Туристский продукт: основные потребительские свойства и особенности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

В свою очередь туристский продукт состоит из 3 элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги и товары. Отличие туристского пакета от туристского продукта состоит в том, что туристский пакет это всего лишь обязательная часть тура.

Для каждой отрасли обеспечение качества продукта специфична и носит различный характер. Эта проблема в наше время универсальна. Она зависит от того, насколько успешна она решается. Качество, равно как его понятие прошло долгий путь развития, как и потребности людей.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Туристический продукт…………………………………………………..4
3.Туристический пакет………………………………………………………6
4.Структура туристского продукта……………………………………….9
5.Валовой туристский продукт…………………………………………….12
6.Основные потребительские свойства туристического продукта……..15
7.Формирование туристического продукта……………………………..18
8.Заключение……………………………………………………………….24
9.Список использованной литературы…………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Операционный менеджмент_курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

  Следует отметить, что в редакции Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", действовавшей  до 01.06.2007 г. указывалось, что на основании  договоров с лицами, предоставляющими отдельные туристскими услугами, туроператор приобретал права на эти услуги. Такая формулировка, на наш взгляд, не совсем соответствовала положениям ГК РФ. В соответствии с гражданским законодательством отношения туроператора и лиц, оказывающих отдельные туристские услуги, строятся на основе договора о возмездном оказании услуг, согласно котором одна сторона обязуется оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а другая - оплатить эти услуги. Особенностью указанного договора является то, что услуги туроператору, предоставляемые лицами, оказывающими отдельные туристские услуги, выражаются в предоставлении этих услуг туристу.

  2. По сравнению с редакцией Федерального  закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", действовавшей до 01.06.2007 г., существенно расширена ответственность туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

  Ст. 9 указанного Федерального закона (в актуальной редакции) устанавливается полная ответственность туроператора. С 01.06.2007 г. туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристских услуг независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Например, в случае предоставления туристу средства размещения не соответствующего условиям туристского договора, ответственность будет нести не лицо, оказывающее услуги по размещению туристов, а туроператор. 
Вместе с тем, законодатель устанавливает ограничение ответственности туроператора. Туроператор не несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц в случае, если законодательством Российской Федерации устанавливается, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

  Например, в соответствии со ст.ст. 116, 120 Воздушного кодекса Российской Федерации и ст. 795 ГК РФ ответственность за задержку отправления транспортного средства или опоздания прибытия в пункт назначения несет перевозчик. Аналогичная норма содержится и в ст. 19 Варшавской конвенции от 12.10.1929 г. (ратифицирована СССР 07.07.1934 г.), согласно которой ответственность за вред, причиненный пассажиру опозданием при его воздушной перевозке, несет перевозчик.

  Также туроператор несет  ответственность  за действия (бездействие), совершенные от имени  туроператора его  турагентами в  пределах своих обязанностей (полномочий).

  3. В ст. 9 Федерального закона "Об  основах туристской деятельности  в Российской Федерации" определяются  особенности продвижения и реализации  туристского продукта турагентами.  Указанные положения являются  новеллой законодательства о туризме, призванной разграничить сферу деятельности и конкретные полномочия туроператоров и турагентов, а также сферу их ответственности.

  Продвижением  туристского продукта для целей Федерального закона "Об основах  туристской деятельности признается комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта. Такими мерами являются: 
- реклама; 
- участие в специализированных выставках, ярмарках; 
- организация туристских информационных центров; 
- издание каталогов, буклетов и др.

  Реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

  Продвижение и реализация туристского продукта может осуществляться туроператором  самостоятельно либо через турагентов. В случае, если продвижение и реализация туристского продукта осуществляется турагентом, между туроператором и турагентом заключается договор.

  В редакции Федерального закона "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации", действовавшей до 01.06.2007 г. не содержалось положений, регулирующих взаимоотношения между туроператором  и турагентом. Указанная неурегулированность порождала споры о том, кто несет ответственность за непредставление или ненадлежащее представление тех или иных услуг туристу.

  В настоящее время законодателем  закреплено, что турагент осуществляет продвижение и реализации туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

  Представляется, что в первом случае турагент является официальным представителем конкретного  туроператора, действует по его поручению, в его интересах и от его имени. Во втором случае, турагент вправе заключать договор сотрудничества с одним или несколькими туроператорами и осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного данным (данными) туроператором (туроператорами) от своего имени в пределах полномочий, предоставленных ему конкретным туроператором.

  Анализ  нормы комментируемой статьи позволяет  сделать вывод, что договор, заключаемый  между туроператором и турагентом, по сути является агентским договором.

  В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (турагент) обязуется  за вознаграждение совершать по поручению  другой стороны (туроператора) юридические  и иные действия от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора.

  Особенности агентского договора, являющегося договором  между туроператором и турагентом, устанавливаются комментируемой статьей, которой определяется содержание данного  договора.

  Договор, заключаемый между  туроператором и турагентом, должен включать в себя: 
- условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта; 
Согласно ст. 1007 ГК РФ договором может быть предусмотрено обязательство туроператора не заключать аналогичных агентских договоров с другими турагентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.

  Кроме того, договором может быть предусмотрено обязательство турагента не заключать с другими туроператорами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.

  - полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора; 
В договоре должно содержаться положение о том, от чьего имени турагент будет заключать договора о реализации туристского продукта. 
- условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров; 
Если иное не предусмотрено договором, гражданское законодательство (ст. 1009 ГК РФ) позволяет турагенту в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед туроператором. В договоре также может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора. 
- порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта; 
Фактически указанный порядок взаимодействия представляет собой порядок обмена информацией, а также порядок действий туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туриста или иных заказчиков. 
- условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом; 
Указанное условия является следствием предоставления турагенту права реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором. В соответствии с данным условием в дальнейшем у туриста или иного заказчика появляется возможность обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения и по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии как к самому туроператору, так и непосредственно к организации, предоставившей туроператору договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию (если турагент реализует туристский продукт от своего имени). 
- взаимную ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

  Взаимная  ответственность  туроператора и турагента  предполагает наступление  ответственности  в случае несоблюдения условий договора о продвижении  и реализации туристского  продукта, который  туроператор и турагент заключают между собой.

  Что касается ответственности турагента  за непредставление или представление  недостоверной информации, а также  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, то здесь необходимо учитывать положение комментируемой статьи, определяющей, что за действия (бездействие) турагента, совершенные в пределах его обязанностей (полномочий) отвечает туроператор. В случае же совершения турагентом действий (бездействия), выходящих за пределы предоставленных ему туроператором полномочий, турагент несет самостоятельную ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

      В отличие от туристских услуг туристский пакет принимает форму товара.

      Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть и потреблена только в месте ее производства, то туристский пакет может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг.

     Также туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету). Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.

     В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги.    Основные – это те услуги, которые входят в туристский пакет и приобретаются туристом, по месту проживания.

Дополнительные  услуги, это услуги не предусмотренные в ваучере или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки Заслуживает внимания и то, что многие зарубежные туристские фирмы свою торговую политику строят на том, что привлекают туристов низкой ценой и комплексностью услуг, но после прибытия заинтересовывают их разнообразным ассортиментом дополнительных услуг, приобретаемых за наличный расчет. В ряде европейских стран на дополнительные услуги туристы тратят 60-70 % всех расходов.

      Потребителем туристских услуг  является турист. Среди потребителей туристских услуг следует выделить следующие типы участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

    Оценивая  все выше написанное следует отметить, что при формировании и продвижении  тура, необходимо учитывать следующие аспекты:

    • туристский продукт, должен быть ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя;
    • необходимо учитывать особенности страхования;
    • рекламное продвижение туристского продукта, так как реклама, это самый действенный инструмент в попытках туристского предприятия донести информацию до своих клиентов
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    .

  1. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000
 
  1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001
 
  1. Алексей Приходько  статья «Туристский продукт» http://www.tourfinder.ru
 
  1. http://www.santour.ru

Информация о работе Туристский продукт: основные потребительские свойства и особенности формирования