Технология проектирования тура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 17:15, лекция

Описание работы

Основные понятия и определения. — Классификация туристских маршрутов. — Разработка маршрутов. — Паспорт маршрута. — Формирование туров. — Оценка экономической эффективности тура.

Работа содержит 1 файл

К практике 3-Технология проектирования тура.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    Краткое описание услуги конкретизируют в проекте  программы обслуживания туристов.

    Разработка  программы обслуживания включает определение:

  • маршрута путешествия;
  • перечня туристских предприятий - исполнителей услуги;
  • периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги;
  • состава экскурсий и достопримечательных объектов;
  • перечня туристских походов, прогулок;
  • комплекса досуговых мероприятий;
  • продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута;
  • количества туристов, участвующих в путешествии;
  • видов транспорта для внутримаршрутных перевозок;
  • потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки;
  • необходимого количества транспортных средств;
  • форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.

    Результатом проектирования услуги "Туристское путешествие" являются следующие технологические документы туристского предприятия:

  • технологическая карта туристского путешествия;
  • график загрузки туристского предприятия;

    - информационный листок к туристской путевке, который предоставляется потребителю.

    Проектирование  услуги "Туристский поход" предусматривает:

  • проведение экспедиционного обследования района и маршрута туристского похода;
  • подготовку проектов размещения и оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;

    -расчет  необходимого количества туристского  инвентаря, снаряжения и транспортных средств;

    - определение потребности в инструкторах-методистах по туризму, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки:

    - подготовку  рекламно-информационных  материалов  с  описанием трассы похода;

  • определение мер по безопасности услуги "Туристский поход".

    Разработка  трасс походов должна осуществляться по территориям с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, установленным в действующей нормативной документации (ССБТ, стандартах в области охраны природы), а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида туризма.

    Документальной  основой проектирования услуги "Туристский поход" является отчет о проведении экспедиционного обследования маршрута туристского похода, а также материалы социологического изучения пожеланий туристов по обслуживанию на данной трассе.

    Результатом проектирования услуги "Туристский поход" является паспорт трассы туристского похода.

    Паспорт трассы туристского похода должен быть согласован с:

    -органами  санитарно-эпидемиологической службы;

    - другими организациями, контролирующими перемещение транспортных средств (автоинспекцией, водной инспекцией и т.п.);

    -органами  управления (собственниками) земельными  угодьями, по которым проходит трасса туристского похода.

        Последовательность  разработки и утверждения туристского  маршрута схематично представлена на рис. 3.3. 

    Маркетинг рынка туристских услуг           Описание  услуги, построение модели маршрута           Исследование

    туристских  ресурсов по предполагаемому маршруту

 
    Построение  трассы маршрута           Разработка

    схемы безопасности на маршруте

     
    Разработка  паспорта маршрута
 
    Согласование  паспорта с сответствующими службами           Пробная обкатка маршрута без пассажиров           Анализ  проекта
 
    Утверждение

    технологических документов

          Внесение  изменений в схему маршрута после обкатки           Определение методов контроля качества
 

        Рис. 3.3. Этапы разработки и утверждения  туристского маршрута 

    После процедуры разработки и утверждения  маршрута приступают к "сборке" ряда услуг и товаров в одну "оболочку", называемую туром. Как уже было сказано, различают два основных вида тура:

  • пэкидж-тур, т.е. комплексная туристская услуга, включающая в себя размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги. Стоимость этого тура указывают в каталогах и прайс-листах.
  • эксклюзив-тур, т.е. отдельные туристские услуги, по выбору.

    Формирование  тура

    Процесс формирования тура для последующей  его продажи на рынке является своего рода производственной функцией туроператора. В зависимости от его специализации, масштабов деятельности, сезонности предлагаемых туров и их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов:

     - Разработка замысла (идеи) тура;

     - Поиск и отбор партнеров и  поставщиков;

     - Формирование основного и дополнительного  комплексов услуг;

     - Экспериментальная проверка тура.

    На  первом этапе разрабатывается  замысел (идея) тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. Для осуществления этого могут быть использованы самые Разнообразные методы. Одним из них, получившим достаточно широкое распространение не только в туризме, является метод «мозгового штурма» (от англ, brain storming). Суть этого метода вкратце можно представить в виде целенаправленного процесса генерирования новых идей для формирования их максимально широкого круга, с последующим анализом и отбором наиболее перспективных. Вторым направлением формирования идеи будущего тура является наблюдение. Знакомясь с деятельностью туристских компаний других государств, иных регионов руководители и специалисты туроператора могут перенять частично или полностью идею тура, адаптировав ее к местным условиям и потребностям целевых потребителей. Третьим направлением в формировании идей может стать личный опыт туроператора, его знание потребностей рынка, умение прогнозировать и предугадывать развитие потребительских запросов. Какое бы из указанных направлений ни было выбрано, следует помнить, что формирование идеи - процесс творческий, и ограничить его рамками стандартного алгоритма решений практически невозможно.

    После того как сформирована идея будущего тура, туроператор проводит анализ и изучение возможностей ее реализации на практике. Анализ и исследования проводятся по нескольким направлениям: соответствие идеи тура потребительским ожиданиям; изучение возможного рынка; оценка конкурирующих туров других туристских предприятий; выявление возможности поиска и отбора партнеров и поставщиков туристских услуг для реализации идеи тура; оценка внутренних возможностей предприятия. Как правило, на этом этапе исследования проводятся по нескольким идеям с целью окончательного отбора наиболее привлекательных из них, которые становятся основой для разработки новых туров.

    Для реализации наиболее привлекательных  идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого их числа нужно выбрать тех, кто проявит интерес к сотрудничеству. При этом они должны соответствовать интересам и требованиям туроператора в отношении обслуживания туристов. Для поиска партнеров и поставщиков можно использовать различные справочники, Интернет и другие средства коммуникации. Традиционным является установление контактов с поставщиками услуг во время специализированных выставок, ярмарок и т.д. Выбирая партнеров в гостиничном и транспортном бизнесе, важно помнить, что работать только с одним партнером нежелательно. Наличие в регионе путешествия и отдыха нескольких гостиниц и транспортных организаций значительно расширяет их выбор и к тому же служит альтернативой при возникновении непредвиденных и конфликтных ситуаций. То же относится и к другим видам поставщиков услуг.

    Поставщики  услуг подбираются по региональному  интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономическом плане. Немаловажное значение имеют их деловые качества и репутация. Избежать ошибок и просчетов в любом случае позволяет целенаправленный подход к поиску и отбору поставщиков, основывающийся на следующих принципах:

  • туристское предприятие должно ориентироваться не на сиюминутные выгоды, а на долгосрочное сотрудничество;
  • сотрудничество должно быть взаимовыгодным для обеих сторон и иметь перспективы развития;
  • партнер должен располагать определенным опытом предоставления туристских услуг на конкретном рынке или рынках, близких к нему по своим характеристикам;
  • услуги, оказываемые партнером, должны полностью соответствовать тем критериям качества, которые предъявляют к ним целевые потребители;
  • услуги, предоставляемые разными производителями, должны соответствовать одному уровню и стандарту обслуживания и восприниматься потребителем как сходные и взаимодополняющие друг друга.

        Рецептивный туроператор несет ответственность  перед туристами за все услуги, как входящие в пакет тура, так и предоставляемые дополнительно. Инициативный туроператор отвечает перед туристом за основные услуги, а также за дополнительные, если они предоставляются его официальным партнером (рецептивным туроператором), с которым заключен контракт на обслуживание туристов. Инициативный туроператор обязан иметь полную информацию о номенклатуре, содержании и качестве всех дополнительных услуг принимающего партнера, проверять их лично перед началом сезона и информировать об этом туристов при продаже тура.

    После того как туроператор определил круг своих партнеров и поставщиков для реализации замысла тура, он приступает к формированию основного и дополнительного комплексов услуг, включаемых в тур. Этот этап предусматривает действия по комплектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. В отличие от разработки замысла тура, где туроператор только предполагает набор услуг для включения в тур, на этапе формирования создается конкретный пакет туристского предложения, ориентированный на реальный спрос. Таким образом, образуется основа тура, которая, как правило, включает в себя следующие элементы: целевое назначение тура, разработку туристского маршрута, планирование услуг проживания, питания, транспортировки, медицинского страхования туристов, программу тура и др. Процесс формирования комплекса услуг осуществляется на основании конфиденциальных тарифов, предоставленных партнерами в рамках действующих соглашений, поэтому на данном этапе осуществляется определение и корректировка цены будущего тура.

    Ключевой фактор, влияющий на успех туристского пакета, это его цена. Возможностью наибольшей гибкости в ценообразовании обладают специализированные туроператоры, владеющие единственным, в своем роде уникальным, турпакетом. Они определяют его цену, в основном ориентируясь на затраты по покупке услуг и покрытию других расходов плюс включение определенного процента прибыли.

    Туроператоры  массового рынка в большей  степени ориентированы на цены конкурентов, особенно в то время, когда спрос на туру слуги падает («мертвый сезон»).

    Определяя цену турпакета, туроператоры следуют  ценам лидера рынка. Крупные туроператоры уменьшают затраты и таким образом не дают своим соперникам шансов на успех в ценообразовании. Наиболее часто при определении метода ценообразования используются цены, ориентированные на затраты, т.е. рассчитывается себестоимость тура и добавляется определенный процент прибыли. Прибыль, закладываемая в цену пакета тура на покрытие других затрат, отчисления в фонды, на заработную плату и чистую прибыль, составляет от 15 до 30 %.

Информация о работе Технология проектирования тура