Технология разработки экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок»

Содержание

Введение….
Глава 1. Теоретические основы экскурсии
История экскурсии
Сущность понятий экскурсии
Экономическая эффективность …..
Глава 2. Практическое содержание экскурсии
2.1. Методика разработки экскурсии
2.2. Проведение экскурсии по городу набережные челны
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая =).docx

— 67.39 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение….

Глава 1. Теоретические основы экскурсии

    1. История экскурсии
    2. Сущность понятий экскурсии
    3. Экономическая эффективность …..

Глава 2. Практическое содержание экскурсии

2.1. Методика разработки экскурсии

2.2. Проведение экскурсии  по городу набережные челны

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современный туристский рынок  требует нового подхода к организации  экскурсионной деятельности как  к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный  продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский  спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет  к появлению новых экскурсионных  объектов, разнообразию продукта.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить  величие подвига, значение исторического события, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок» [10] .

Одна из задач экскурсии  – выработать у экскурсантов отношение  к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные  качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы экскурсии

    1. История экскурсии

В 1970–1990 гг. ученые и практические работники осуществили разработку теоретических основ и научной  методики по важнейшим разделам культурно-просветительной  работы. В статьях, брошюрах и отдельных  трудах научно-исследовательских институтов излагались проблемы, основные принципы и признаки, раскрывался и уточнялся  понятийный аппарат, формулировались  методические приемы осуществления  деятельности краеведов, музейных и  клубных работников, экскурсоводов, методистов всех профилей. И на основе этого определялись методы культурно-просветительной  работы, конечным результатом которой  был выход в свет таких фундаментальных  трудов, как «Краеведение», «Музееведение», «Клубоведение», «Книговедение». Названные издания рекомендованы для студентов высших учебных заведений в качестве учебных пособий, но сегодня ими пользуются практически все работники музеев, клубов, педагоги, т.е. те, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию людей.

Не осталось в стороне  от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную  отрасль культурно-просветительной  работы.

Мы можем вести споры  о роли экскурсий в жизни человека, выслушивать сторонников деполитизации этого вида культурных мероприятий, изменять экскурсионную тематику, дополнять и изменять содержание экскурсионных тем, давать иное толкование историческим событиям и отдельным этапам в жизни страны. Все это закономерно.

В разные годы выходили отдельные  издания, где порознь рассматривались  теория, методика и организация экскурсионного дела. Обобщалась богатая практика работы экскурсионных учреждений профсоюзов (бюро путешествий и экскурсий, бюро экскурсий). Читались курсы «Теория и практика экскурсионного дела» в Высшей школе профсоюзного движения им. Н. М. Шверника и Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Но тем не менее лишь в 1986 г. появилось первое издание, вышедшее за рамки подведомственных организаций системы Центрального совета по туризму и экскурсиям, – «Основы экскурсоведения». Оно было допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для слушателей факультетов общественных профессий педагогических институтов. Справедливости ради следует сказать, что первая попытка совокупно рассмотреть вопросы теории, методики и практики экскурсионного дела была сделана значительно раньше [1] . Эта небольшая книжка представляла собой заявку автора на будущее солидное издание. В краткой, почти конспективной форме в названной книжке излагаются основные вопросы экскурсоведения – понимание сущности экскурсии, ее аспекты, классификация, экскурсионный метод, признаки и этапы подготовки экскурсии. Здесь впервые было определено, что показ, рассказ и движение (моторность) являются не методами, а основными составляющими (элементами) экскурсии.

В этой книжке автор раскрывает особенности показа и рассказа, основные методические приемы проведения экскурсии. Впервые были намечены принципы дифференцированного  подхода к экскурсантам, предложено их деление на определенные группы. Критерии оценки экскурсионных объектов, названные в книжке, сохранили  свое значение до настоящего времени. Многие предложения стали основой  организации экскурсионного дела. Назовем  лишь некоторые: введение в обиход двух видов текста экскурсии – контрольного и индивидуального; определение  роли и структуры методической разработки основных положений подготовки профессиональных экскурсоводов.

В 1992 г. Российской международной  академией туризма было выпущено в свет учебное пособие «Экскурсоведение» [2] . Оно было рекомендовано для слушателей системы подготовки и повышения квалификации экскурсионных работников и специалистов туристско-экскурсионной отрасли. Тираж разошелся, и автор, по поручению Академии, значительно расширив структуру «Экскурсоведения», дополнив его новыми разделами и главами, подготовил новый учебник, который дает широкие возможности для самостоятельной работы студентам вузов, имеющим специализацию по туризму.

Предлагаемый учебник  – итоговый труд Бориса Васильевича  Емельянова (1918–2001 гг.), который был  одним из создателей экскурсионного дела в нашей стране.

С 1969 по 1989 г. он возглавлял Главное  экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям. В последние годы жизни преподавал в Российской международной академии туризма.

Учебник впервые увидел свет в 1999 г. С тех пор неоднократно переиздавался. В нем наиболее полно  отражаются теория, методика и практика экскурсионного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность экскурсии

Экскурсия – методически  продуманный показ достопримечательных  мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.).

Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры  или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться  как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление  сущности предмета.

Показ на экскурсиях – многоплановый  процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в  определенной последовательности, с  конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в  обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Демонстрация характеризуется  как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего  объект для обозрения группой  людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта — это  система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Показывать – значит демонстрировать  предметы, пояснять, делать понятным, доступным  то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность  сделать явным, очевидным то, что  незаметно при первом взгляде  на предмет.

Эффективность наглядности  зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно  смотреть и видеть, наблюдать и  изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких  действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и  осмотре никто не демонстрирует  объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.

Осмотр в отличие от показа может быть определен как  поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Каждый человек без  посторонней помощи может осматривать  внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией  музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Различие осмотра и  показа состоит в том, что при  осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при  помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности  объекта, принимает участие в  их анализе.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

 

– самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

– ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

– показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами  показа являются здания, возведенные  в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания – комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него).

Существует сюжетный и  бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому  и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета.

Сюжет в произведениях  изобразительного искусства воплощается  через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине  В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображен лишь один исторический момент – подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель  знает, что произошло до этого  момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни  художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени  события помогает зрителю воспроизвести  прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью  и вызывает эмоции.

У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие  лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше  запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее.

Задачи показа на экскурсии  состоят в следующем:

1) показать экскурсионные  объекты, которые находятся перед  экскурсантами;

2) показать объекты, которых  уже нет (сохранились только  на фотографии или рисунке);

3) показать историческое  событие, которое происходило  на данном месте, воссоздать  его зрительную картину;

4) показать действия исторического  деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном  месте;

5) показать объект таким,  каким он был в период описываемого  события.

Условия для показа.

Эффектный показ экскурсионных  объектов требует определенных условий. В понятия условия показа входят:

а) правильно выбранные  точки показа;

6) время, более выгодное  для показа;

в) возможность отвлечь  внимание экскурсантов от объектов, далеких  от темы;

Информация о работе Технология разработки экскурсии