Экскурсия как педогогический процесс «От Казанского собора к Спасу на Крови»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.

Содержание

План экскурсии…………………………………………………………………………………………………..3
Казанский кафедральный собор……………………………………………………………………….4
Казанский мост…………………………………………………………………………………………………..6
Итальянский мост……………………………………………………………………………………………….7
Ново – конюшенный мост………………………………………………………………………………….8
Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса-на-Крови )…………………….8
Михайловский сад…………………………………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Exkursia.doc

— 724.50 Кб (Скачать)

Своему названию мост обязан Итальянскому дворцу, построенному в 1720-х годах на левом берегу. Выстроен дворец был с целью проведения ассамблей и других общественных собраний петербургской знати. Облик  его в точности соответствовал образцу итальянских увеселительных домов, поэтому то он стал именоваться Итальянским. За дворцом, в восточном направлении вплоть до Знаменской улицы (теперь улица Восстания), был разбит сад с оранжереями и парниками. Его так же нарекли Итальянским.               

В 1902 году произошла  небольшая реконструкция моста, когда под руководством архитектора  К. Бальда, настил сооружения был сделан из шпунтовых досок. В 1911 году Итальянский  мост был перестроен по проекту инженера К. В. Ефимьева, после чего остался деревянным, но уже имел свайные основания. В 1937 году сооружение подверглось капитальному ремонту, вызванному необходимостью переброски теплосети через канал Грибоедова, после чего Итальянский мост вошел в число так называемых мостов-теплопроводов Петербурга, коих в городе насчитывается не мало. Примечательно, что почти все такие петербургские теплопроводные переправы имеют аналогичные конструктивные данные, схожие по своим параметрам и архитектурным качествам.               

В 1955 году, в ходе ремонта набережных канала, мост был полностью перестроен из-за своего плачевного, аварийного состояния. Сооружение нового Итальянского моста производилось по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора В. С. Васильковского. Перестроенный мост предстал однопролетным, металлическим, балочной системы. Общая длина моста равна 21 метру, а его ширина, в общем-то, не велика, всего 3 метра. Украшением опор служат торшеры с восьмигранными ажурными фонарями. Покрытием моста стали железобетонные плиты, рулонная изоляция и слой асфальта.

Нужно отметить, что декор моста довольно разнообразен. Секции перильного ограждения сделаны  из круглых стержней, на которых  изображены  капители в виде бутонов, расположенных между чугунными  тумбами с накладными элементами. Интересно, что элементы на тумбах напоминают щиты с перекрещенными стилизованными мечами и продольными пиками, на которые нанизаны веточки акаций. Фасадные стороны главных балок Итальянского моста декорированы весьма живописными художественными фрагментами. К слову сказать, выполненный в духе сталинского классицизма мост, хорошо вписывается в архитектурный ансамбль  зданий, расположенных на набережной канала Грибоедова.

В 2002 году Итальянский  мост вновь преобразился. Словно новую  жизнь вдохнули в него специалисты питерского «Ленсвета», разработав и осуществив его подсветку по индивидуальному проекту. Теперь ночную жизнь этого красивейшего строения, освещают сразу четыре источника света, исходящие от прожекторов, установленных на специальных стойках. 

     5. Ново-Конюшенный мост

     Первая  переправа на месте Ново-Конюшенного  моста появилась в 1880 годах. Здесь  был построен деревянный балочный мост, который стал необходим для организации  строительства храма Воскресения  Христова (Спаса-на-крови). Он служил продолжением строительной площадки. Его ширина составила 115 метров, что шире существующего сейчас самого широкого моста в Санкт-Петербурге (Синий мост шириной 97,3 метра).

     В 1907 году после завершения строительства  храма деревянный мост стал постоянной переправой через канал Грибоедова. Его назвали мостом Храма Вознесения Господня. С 1917 года его стали называть "мост-перекрытие", что соответствовало его первоначальному функциональному назначению.

       В 1967 году здесь был построен  новый металлический мост, который  в мае 1975 года назвали в честь убийцы императора Александра II - мост Гриневицкого. Автором проекта новой переправы стали инженер Ю. Л. Юрков, Л. Н. Соболев и архитектор Л. А. Носков.

     В 1998 году мост Гриневицкого получил  современное название - Ново-Конюшенный мост. 
 
 

     6.Спас-на-крови

     Храм  Воскресения Христова – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного  искусства конца XIX века. Он построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александр II . Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-крови». Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

     Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем.

     1 марта 1881 года бомба, брошенная  народовольцем Игнатием Гриневицким,  повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот  путь, по которому она, обливаясь  кровью лучших людей страны, идет  второе столетие.

     На  Александра II было подготовлено 8 покушений. Первый террористический акт попытался осуществить Д.Каракозов у Летнего сада 4 апреля 1866 года. 2 апреля 1879 года, во время прогулки императора по Дворцовой площади, пять выстрелов почти в упор произвел А.Соловьев. В том же году было организовано три попытки крушения царского поезда.

     Осенью 1880 года с поразительной настойчивостью продолжалась охота на императора. Главным организатором подготовки покушения был Андрей Желябов, но 27 февраля его арестовали, и он не смог принять участие в последнем террористическом акте.

     Покушение на Александра II 1 марта 1881 года планировалось  так: взрыв на Малой Садовой; если бы он не дал результата, то четыре метальщика должны были бросить в экипаж царя бомбы. Если бы царь и после этого  остался жив, то его заколо бы вооруженный кинжалом Желябов.

     За  передвижением царя установили постоянное наблюдение. С.Перовская записывала его результаты. При повороте на Екатерининский канал кучер придерживал  лошадей. Перовская заметила, что  это наиболее удобное место для  взрыва. Исполнителями террористического акта были назначены Михайлов, Гриневицкий, Емельянов и Рысаков.

     Обычно  приготовления к проезду царя начинались с 12 часов дня, к этому  времени на обоих концах Малой  Садовой появлялись конные жандармы. Замирало движение, проезд по улице прекращался. Однако царь 1 марта под влиянием слухов об опасности этого маршрута поехал на традиционный воскресный смотр частям гвардии в Михайловский манеж другим путем – по Екатерининскому каналу. Перовская живо среагировала на изменившуюся обстановку и собрала метальщиков в одной из кондитерских на Невском проспекте. Получив инструкции, они заняли новые позиции. Перовская заняла место на противоположной стороне канала, что бы в нужный момент дать сигнал к действию.

     Место, где смертельно ранили Александра II сразу же приобрело особое, святое значение. Этот участок был огорожен забором уже вечером 1 марта. В тот же вечер был выставлен часовой.

     Через день на чрезвычайном заседании Городской  думы, депутаты выступили с обращением к Александру III, с просьбой увековечить память погибшего императора памятником или часовней. Но Александр III пожелал, что бы место смертельного ранения его отца отмечала не часовня, а церковь. Таким образом, было принято решение о строении храма-памятника. А пока он строился, на Екатерининском канале была возведена часовня работы Л. Н. Бенуа.

     Был объявлен архитектурный конкурс. Его  условием были: ориентация на русскую  культовую архитектуру XVII века, включение  во внутренний объём собора места  трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался Альфред Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.

     Закладка  здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император - Александр III. Руководство  строительством император повелел  своему брату - великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников. Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.

     Спас-на-крови  был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.

     К моменту открытия храма здание полностью  электрифицировали. Существовало три  виды освещения: дежурное, обычное и  парадное. Храм освещали 1689 электроламп.

     Была  создана молниезащита, при этом громоотводами  служили кресты центральной главки и колокольни, а контуры заземления располагались по южной и северной стенам колокольни.

     В начале XX века сооружение храма обусловило и перепланировку территории, примыкающей к зданию.

     Реконструкция этой части города велась по проектам инженеров Н.Н.Митинского, Н.А.Житкевича, Г.Г.Кривошеина и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера. В результате вокруг храма была создана специальная  площадь, выложенная брусчаткой. Южная, восточная и северная стороны площади были оформлены дугообразной оградой, исполненной по проекту А.А.Парладна в стиле раннего модерна. Ограда состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903-1907 годах. Вдоль ограды шел тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной стороны примыкавший к тротуару собора. Восточная часть площади перед храмом была оформлена газонами и цветниками.

     Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане здание вытянуто по оси «восток-запад». К основному объему с восточной стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами. Западную часть здания как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. В нарушение православных традиций входные двери храма смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Они оформлены четырьмя крыльцами со стрельчатыми шатрами. Во внешнем облике здания соблюдена пространственная трехмерность.

     Декоративная  отделка фасадов собора насыщенна  и многослойна. Цокольная часть  здания облицована четырьмя рядами сердобольского гранита. В неглубоких нишах цоколя установлены двадцать досок норвежского  темно-красного гранита.

     Глава собора - луковичной формы, покрыта цветной ювелирной эмалью. Такой же купол венчает и центральный шатер, прорезанный двумя рядами световых окон.

     К восточной стороне храма примыкают  три алтарные апсиды – центральная  и две малые, боковые. Их купола покрыты  медными позолоченными листами.

     Общая площадь мозаики фасадов храма  составляет 400 квадратных метров. В  технике русской мозаике выполнены  расположенные с трех сторон колокольни собора гербы русских народов  и уездов.

     Васнецов  сумел создать эскизы к семи мозаикам. Четыре из них помещены в тимпанах кокошников крылец. Композиции евангельского страстного цикла «Несение креста» и «Распятие» на северном и северо-западном крыльцах, «Снятие с креста» и «Сошествие в ад» - на юго-западном и южном крыльцах.

     Здание  является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Общая площадь мозаик составляет 7050 кв. м. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.

     Особое  место в интерьере храма Воскресения Христова занимает сень, устроенная на месте, где Александр II был смертельно ранен народовольцами. Она выполнена по рисунку А.А.Парланда и установлена в июле 1907 года. Ее основание составили четыре колонны с базами и капителями. Над ними поднимались прямоугольные надкапительные столбики, соединенные между собой каменным навесом и украшенные иконами с изображением святых покровителей дома Романовых. Колонны поддерживали высокий антаблемент и каменный резной фронтон со стилизованными вазами из николаевской яшмы по углам. Над антаблементом возвышались 24 кокошника, расположенные в три ряда. Сень возвышалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 топазовых камней. Внутри сени металлический каркас был обшит медными листами и облицован методом флорентийской мозаики ляпис-лазурью. Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Значительная часть камней для свода была взята из запасов Петергофской гранильной фабрики. Оправа для «звезд» выполнена в мастерской «золотых и серебряных изделий братьев Грачевых».

     Сень  была ограждена орлецовой балюстрадой  и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и  Петергофской гранильных фабриках. Ее установили в 1909 году, уже после освящения  храма. Балюстрада предала сени определенную художественную завершенность. При изготовлении сени была использована яшма двух оттенков: серо-фиолетовая и зеленоватая. Нжняя ее часть выполнена из яшмы, добытой в коргонской каменоломне, являющейся одной из богатейших месторождений серо-фиолетовой яшмы на Алтае. Верхняя часть – из зеленоватой алтайской яшмы, получившей название николаевской.

Информация о работе Экскурсия как педогогический процесс «От Казанского собора к Спасу на Крови»