Теоретические основы проектирования туристского продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью большинства турфирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компаниям необходимо производить тот товар или услугу, который удовлетворял бы нужды потенциальных покупателей и тем самым обеспечивал бы увеличение бизнеса. Планирование продукта - это важный компонент в развитии прибыльного и продолжительного бизнеса. Его часто называют планированием с соблюдением «пяти правил» - планирование с целью создания правильного продукта, доставки его в правильное место, в правильное время, по правильной цене и в надлежащем (правильном) количестве.

Работа содержит 1 файл

1 часть для отправки.docx

— 154.51 Кб (Скачать)

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают  влияние на качество экскурсии.

Экскурсионные объекты классифицируются:

- по содержанию – одноплановые и многоплановые.

- по функциональному назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов.

- по степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

познавательная ценность – связь  объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля  науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность  их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

- известность объекта, его популярность среди населения.

- необычность объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.

- выразительность объекта, т.е. Внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.

- сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

- местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобства подъезда к нему, пригодность дороги для авто транспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

5) Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой  наиболее удобный путь следования экскурсионной  группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии  последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения  безопасности экскурсантов. Одна из задач  маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в  логической последовательности и обеспечение  зрительной основы для раскрытия  темы.

На практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический.

Объекты, в зависимости от своей  роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них  раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как  правило, осуществляется при переездах  экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра  объектов и намечается с учетом следующих  требований:

- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута, т.е. так называемых «петель»;

- наличие доступности объекта;

- переход или переезд между объектами не должен занимать 10 – 15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов  движения группы. Необходимость изменения  маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при  создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и  утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени  использования автотранспорта.

6) Объезд маршрута.

Объезд маршрута является одним  из важных этапов разработки новой  экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи: ознакомиться с планировкой трассы, уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы, освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок, провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом, проверить целесообразность использования намеченных объектов показа выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы, выбрать методику ознакомления с объектом. в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

7) Подготовка контрольного текста  экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое  количество фактического материала, наличие  информации о теме, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой  темы и выполняет контрольные  функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного  текста.

Контрольный текст в большинстве  случаев содержит хронологическое изложение материала, является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалов, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.

8) Комплектование «портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных  пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода»  состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В  экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые  для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной Войны, и  др. С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия. Или показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

На экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных  пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте.

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

Большую помощь в подборе наглядных  материалов для «портфеля» экскурсионным  организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

9) Определение методических приемов  проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится  в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного  методического приема диктуется  задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенности конкретного  объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории, времени проведения экскурсии, особенностей показа; определение приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

10) Составление методической разработки

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует  применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной  методики с учетом особенностей демонстрируемых  объектов и содержания излагаемого  материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: показать экскурсоводу пути для раскрытия  темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и  рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов; соединять показ и  рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе  и при дифференцированном подходе  к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности  методики ее проведения.

11) Составление индивидуального  текста.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который  определяет последовательность и полноту  изложения мыслей, помогает экскурсоводу строить свой рассказ. Такой текст  каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального  текста является контрольный текст.

Основное отличие индивидуального  текста от контрольного состоит в  том, что он отражает структуру экскурсии  и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той же последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем.

12) Прием экскурсий.

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного  «портфеля экскурсовода» и карты  – схемы маршрута назначается  дата приема экскурсии.

Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его  отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает  один из членов творческой группы. В  приеме экскурсии принимают участие  руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где  готовилась экскурсия.

Прием экскурсии носит деловой  характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления  недочетов. Участники приема экскурсии  должны быть предварительно ознакомлены  с ее контрольным текстом и  методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.


Информация о работе Теоретические основы проектирования туристского продукта