Виды туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:56, лекция

Описание работы

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций (Всемирная Туристская Организации при ООН – United Nations World Tourism Organization, UN WTO; Всемирный Совет по путешествиям и туризму – World Travel & Tourism Council, WTTC). Эти и другие организации оказывают содействие лучшей организации индустрии туризма и путешествий как важной сферы международных экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

Виды туризма.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он зависит не от возрастной принадлежности туриста, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и не известное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

      Существуют 2 разновидности познавательных туров:

  • стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
  • маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации  маршрутных туров разрабатывается  специальный график посещения запланированных  пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры – столичные города (такие, как Париж, Рим, Лондон и т.п.)

Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия известных литературных произведений (Петербург в произведениях Достоевского, Лондон в произведениях Диккенса), по местам жизни великих писателей (городок Хауорт в Йоркшире, Англия – писательница Шарлотта Бронте), природоведческие и многие другие.

Основную  роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства  туристов.

Если  организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – это посещение театров, концертов, просмотр пьес национального – исторического характера. В программу включается посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т.д.

Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного  характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресторанов с программой варьете, дегустацией национальной кухонь. Спортивные и курортные программы, курортные программы, как правило, не планируются.

Размещение  туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд).

Питание на маршрутных турах – обычно полный пансион, так как основное время  уделяется экскурсиям, музеям, театрам  и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания  заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще всего предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.

В познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона. И негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

В программе  туров необходимо выделять свободное  время для города и знакомства с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день обычно планируется одна экскурсия, и это время туристы могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в размере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавливаются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего один день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это и это, конечно, зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

Профессионально-деловой / деловой туризм. К данному виду туризма относятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизованном обществе вызывает необходимость международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер. Ряд туристических фирм специализируется на организации групповых поездок бизнесменов с различными целями. Большим преимуществом делового туризма является возможность его организации в невысокий сезон. При этом при этом турфирмы  могут предоставлять как чисто туристские услуги – транспортные, размещение, питание экскурсионное обслуживание, так и специфические – изучение информации, сбор данных о возможных торговых партнерах, переводы, предоставление необходимых экономических материалов, организации деловых встреч и т.д. Специально для этого создаются крупные конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов вместе с туристской фирмой предлагают чисто туристскую программу. Часто и сами участники знакомятся с достопримечательностями города, а после завершения конгресса совершают туристские поездки по стране.

Отличительной чертой этого вида туризма является то, что участники деловых встреч тратят во время пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и других подобных мероприятий.

Туристские  поездки с деловыми целями (бизнес-путешествия  / business travel) в том или ином виде существуют уже не одно десятилетие. Но, пожалуй, только в 90-е гг. ХХ в. они приобрели наибольший размах и стали в удельном отношении самой доходной отраслью туризма. По оценкам экспертов ВТО, доля делового туризма в мире составляет около 20%.

Деловой туризм достаточно многогранен и  по сложившейся международной практике охватывает широкий круг поездок:

  • индивидуальные деловые поездки (командировки) сотрудников корпорации и компаний с целью переговоров, участия в производственных совещаниях, презентациях, сбытовая деятельность и т.д.
  • конгрессное обслуживание – выставки, ярмарки, биржи;
  • инсентив-туризм (поощрительный) – форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них бесплатной туристской поездки;
  • обслуживание делегаций – поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций.

Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, климатических, погодных и других факторов. В англоязычном мире деловой туризм (business travel) принято называть туризмом MICE. Аббревиатура MICE означает Meetings, Incentives,  Conferences / Congresses, Events / Exhibitions.

M. (Meetings – деловые поездки, встречи);

I. (Incentives – премиальные, поощрительные, мотивационные поездки для персонала);

C. (Conferences / Congresses – конференции, конгрессы, симпозиумы);

E. (Events – события / Exhibitions – выставки).

Таким образом, получается, что MICE туризм –  это гармоничное объединение  четырех направлений делового туризма.

Обращает  на себя внимание на себя и тот факт, что даже на фоне сокращения въездного  туризма в страны СНГ в начале 1990-х гг. деловой туризм продолжал  развиваться, хотя и менее быстрыми темпами. Тенденция развития делового туризма в России и странах СНГ соответствует общемировым тенденциям развития этого вида туризма. Так, с середины 1980-х до середины 1-го десятилетия XXI в. среднегодовые темпы прироста делового туризма в Европе составляли 9%, тогда как туризма в целом – 4-5%.

Для того, чтобы туристское предложение заинтересовало клиента, особенно такого клиента, который  путешествует достаточно часто и  является опытным и требовательным туристом, необходимо четко представлять себе его потребности, пожелания, привычки при потреблении туристского продукта и предпочтения по обслуживанию.

Разработку  нового продукта, в том числе организацию  конгресса, деловой встречи, необходимо начинать с маркетинговых исследований.

На начальном  этапе анализируются возможности  организации приема: материальная база (гостиница, ее вместимость, уровень обслуживания, оснащение, наличие специальных залов  для заседаний и переговоров, транспорт и др.), инфраструктура и другие возможности предоставления услуг.

На основе анализа возможностей приема и материальной базы определяется, какой рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных конгрессов и симпозиумов, а может быть и рынок деловых встреч служащих одной компании или фирмы и т.д.

Экскурсионная, социальная и культурная программы строятся с учетом расписания деловых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также согласно пожеланиям клиентов.

Деловая клиентура предъявляет определенные требования к гостиницам. Основными из них являются :

  • местонахождение в центре города;
  • сочетание всех черт домашней обстановки (со свойственной ей уютом) с чертами офиса – полным набором услуг связи, оргтехники, компьютерной техники и т.д.;
  • гостиницы должны располагать удобной и надежной системой резервирования;
  • быстрое оформление по прибытии и выезде;
  • приемлемая цена;
  • удобные для клиента формы платежа с предоставлением копии счета для отчета перед компанией;
  • круглосуточное обслуживание в номерах и др.

При организации  встреч и конгрессов гостиница должна обеспечить безопасность и приватность  мероприятий.

Конгрессное обслуживание – один из специфических видов туристского обслуживания. Конгрессный туризм является одним из наиболее выгодных видов туризма в мире, так как приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма (например, туризм с целью отдыха и развлечения).

Кроме того, конгрессный туризм имеет еще 2 больших преимущества перед прочими видами путешествий:

  • конгрессный туризм  дает возможность использовать материальную базу в периоды межсезонья или в несезон;
  • бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до поведения мероприятия.

Наблюдается непрерывный рост конгрессного туризма. Приблизительно 1 из 5 международных  деловых туристов (или 1% общего числа  международных туристов) совершает  поездку с целью участия в конгрессах  и конференциях.

Конгрессы и другие мероприятия подобного  рода организуются в местах, где, помимо соответствующей материальной базы (гостиницы высокого класса, предоставляющие  большой набор услуг, наличие  конгресс центров), имеются и возможности для отдыха, развлечений, занятий спортом. Значительные средства деловые туристы вкладывают в услуги, связанные с постконгрессным обслуживанием (т.е. в конце дня – после того, как завершились мероприятия конгрессной программы).

Инсентив-туризм.

Поощрительный туризм представляет современное средство поощрения сотрудников фирм и  предприятий за достижения в труде  наряду с такими традиционными формами  поощрения, как денежная премия, дотация  к покупке товаров и др.

Инсентив-тур имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с обычными поездками:

  • этот тур обычно согласовывается с туристской фирмой за 1-2 года до начала поездки, так как программа реализации поощрений компанией рассчитана на длительный период;
  • этот тур организуется так, что участников поездки огражден от всяких проблем, связанных с подготовкой и проведением тура, к тому же туристы, путешествующие по инсентив-турам, – наиболее требовательная публика в отношении качествм обслуживания;
  • поездки, как правило, организуется в несезон – с октября по апрель (за исключением рождественских праздников и Нового года);
  • 90% сотрудников, награжденных туристской поездкой, отправляются в нее вместе с женой (мужем);
  • в программу таких туров часто включаются деловые мероприятия, презентации, обмен опытом, учеба.

Все это  роднит инсентив-туризм с деловым  обслуживанием на туристском рынке.

Инсентив-поездка  – один из современных приемов  менеджмента, применяемых руководством фирм, предприятий с целью повышения  производительности труда сотрудников. Компании рассматривают туристы поездки как одно из самых эффективных средств поощрения сотрудников различного уровня.

Информация о работе Виды туризма