Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования охарактеризовать объект в соответствии с предметом исследования.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические особенности управления в международном туризме, раскрыв сущность, виды и формы международного туризма, определить концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме и выделить тенденции в развитии международного туризма на современном этапе;
- выполнить анализ деятельности международного аваиаперевозчика "Аджун-авиатур", определив особенности организационно-экономического развития предприятия, основные направления деятельности компании и их организацию, оценить эффективности данной организации и управления международными авиаперевозками;
- предложить меры по совершенствованию управления международными авиаперевозками;
- обобщить результаты исследования в виде выводов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме
1.1. Сущность туризма. Виды и формы международного туризма
1.2. Концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме
1.3. Резюме
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.1. Общая характеристика деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.2. Финансовый анализ деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"
2.3. Анализ системы управления международным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"
2.4. Резюме
Глава 3. Совершенствование системы управления международным туризмом чп "аджунавиа-тур"
3.1. Обоснование конкурентной привлекательности разработки нового туристического направления в деятельности ЧП "АДЖУНАВИА-ТУР"
3.2. Разработка организации турпоездок в ОАЭ в системе управления зарубежным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"
3.3. Резюме
Заключение

Работа содержит 1 файл

анализ хоз.doc

— 895.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме

1.1. Сущность туризма. Виды и формы международного туризма

1.2. Концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме

1.3. Резюме

Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"

2.1. Общая характеристика деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"

2.2. Финансовый анализ деятельности ЧП "Аджунавиа-тур"

2.3. Анализ системы управления международным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"

2.4. Резюме

Глава 3. Совершенствование системы управления международным туризмом чп "аджунавиа-тур"

3.1. Обоснование конкурентной привлекательности разработки нового туристического направления в деятельности ЧП "АДЖУНАВИА-ТУР"

3.2. Разработка организации турпоездок в ОАЭ в системе управления зарубежным туризмом ЧП "Аджунавиа-тур"

3.3. Резюме

Заключение

Список использованных источников

Введение

 

Международный туризм стал частью международного обмена услугами. С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в одну из важнейших сторон внешнеэкономических связей, финансовые результаты которой оказывают все большее влияние на итоги платежных балансов отдельных стран. Около 0,5 млрд человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Вопросами международного туризма занимаются в той или иной мере около 70 международных организаций, в том числе Всемирная туристическая организация (ВТО) - специализированный орган ООН.

Стабильный рост международного туризма в послевоенные годы является, прежде всего, следствием общего повышения  уровня жизни (особенно в развитых странах), совершенствования инфраструктуры (в первую очередь транспорта и  гостиничного хозяйства), усиления тенденции к экономическому и культурному сближению стран и народов. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с усилением его влияния на экономику многих стран.

Актуальность управления в туристическом бизнесе с  увеличением роли туризма на мировой арене возрастает.

Таким образом, предметом  исследования служит управление в международном  туризме. Объектом исследования выступает  конкретное предприятие – авиакомпания "Аджун Авиатур". Цель исследования охарактеризовать объект в соответствии с предметом исследования. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические  особенности управления в международном  туризме, раскрыв сущность, виды  и формы международного туризма,  определить концептуальные подходы к организации и управлению в международном туризме и выделить тенденции в развитии международного туризма на современном этапе;

- выполнить анализ  деятельности международного аваиаперевозчика "Аджун-авиатур", определив особенности  организационно-экономического развития предприятия, основные направления деятельности компании и их организацию, оценить эффективности данной организации и управления международными авиаперевозками;

- предложить меры по  совершенствованию управления международными авиаперевозками;

- обобщить результаты  исследования в виде выводов.

Основные методы, используемые в работе – это систематизация, обобщение, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Систематизация – это общенаучный метод широкого спектра применения. В первую очередь этот метод позволяет изучать элементы на основе основного связующего их фактора. Обобщение можно охарактеризовать как синтез. Это один из самых ответственных моментов в любом анализе, потому что здесь необходимо уметь отделить влияние типичных факторов, от случайных. От этого зависит заключительное решение. Индукция и дедукция – это два взаимодополняющих метода, связывающих общие и частные стороны изучаемого явления или процесса. Данные методы – мощные инструменты в любом анализе. Метод индукции позволяет определить количественные характеристики различных показателей и сделать общее заключение по каждому показателю и их системе. Дедукция, которая работает в противоположном направлении, т.е., от общего к частному, может быть применена тогда, когда общий результат вызывает сомнения или настороженность. В практической деятельности специалист должен применять разносторонние методы и способы группировки данных, но знание этих методов и умение ими пользоваться позволяет избежать многих ошибок и просчетов в хозяйственной деятельности предприятия. Используются в работе также и методы финансового анализа.

Информационной базой для исследования в работе выступают материалы  монографий, публикаций, периодических  изданий, пресс-релизы международных  организаций, а также отчетность предприятия – финансовая и корпоративная.

В числе исследователей активно  занимающихся исследованием туризма  и специфики его управления можно  назвать таких авторов, как Александрова А. Ю [2,3], Квартальнов В.А., Зорин И.В. [10], Мечковская О. [19] и многие другие.

Структурно работа состоит из введения, трех тематических глав, заключения (выводов), списка использованной литературы и  приложений. В первой главе рассматриваются  теоретико-методологические основы управления в международном туризме. Вторая глава раскрывает особенности и оценку управления применительно к объекту исследования. Третья, заключительная глава предлагает меры по совершенствованию управления в компаниях, имеющих аналогичный бизнес.

Общий объем работы 109 страниц с  учетом литературных источников и приложений, количество наименований в списке литературы 41.

Глава 1. Теоретико-методологические особенности управления в международном  туризме

 

1.1. Сущность  туризма. Виды и формы международного  туризма

 

В современном мире наряду с бурным развитием производства товаров расширяется и совершенствуется сфера услуг, в том числе и туристических. Международный туризм является составной частью международной торговой системы. Обмен туристскими услугами, так же как и обмен товарами, оказывает значительное влияние на экспорт и импорт многих стран. Международный туризм стал частью международного обмена услугами. С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в одну из важнейших сторон внешнеэкономических связей, финансовые результаты которой оказывают все большее влияние на итоги платежных балансов отдельных стран. Около 0,5 млрд человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Вопросами международного туризма занимаются в той или иной мере около 70 международных организаций, в том числе Всемирная туристическая организация (ВТО) - специализированный орган ООН [8, с.127]. Для каждой отдельно взятой страны международный туризм имеет различное значение. Например, для экономики Багам, Кипра, Сингапура, Австрии, Египта, Гонконга он гораздо более важен, чем для экономики США, Германии, Великобритании, хотя абсолютные валовые поступления от международного туризма у последних выше [38, с.7].

Международный туризм, это [19, с.23]:

- источник валютных  поступлений и средство обеспечения  занятости;

- средство увеличения  ВВП и формирования положительного  сальдо Платежного баланса страны;

- средство диверсификации  экономики (создавая отрасли,  обслуживающие сферу туризма);

- средство повышения уровня благосостояния нации

Как определено правилами  Всемирной туристической организации, туристические поездки классифицируются следующим образом: с целью отдыха, который предполагает сочетание  физической и духовной релаксации с  временным изменением места жительства; деловые, связанные с торговлей, или обусловленные профессиональными интересами (к ним можно отнести поездки, ярмарки, торгово-промышленные выставки, научно-технические семинары, конференции), что не исключает культурной программы; спортивные, связанные с выездом на соревнование спортсменов и болельщиков, спортивные сборы; религиозные; для встречи с друзьями или родственниками, с целью лечения и т.д. [24, с.37].

Рассмотрев содержание и отличительные особенности  международного туризма мы можем обобщить и понятие международной туристический деятельности, как деятельности, связанной с организацией и обслуживанием международного туризма.

Классификация международной  туристической деятельности представлена в учебных пособиях и монографиях, материалов международных организаций достаточно разнообразно.

Так, например, можно встретить  следующий подход к классификации  международного туризма: "Существует несколько классификаций видов  международного туризма, из которых  целесообразно выделить следующие основные виды: отдых, экскурсии, туры за автомобилями, бизнес-туры, шоппинг, горные лыжи, круизы с обучением" [10, с.56].

Международный туризм классифицируется по следующим признакам в зависимости  от назначения: по целям поездки, по срокам, по средствам передвижения, по средствам размещения, по стоимости поездки, по возрастному составу, по сезону, по численности участников, по методу проведения.

По целям поездки  различают следующие виды туризма [10, с.57]:

- курортный – с  целью отдыха и развлечений;

- экскурсионный - знакомство с природными, историческими и культурными достопримечательностями;

- научный - знакомство  с достижениями науки и техники,  промышленности, сельского хозяйства,  участие в конгрессах, симпозиумах;

- деловой - поездки  для проведения деловых переговоров;

- этнический - поездки  для свидания с родственниками.

По методу проведения выделяют организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм, осуществляемый туристскими фирмами или добровольными  организациями, делится на две группы [10, с.58]:

- плановый, т.е. по заранее  разработанному и согласованному  с принимающей страной маршруту;

- самодеятельный, т.е.  посещение данной страны без  определенной согласованной программы.

При неорганизованном туризме  группа туристов самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристских фирм или добровольных организаций своей или принимающей страны.

Хотя в процессе развития туризма появились различные  толкования этого понятия, особую значимость при определении международного туризма имеют следующие критерии [30, с.73]:

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая  осуществляется в место, находящееся  за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно  совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного  проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия в том, что главной целью  поездки не должно быть осуществление  деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма (это относится напрямую и к международному туризму), являются базовыми.

Международная туристическая  деятельность сегодня развивается  под влиянием следующих факторов [22, с.78]:

- экономический рост  и социальный прогресс, которые  привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями;

- совершенствование всех  видов транспорта, что удешевило  поездки;

- увеличение числа  наемных рабочих и служащих  в развитых странах и повышение  их материального и культурного  уровня;

- интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков;

- развитие межгосударственных  связей и культурных обменов  между странами, что привело к  расширению межличностных связей  между регионами и внутри них;

- развитие сферы услуг,  стимулировавшее рост перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций;

- ослабление ограничений  на вывоз валюты во многих  странах и упрощение пограничных  формальностей.

1.2. Концептуальные  подходы к организации и управлению  в международном туризме

 

Особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями [9, с.75].

Первая особенность  туризма, как объекта управления заключается в большой глубине  его проникновения и сложности  взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских предприятий – небольших размеров. Крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах, они типичны для туристской индустрии. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.

Вторую особенность  туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль. Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона.

Информация о работе Теоретико-методологические особенности управления в международном туризме