Туризм в новое время

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:39, доклад

Описание работы

Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в древнем мире. Так, в VI в. до н. э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот, описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Вторая его книга посвящена Древнему Египту, который он посетил после 459 г. н. э.

Работа содержит 1 файл

туризм в новое время.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Организованные  путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в древнем  мире. Так, в VI в. до н. э. древние греки  и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот, описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Вторая его книга посвящена Древнему Египту, который он посетил после 459 г. н. э.

Много путешествовали древние греки и по своей стране (поездки в Олимпию на олимпийские  игры), совершали далекие путешествия  к целебным источникам, а также  к «святым местам».

Еще Аристотель, Демокрит, Квинтилиан в своих трактатах  о воспитании рекомендовали познавать природу в непосредственном общении с ней. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития стало осуществляться в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.), после многовековых ограничений, привнесенных церковью в сферу духовного и физического развития человека.

В эпоху Просвещения (XVII в.) Ж. Ж. Руссо, Г. Либли и др. видели в туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья 1, а их учение «Познание природы и стремление к выработке норм естественного поведения» способствовало развитию туризма. Ж. Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности.

В конце XVII в.— начале XVIII в. в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Во второй половине XVIII в. в Западной Европе стали создаваться своеобразные центры туризма. 

Предпосылки для  последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации  и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара. С целью совершенствования двигательных умений и навыков участников таких путешествий проводится их предварительная подготовка, проверяется социально-психологическое соответствие и согласованность, испытывается необходимое для путешествия снаряжение. Таким образом, возникают своеобразные методические приемы и правила подготовки участников путешествий и экспедиций. Идет накопление и обобщение опыта сложных походов и путешествий в воспитательных целях. 

Многодневные  походы и экспедиции длительное время  носили прикладной характер, а их цели и задачи были несколько ограничены. Со временем характер и содержание походов и путешествий обогащаются  и они утверждаются как эффективные средства физического воспитания, которые способны решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Появляются новые черты в организации и проведении путешествий, которые потребовали разработки теоретических основ и методических рекомендаций по подготовке участников путешествий. Появляется обоснование разделов специальной теоретической и физической подготовки участников путешествий. Теперь уже более четко обозначились их цели и задачи. В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификация маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время. 

В конце XVIII в. — первой половине XIX в. в странах Западной Европы с началом движения «Назад к природе» появляются обоснования практического применения путешествий в целях физического совершенствования человека. Учитывая прикладное значение туризма в формировании жизненно необходимых человеку двигательных умений и навыков, их возможность оказывать всестороннее и гармоническое воздействие на функциональные системы и органы человека, известные педагоги того времени И. Базедов, Г. Фит и др. стали рекомендовать туристские упражнения как непременную составную часть физического воспитания. Возникают более конкретные представления о различных туристских упражнениях. Туризм был включен в программу физической подготовки во многих школах. 

Начинают создаваться  региональные союзы любителей туристских путешествий. 

Первые самодеятельные туристские организации появлялись в разных странах примерно в одно и то же время (во второй половине XIX в.) в виде альпийских клубов и обществ. Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), Италии и Швейцарии (1863 г.), в Германии (1869 г.), а к концу 70-х гг. XIX в. во Франции, России и других странах. В 1895 г. по инициативе венской газеты «Arbeiterzeitung» было основано туристское общество «Die Naturfreunde» («Друзья природы»). Вскоре были организованы первые кружки общества за пределами Австро-Венгрии, распространение которых вызвало создание в Вене в 1908 г. Международного центра туризма. 

Туристские союзы  и клубы в ряде государств разрабатывают  маршруты туристских походов, определяют критерии их оценки, т. е. создается туристская классификация. Постепенно вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, появляется научная обоснованность туристских упражнений как средства военно-прикладной физической подготовки людей. 

В начале XX в. в некоторых государствах Западной Европы (Германии, Дании, Бельгии) распространилось движение «Странствующие школяры», устав которого требовал включения суровых походных условий для воспитания подрастающего поколения. Членами этого общества были дети представителей имущих классов. Деятельность этого общества представляла собой протест против методов воспитания в буржуазном обществе. 

Утверждаются  новые направления в развитии туризма. Возникает целостная система  организационных и методических мероприятий, которые способствовали дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания. 

Прогрессивным явлением в дальнейшем развитии туризма  было создание в 1919 г. Международного туристского  альянса (АИТ). Следует отметить, что  в условиях буржуазного общества туризм был доступен только представителям имущих классов. 

Для империалистической стадии капитализма характерно усиление военно-прикладной направленности физической подготовки молодежи, подчинение интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека физическому воспитанию. Так, в фашистской Германии особое внимание уделялось туристским упражнениям для детей, а в так называемых «трудовых лагерях»они были одним из главных средств воспитания будущих солдат. Аналогичная картина наблюдалась накануне второй мировой войны в Италии, Японии и других империалистических государствах. 

По данным А. А. Остапца (1985)2, интерес к путешествиям в нашей стране тесно связан с  развитием краеведения. Начало краеведческих  исследований в России приходится на время выхода указа Петра I (от 12 февраля 1718 г.), который предписывал докладывать царю обо всех любопытных находках. 

Одним из первых организаторов экскурсий и походов  с детьми был декабрист И. Д. Якушкин. Он практиковал летние походы и экскурсии по ботанической теме с воспитанницами Ялуторовской женской школы (Тюменская область). А. Я. Герд ввел экскурсию как метод обучения в практику преподавания естествознания 3. 

Первую дальнюю  экскурсию совершила группа студентов  Новороссийского университета (Одесса) по горному Крыму в 1876 г. Руководил ею профессор геологии И. А. Головинский. А в 1877 г. при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе возник первый русский альпийский клуб. Первым членом его был известный исследователь Кавказа А. В. Пастухов, именем которого названа каменная площадка на склоне Эльбруса («Приют Пастухова»). 

В это же время  врач В. И. Дмитриев организовывает в  Крыму (Ялта) Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор, ставший  базой для Крымского горного  клуба с правлением в Одессе, созданного в 1890 г., который спустя некоторое время переименовался в Крымско-кавказский горный клуб. Он имел свои отделения в Севастополе, Ялте и на Кавказе, свои приюты, и вел хорошо налаженную экскурсионную работу. Целью этого клуба было научное исследование местности, изучение местных отраслей сельского хозяйства, охраны природы и всяких достопримечательностей. Он имел свой флаг, печать, издавал «Записки», широко отражавшие многие вопросы туризма в России и за рубежом. В этот период подобные клубы создаются во многих городах. 

В 1895 г. образуется Российское общество туристов, в которое  вошли многие общества. Только Горно-туристское общество оставалось существовать самостоятельно. Оно было, пожалуй, самым многочисленным из всех существовавших в то время обществ и имело несколько отделений. При обществе работала комиссия по экскурсиям для средних учебных заведений. 

Деятельность  Российского общества туристов заключалась  в основном в организации путешествий  с целью развлечения и отдыха. Хотя оно и было прогрессивным, но все же его сословность не допускала в общество пролетарскую молодежь. А представительство студентов, врачей, инженеров, преподавателей было крайне ограничено. 

Созданное в 1900 г. в Санкт-Петербурге Русское горное общество строило туристские приюты, разрабатывало маршруты, способствуя пропаганде и развитию туризма в России.

cодействовало развитию краеведения и туризма в России Общество любителей естествознания, которое занималось изучением географии, геологии, этнографии, флоры и фауны родного края. Отделения этого общества функционировали во многих крупных городах. 

Но все эти  общества существовали разрозненно, а  главное-они не могли быть доступны трудящимся. Только победа Великой  Октябрьской социалистической революции  открыла доступ к богатствам материальной и духовной культуры. Циркулярное распоряжение Наркомпроса обязало школы организовывать занятия под открытым небом, экскурсии. Большая заслуга в развитии школьного туризма принадлежит Н. К. Крупской, которая на II съезде педагогов-туристов говорила о важности школьных туристских организаций. Созданое в 1919 г. в Москве Центральное бюро школьных экскурсий оказало учителям неоценимую помощь в ознакомлении школьников со столицей. В тридцатые годы Центральное бюро школьных экскурсий в Москве было преобразовано в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию РСФСР, которая сыграла большую роль в развитии школьного туризма. 

В 1925—1926 гг. возникло общество «Советский турист», которое занималось организацией дальних поездок, массовок на поездах и пароходах по путевкам. Это было акционерное общество, членами-пайщиками которого были советские, профсоюзные и хозяйственные организации, материально обеспечивающие поездки. Оно сыграло огромную роль в становлении туризма. Но это было чисто коммерческое общество и вопросы массового туризма как средства политического воспитания трудящихся не входили в его задачу. Оно сдерживало развитие туризма среди рабочей молодежи и студенчества, что не отвечало требованиям развития и укрепления пролетарского туризма. Поэтому 8 марта 1930 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О слиянии акционерного общества «Советский турист» и Общества пролетарского туризма и создании Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ)». Его первым председателем был Н. В. Крыленко, народный комиссар юстиции, первоклассный альпинист, председатель шахматной федерации. 1929 год принято считать годом рождения советского туризма. 

3 апреля 1932 г.  в Москве состоялся Первый  Всесоюзный съезд ОПТЭ, в работе которого приняло участие 290 делегатов. Съезд определил задачи советского туризма, его связь с социалистическим строительством. 

Недостатком работы Общества пролетарского туризма  и экскурсий был отрыв его  от советов физкультуры и недостаточная работа на местах. Решением Совнаркома в 1936 г. Общество пролетарского туризма и экскурсий было ликвидировано, а туризм передан в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР и созданного в том же году туристско-экскурсионного управления (ТЭУ) ВЦСПС. В 1938 г. была создана Всесоюзная секция туризма, которая разработала нормативы значка «Турист СССР». 

Осенью 1939 г. в  Подмосковье состоялся слет туристов, посвященный десятилетию советского туризма.

В 1939 г. в помощь Красной Армии создаются добровольные альпинистские отряды, которые отличились в годы Великой Отечественной войны.

В 1940 г. в туризме  были введены туристские звания. В  том же 1940 г. был объявлен массовый поход по маршрутам боевой славы  гражданской войны. 

Во  время Великой  Отечественной войны полученные в мирное время туристские навыки и умения, физическая и волевая закалка очень помогли бывшим туристам на фронте. Об этом свидетельствует подвиг группы опытных туристов и альпинистов, которые эвакуировали из отрезанного от страны шахтерского поселка Тырнауз полторы тысячи жителей. Не имея достаточного количества снаряжения, пользуясь вместо альпинистских веревок электрическими проводами, а вместо ледорубов и крючьев — шахтерскими инструментами, они без единого несчастного случая провели полторы тысячи женщин, детей и стариков через расположенный на высоте 3375 м перевал Бечо, через ледник Осеньги — единственный в то время свободный путь — и таким образом спасли их от фашистской неволи. 

Информация о работе Туризм в новое время