеличение их номерного фонда было не столь значительным. В то же время на треть сократилось количество обслуженных лиц в домах и пансионатах отдыха, что свидетельствует о снижении туристской активности населения, увеличении доли проходящих лечение в структуре потребителей санаторно-курортных и оздоровительных услуг. С одной стороны данный факт объясняется общим снижением коэффициента загрузки ведомственных санаторно-курортных учреждений. С другой – возросло количество лиц, направленных в санатории по медицинским показателям. При этом в условиях кризиса снизился спрос населения на путевки в дома и пансионаты отдыха с целью оздоровления.

     Переход к рыночной системе отношений  в санаторно-курортной сфере в  Беларуси имел ряд отличий от других постсоветских стран. Во-первых, не была проведена приватизация. На сегодняшний день в стране функционирует только один частный санаторий, совместное белорусско-немецкое предприятие "Надежда 21-й век". Для сравнения: в России процесс приватизации санаторно-курортных организаций начался в 1992 году, а в 2005 году доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляет 40,6 % [2]. Во-вторых, государством проводилось дотирование лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев и пансионатов c лечением, санаториев-профилакториев, домов и пансионатов отдыха), в результате чего их суммарная коечная вместимость к 1995 г сократилась всего на 12% по отношению к 1990 году. В-третьих, в Беларуси сохранилась сложная система подчинения санаторно-курортных учреждений, что повлияло на эффективность реформирования и скорость модернизации санаторно-курортных учреждений, а также существенно осложнило процесс координации их деятельности.

     Со  второй половины 1990 гг. наблюдается некоторый рост количества отдыхающих, но его темпы остаются невысокими из-за значительной конкуренции зарубежных курортов и высокой стоимости путевок относительно средней заработной платы населения (Таблица 6). С целью увеличения доступности санаторно-курортного лечения в 2000 году было принято «Положения о порядке направления на оздоровление и лечение населения», в соответствии с которым стоимость путевки была дифференцирована в зависимости от дохода, а также расширен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной путевки [14, с.23]. В результате на 8-15% в зависимости от типа оздоровительного учреждения вырастает количество отдыхающих.  

     Таблица 6

Динамика количества обслуженных лиц, тыс. чел
  1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
санаторно-курортные  организации и  организации отдыха 443,1 515,1 570,6 647,1 656,8 673,8 677,2 539,7
санатории и пансионаты с  лечением 152,2 186,3 238 274,6 259,2 271,4 278,2 255,7
детские санатории 25,2 36,7 44,7 49,4 52 54,5 55,7 29,3
детские реабилитационно-оздоровительные  центры - - 21,6 23,7 28,3 32,3 38,5 44,7
санаторно-оздоровительные  комплексы - - 31,7 46,7 65,4 64,1 66,9 73,9
санатории-профилактории 173,7 166 161,2 154,1 143,1 147,7 145,6 123,3
дома  и пансионаты отдыха 58,8 50,5 18 29,8 30 15,2 12,4 10,7
базы  и другие организации  отдыха 58,4 112,3 100,1 118,2 130,8 143,1 135,6 131,4

     Источник: [11] 

     В 2000-2001 году санаторно-курортная система  Беларуси переходит к новому этапу  развития. Значительное внимание уделяется  вопросам совершенствования лечебно-диагностической  базы санаториев, внедрению новых  методов лечения и диагностики, улучшения уровня комфорта и сервиса.

     К 2000 году произошло сокращение числа  санаторно-курортных учреждений на 12% по сравнению с 1990 годом, однако на 5 тысяч мест увеличивается их вместимость. Вводятся в эксплуатацию санатории  «Радон» и «Озерный» [7, с.12]. Ряд баз отдыха и туристских баз был перепрофилирован в пансионаты с лечением. Увеличивается коечный фонд реабилитационных отделений различных профилей. Наблюдается рост числа санаторно-курортных учреждений, увеличение их номерного фонда. В 2003 году был зафиксирован максимальный показатель обеспеченности коечным фондом– 51 место в расчете на 10 тыс. чел. Но это отражает не только позитивную тенденцию роста коечного фонда, но и общее сокращение численности население Беларуси. 

     Коэффициент загрузки коечного фонда остается стабильным (12,1 чел\место в 2000, 11,7 чел\место в 2005). В период с 1990 по 2005 год при увеличении объема коечного фонда на 10%, число обслуженных лиц увеличивается в 1,5 раза. То есть происходит сокращение срока пребывания. В структуре обслуженных лиц преобладают граждане Беларуси (98,9%) [10, с.32].

     Сохранение  государственной системы распределения  путевок на санаторно-курортного лечение (до 2006 г органы государственного соцстрахования и профсоюзные организации оплачивали от 70 до 100% стоимости путевок), решало проблему загрузки санаториев, но эти  учреждения не только не приносили прибыли государству, но и фактически были убыточными. Также существовавшая система являлась сдерживающим фактором для развития рыночных отношений в сфере санаторно-курортного лечения [6, с.67].

     На  основании вышеизложенного можно сделать вывод: приспособление санаторно-курортной системы к деятельности в условиях рынка проходит в сложных социально-экономических условиях и сопровождается необходимостью преодоления негативных последствий централизованной системы управления в СССР. 

     1.3 Современная  ситуация  системы санаторно-курортного лечения и оздоровления Беларуси.

     Когда четыре года назад в Беларуси начиналось реформирование системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, немало было панических настроений: мол, коренная ломка приведет к деградации и окончательному развалу отрасли, к массовым сокращениям работников. Вопреки мрачным прогнозам скептиков, система не просто выжила, а прогрессирует. Если раньше она была тяжким ярмом на бюджете, то сейчас становится источником его пополнения, в том числе и за счет экспорта санаторных услуг.

     В белорусских здравницах в 2009 году отдохнули  и подлечились 1 млн. 309 тыс. человек (такой же объем оздоровления населения был в 2008 году).

     В 2009 году побывали в отечественных  санаториях и оздоровительных организациях 817 тыс. детей в возрасте 3-18 лет, что на 27 тыс. мальчиков и девочек меньше по сравнению с 2008 годом. Такое снижение обусловлено демографическими изменениями численности детского населения страны. А вот охват оздоровлением детей увеличился с 55,6% до 55,7%.

     Что касается летнего отдыха детей, то плановые показатели на 2009 год перевыполнены - отдохнули и подлечились на каникулах  в лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием 440,3 тыс. юных жителей Беларуси (по плану - 425 тыс. детей). Это 36,6% всех школьников.

     Ежегодно  матерям с детьми выделяется около 35 тыс. путевок. В последние годы коечная мощность для оздоровления этой категории населения сохраняется  на одном уровне, но при этом она  позволяет удовлетворять потребность в таких путевках, причем по всем профилям лечения. В дальнейшем коечная мощность для оздоровления матерей с детьми увеличиваться не будет.

     Следует отметить, что спрос на такие путевки  велик. Это объяснимо: не каждая мама хочет отпускать дочь или сына одних в незнакомое место, в незнакомый коллектив. Да и научно подтверждено, что эффект от лечения ребенка гораздо больший, если он находится рядом с близкими людьми.

     Необходимо подчеркнуть, что ребенку путевка выделяется бесплатно (на основании справки из поликлиники), а матери - за 15% стоимости путевки вне зависимости от доходов семьи. Причем мать или другой близкий ребенку человек также получает путевку с лечением. Это исключение из общего правила: все остальные сопровождающие (инвалидов, группы детей и т.д.) получают путевки без лечения - только с оплатой проживания и питания. А лечебный комплекс услуг они при желании могут приобрести за собственные деньги.

       На заре реформирования отрасли в 2006 году заполняемость санаториев была лишь около 20%. А в последние два года этот показатель стабилизировался на уровне 88%. На взгляд многих учёных, политиков, такая цифра оптимальна для нашей системы. И вряд ли в дальнейшем возможны ее существенные колебания. Показатель в 90% станет, по всей видимости, константой на ближайшие годы, если не будет масштабного увеличения коечного фонда (а это не прогнозируется).

     В рамках реализации подпрограммы "Дети Чернобыля" президентской программы "Дети Беларуси" ежегодно возрастает доля несовершеннолетних обладателей  путевок из регионов, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС. Так, в прошлом году оздоровились 115 тыс. юных жителей этих территорий - 65,9% подлежащих оздоровлению (в 2008 году данный показатель составлял 65,8%). В текущем году планируем выделить путевки 103,6 тыс. детей (66% подлежащих оздоровлению).

     Кроме того, в минувшем году путевки были выделены около 8 тыс. граждан, сопровождающих группы детей на оздоровление, а  также 235 инвалидам Чернобыля первой и второй групп (для этой категории  населения законодательно предусмотрено первоочередное санаторно-курортное лечение один раз в два года). В нынешнем году планируется оздоровить 466 инвалидов-чернобыльцев.

     В целом на чернобыльское оздоровление в 2009 году выделено из республиканского бюджета Br114,9 млрд. На текущий год эта сумма проиндексирована на 9%.

     Общий объем финансирования на оздоровление населения из средств государственного социального страхования и республиканского бюджета в 2009 году. Прогноз на 2010-й:

     В прошлом году на эти цели было выделено Br260,8 млрд. (из них Br122,8 млрд. - средства соцстраха и Br138 млрд. - бюджетные деньги). В 2008 году на оздоровление населения было израсходовано на Br37 млрд. меньше: соответственно Br223,8 млрд. (Br107,7 млрд. и Br116,1 млрд.).

     А на текущий год на цели оздоровления и санаторно-курортного лечения населения предусмотрено уже Br276 млрд. - на 8,2% больше по сравнению с 2009-м. Такой объем средств позволит не только увеличить долю оздоравливаемого населения, но и справиться с выполнением показателей всех госпрограмм в данной сфере, в том числе подпрограмм "Дети Чернобыля" и "Дети-инвалиды" президентской программы "Дети Беларуси".

     Планируется увеличить удельный вес получателей путевок среди работающего населения (приходится признать, что он действительно очень мал). В 2010 году предусматривается, что на 1000 работающих будет приходиться 5 путевок, на 1000 неработающих - 127. Безусловно, трудоспособные люди, во-первых, более социально активны и, во-вторых, объективно имеют больший доход по сравнению с неработающими пенсионерами и инвалидами. Тем не менее, путевки с господдержкой для этой категории граждан тоже важны и нужны - ведь получается, что они находятся в ущемленном положении по сравнению с другими категориями граждан.

Информация о работе Динамика развития и территориальная структура сети санаторно-курортных учреждений Беларуси. Структура управления санаторно-курортным ко