Въездной и выездной туризм в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:30, реферат

Описание работы

В Беларусь приезжают на 5 дней, а уезжают из нее на 9, свидетельствует статистика. Чуть более 120 тысяч «организованных» туристов посетило Беларусь в 2010 году. В то же время в другие страны мира в прошлом году выезжало свыше 414 тыс. белорусов, сообщает Белстат.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Туризм  по-белорусски: один приехал – три  выехало

В Беларусь приезжают  на 5 дней, а уезжают из нее на 9, свидетельствует статистика. Чуть более 120 тысяч «организованных» туристов посетило Беларусь в 2010 году. В то же время в другие страны мира в прошлом  году выезжало свыше 414 тыс. белорусов, сообщает Белстат.

В число «организованных  туристов» включаются путешественники  и отдыхающие, воспользовавшиеся  услугами туристических организаций. К слову, в прошлом году на этой ниве трудилось 738 компаний. Пока что, как и в прошлые годы, они больше работают на выездной туризм, нежели на въездной.

«В 2010 году на каждого  прибывшего иностранного туриста приходилось  трое белорусов, выехавших за рубеж», – констатируется в сообщении  Белстата.

Впрочем, 120 тыс. туристов, посетивших Беларусь – это серьезный прогресс: по сравнению с 2009 годом, в Синеокой побывало на 25,8% больше гостей.

Основной «прирост»  дала Россия: из нашей восточной  соседки в 2010 году к нам приехало почти 81 тыс. туристов – на 43% больше, чем годом ранее. На втором месте из стран СНГ идет Украина – 1,9 тыс. человек. Поток туристов из Украины снизился на 20%.

Что же касается дальнего зарубежья, то лидерами по числу посещений  Беларуси являлись туристы из Германии, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Великобритании и Турции. В общей сложности более двух третей гостей из дальнего зарубежья приехало из этих стран.

Надолго туристы  в Беларуси не задерживаются –  средняя продолжительность визита составляет 5 дней.

Туристы-белорусы (их стало на 30% больше) выезжают, как правило, в соседние страны (Россия, Украина, Литва, Польша), а также на недорогие курорты Болгарии, Египта, Турции.

Также в число  самых посещаемых белорусскими туристами  стран вошли Италия и Чехия. На долю вышеуказанных стран приходилось 90% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов.

Кстати, за рубежом  белорусы задерживаются дольше, чем  иностранцы в Беларуси – средняя  продолжительность пребывания наших  соотечественников «за бугром»  составляет 9 дней. 

Значение  въездного туризма

Привлечение иностранных  туристов — это прежде всего солидный доход для страны. Чем больше они  расходуют денег в принимающей  стране, тем это лучше для экономики  этой страны, тем выше ее национальный доход. Однако не следует думать, что  все деньги, потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ее платежный баланс. Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимающей иностранных туристов.

Расходы на импорт. Менее  развитые страны или страны с небольшими материальными ресурсами вынуждены их импортировать и при этом расплачиваться иностранной валютой за многие товары, необходимые туристам, которые эти страны сами не производят и не потребляют.

Расходы на модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа  посещаемых туристами мест, развитие сети гостиниц и других элементов инфраструктуры может создать большую напряженность в работе сферы обслуживания и других сфер, например, водо- и электроснабжения, канализационной системы, дорог, системы связи, службы безопасности и полиции.

Расходы на оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызывает необходимость на короткий или длительный период использовать труд иностранных специалистов. Часть заработной платы они переводят в свою страну, кроме того, создают дополнительную нагрузку на местную сферу обслуживания.

Выплата процентов  по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимость привлекать капиталы других государств, т.е. прибегать  к иностранным инвестициям. В  случае займа проценты обычно выплачиваются  валютой. Кроме того, когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.

Таковы основные причины невозможности автоматического  улучшения платежного баланса страны за счет приезда иностранных туристов.

Для страны очень  важно так сбалансировать доход, получаемый от туризма, с расходами, необходимыми для его развития (включая  возврат инвестиций, долгосрочные расходы  на строительство и благоустройство  отелей, дорог, аэропортов и другие проекты, создание комфортных условий для иностранных туристов и т.д.), чтобы в конечном счете получить положительный платежный баланс.

Лица, непосредственно  связанные с обслуживанием туристов: размещением в гостиницах, обеспечением питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валюты и другим родственным бизнесом,— первыми испытают на себе экономическое воздействие туризма, а заработанные ими деньги будут вновь пущены в оборот для удовлетворения возросших потребностей, в результате чего доход от туризма станет "протекать" через все население страны, попадая даже к тем, кто не имеет никакого отношения к туризму.

Таким образом, въездной туризм связан не только с доходами от приезжих, но и со значительными  расходами, связанными с организацией туристической индустрии; и для страны важно так организовать свою деятельность на рынке туризма, чтобы платежный баланс оставался положительным

На развитие въездного  туризма оказывают влияние ряд  факторов: экономическая и политическая стабильность страны, отсутствие социальных конфликтов, состояние инфраструктуры, наличие богатого историко-культурного наследия или особых рекреационных зон и др. элементов аттрактивности.

Это направление  туризма создает приток иностранной  валюты и является источником дохода, но при этом связано с расходами на совершенствование туристической индустрии и привлечение туристов. 

Социально-экономическая  роль туризма

Важным следствием развития туризма является создание новых рабочих мест, т.е. повышение  уровня занятости населения. В целом  на отрасль в настоящее время приходится около 11% общей численности занятых. Создаваемые рабочие места помогают найти себе применение представителям самых разных профессий и уровня квалификации — от государственных служащих и менеджеров высшего звена до работников турагентств и горничных отелей. Привлечение квалифицированной рабочей силы требуется при широком использовании в отрасли компьютерных систем, высокотехнологичного оборудования. Туризм также предоставляет широчайшие возможности для развития малого и среднего бизнеса, что является стабилизирующей основой экономики любой страны. Это, конечно, чрезвычайно важно для стран с высоким уровнем безработицы, но перспектива получить более высокооплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства, например в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может повлечь за собой ухудшение жилищных условий, перегрузку систем обеспечения и обслуживания в этих городах.

Общение с зарубежными  гостями иногда оказывает разрушающее воздействие на местную культуру и систему ценностей. Местные жители зачастую сталкиваются только с негативной стороной туризма, поскольку туристы нередко становятся менее сдержанными, находясь вне своего привычного окружения, и их поведение может отличаться от обычного.

Некоторые местные  жители завидуют очевидному благосостоянию туристов и ради удовлетворения своих  возросших запросов могут совершать  противозаконные и аморальные действия, которые совершенно чужды их "дотуристской" культуре. Бывает, что контакт с туристами порождает у местных жителей неудовлетворенность своим жизненным уровнем, особенно если они не видят для себя существенной выгоды от денег, которые расходуют туристы. Далеко не все население встречает туристов (особенно большие группы) с распростертыми объятиями. Многие могут возмущаться или относиться безразлично, другие настроены враждебно.

Причина такого недоброжелательного  отношения населения кроется  в социальных издержках создания туристам условий наибольшего благоприятствования за счет местного населения: шум, перенаселенность, загрязнение окружающей среды, утрата особенностей местной культуры, рост стоимости участков земли под строительство и т.д. Кроме того, исторические, археологические и религиозные объекты могут быть повреждены и даже разрушены вследствие массового наплыва туристов или "коммерциализации".

Правильное понимание  неблагоприятных социальных последствий  развития туризма имеет жизненно важное значение для формирования мировоззрения  людей, на которых возложена обязанность заниматься вопросами планирования и развития туризма в конкретных странах.

Теперь поговорим  о других сторонах влияния въездного  туризма на экономику. Кроме уже  упомянутого роста поступлений  иностранной валюты за счет увеличения числа иностранных туристов, существуют другие факторы, которые могут содействовать улучшению экономического положения страны. Прежде всего, это связано с налогообложением, точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющих непосредственное отношение к туризму. То есть туризм может стать источником дохода за счет налогов.

Во-первых, благодаря  туризму создаются рабочие места  как для квалифицированных, так  и для неквалифицированных рабочих (и для мужчин, и для женщин). Причем работа, связанная с туризмом, часто бывает более высокооплачиваемой по сравнению с работой в других отраслях. Поскольку в трудовую деятельность вовлекается множество людей, жизненный уровень населения повышается, растут заработки, значит, и поступления от налогов, взимаемых с возросших доходов людей, тоже будут повышаться.

Во-вторых, государство  за счет ввоза в страну товаров  иностранного производства, необходимых  для потребления туристами и  дальнейшего развития туризма, может  вводить таможенные пошлины на импортные  товары.

В-третьих, взимаются  налоги за оказываемые туристам услуги (со стоимости проживания в гостиницах, питания, продажи напитков, транспорта).

В-четвертых, налоги могут взиматься с дохода как  местных, так и иностранных фирм, получивших право (лицензию) заниматься туристским бизнесом в стране.

Действует и так  называемый фактор ускорения, или цепная реакция. Дело в том, что успешное создание и развитие местной базы туризма будет способствовать привлечению  в развитие туризма новых инвестиций из национальных и иностранных источников. Более того, может быть создана местная промышленность по производству продукции, в которой нуждается туризм и которую ранее приходилось импортировать. Все это не только сохранит иностранную валюту и улучшит платежный баланс, но и обеспечит большие возможности трудоустройства местного населения и, как следствие, увеличение дохода от налогов.

Появляется возможность  часть бюджетных поступлений  от туризма направлять на финансирование развития инфраструктуры, реставрацию  и восстановление памятников истории  и культуры, осуществление природоохранных программ, программ социального развития и пр.

Обобщая вышесказанное, выделю две группы социально-экономических  последствий въездного туризма.

Негативные эффекты:

- желание местного  населения получить работу в  сфере туристического бизнеса отрицательно сказывается на отраслях, из которых происходит их отток;

- перемещение людей  из отдаленных районов в города-туристские  центры вызывает перегрузку систем  обеспечения и обслуживания в  этих городах;

- происходит утрата  особенностей культуры;

- у местных жителей,  которым приходится встречаться  с обеспеченными туристами, возникает  чувство неудовлетворенности своей  жизнью;

- происходит загрязнение  окружающей среды;

- проводится "коммерциализация" объектов аттрактивности, их разрушение.

Эффекты, улучшающие экономическое положение страны:

- создание новых  рабочих мест;

- получение дохода  в виде дополнительных таможенных  пошлин на импортные товары  и услуги, оказываемые туристам  и налога с дохода фирм, получивших  лицензию на право занятия  туристическим бизнесом;

- возможность развития  малого и среднего бизнеса. 

Информация о работе Въездной и выездной туризм в Беларуси