Внешние факторы влияющие на международный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:26, реферат

Описание работы

Изучение развития мирового туристского сектора связано с двумя группами факторов: экзогенные переменные, включающие демографические, социальные, политические и экологические факторы и тренды, непосредственно связанные с туризмом и характеризующие спрос, предложение и распределение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2

Глава 1. Географические факторы, оказывающие влияние на международный туризм……………………………………………………………………………..5

1.1 Физико-географические факторы…………………………………………...5

1.2 Экономико-географические факторы……………………………………….8

1.3 Культурные факторы………………………………………………………...10

Глава 2. Условия развития международного туризма………………………...12

2.1 Социально-экономические факторы……………………………………….13

2.2 Демографические факторы………………………………………………….14

2.3 Экономические и финансовые факторы……………………………………16

2.4 Политические факторы……………………………………………………...18

Глава 3. Современное состояние мирового туризма…………………………..19

Заключение…………………………………………………………………….…26

Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Внешние (экзогенные) факторы, влияющие на международный туризм.docx

— 49.02 Кб (Скачать)

 
  Важнейшая роль в развитии туризма принадлежат транспорту. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более скоростным, безопасным, емким и комфортабельным. 
К экономико-географическим факторам, влияющим на развитие международного туризма можно отнести следующие: 
 1) экономико-географическое положение принимающей страны (положение по отношению к туристским рынкам, транзитные возможности); 
 2) экономический уровень принимающей страны и стран, являющихся для нее основными поставщиками туристов; 
 3) наличие достаточного числа квалифицированных кадров для организации приема зарубежных туристов; 
 4) конкретный для данной территории уровень цен на рекреационные ресурсы, услуги средств размещения, транспорта, общественного питания и т.д. 
 5) уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.
 
 
 
 

1.3 Культурные факторы 

      Основную  тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация  общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».

А поскольку  это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим компонентом  существования и процветания  туристической отрасли, то параллельно  этой тенденции проходит и другая не менее значимая – увеличение количества путешествующих.

  В настоящее время огромные расстояния уже не являются тем ограничивающим и тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также легко долететь, как и до Калифорнии. Рекламные объявления на всю страницу в газете «Нью-Йорк таймс» соблазняют американцев делать покупки в Лондоне в магазине «Хэрродз».

«Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему среднему классу новобрачных, бабушек, семей, студентов, деловых людей западного общества. В начале 90-х годов количество путешествующих по сравнению с прошлым десятилетием значительно увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи

рейсовых  полетов перевозили в день 450 млн. пассажиров. К началу 2000 года это  число составило уже 750 млн. пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около  миллиарда пассажиров. С началом  года 2000 это число составило 2000 млрд. пассажиров, то есть увеличилось ровно  в два раза.1

  Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты в другое летают свыше 3 млн. человек. И, как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран.

  Поэтому сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и так далее, беспрецедентным стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый универсальный образ жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиетле.

  Он стимулируется потребительским спросом: люди пьют кофе-каппучино и родниковую воду Перрье, обставляют квартиру мебелью фирмы ИКЕЯ, едят суши, носят одежду фирмы «Бенеттон», слушают англо- американский рок, когда едут на автомобиле компании «Хонда» в «Макдональдс».

      Но  по мере того как образы жизни различных  стран становятся все более схожими, по мере того как люди все ближе  знакомятся  с культурой других народов, появляются черты сильной  противодействующей тенденции: протест  против единообразия, желание утвердить  уникальность своей культуры и языка, своеобразная борьба с иностранным  влиянием.

  В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного национализма:

  -После многих лет обучения английскому языку своего населения Сингапур развернул кампанию «Говорить на мандаринском» – это попытка возродить «старые ценности».

  -Борьба уэльсцев, в основном не агрессивными методами, по поддержанию своего языка и литературы.

  -В северо-восточной части Испании каталанский язык, запрещенный во время диктатуры Франсиско Франко, был восстановлен в качестве официального языка.

  -Власти Квебека наказывают тех, кто говорит по-английски, запрещают писать указатели на английском языке и так далее.

  Таким образом, чем больше наши образы жизни становятся схожими, тем более прочно, как утверждают футурологи, будем держаться за такие ценности, как религия, язык, искусство, литература и национальная культура в целом. По мере того как внешние стороны нашей жизни сближаются, мы будем все больше дорожить традициями, порождаемыми внутри нашего собственного общества. 
 
 
 
 

2 Условия развития международного туризма. 

      Международный туризм за сравнительно небольшое время  прошел в своем развитии от "аристократического" в 19 - начале 20 века, когда туристские путешествия совершались в индивидуальном порядке представителями имущих слоев, до стадии массового туризма  в конце 20 века. 
 

  Изучение тенденций, сложившихся в туристской деятельности в 60-90х годах XX века, позволяет выделить несколько групп факторов, которые благоприятствуют международному туристскому обмену:

 
- социально - экономические 
- демографические 
- экономические и финансовые  
- политические. 
 Рассмотрим их подробнее.
 

2.1 Социально-экономические  факторы.

      
  Значение социально-экономических факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма.

      
  Во второй половине 20 века изменился сам стереотип жизни человека. На смену тому, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый, динамичный стереотип жизни. Смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой. Чем крупнее город, тем явственнее ощущается эта потребность, поскольку отдых по месту жительства плохо восстанавливает силы.  
При современных темпах труда и жизни расходы на отдых, особенно связанные с путешествиями, быстро переходят в разряд необходимых.

      
  Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов.

      
  В 70-х годах в промышленно развитых странах возникла тенденция к делению отпуска на две части, что дает возможность в течение года совершить два путешествия. Одно зимой и одно летом. 
 Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога для выхода на пенсию, что (с учетом увеличения продолжительности жизни) привело к появлению так называемого туризма "третьего возраста". 
В путешествиях принимает участие и молодежь, что способствует активизации подросткового и юношеского туризма.

      
  
К социально - экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов. 
Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов туристских связей - научного и делового туризма.
 

2.2 Демографические  факторы.

 
  Демографические факторы также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристские потенциал, а в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы. Демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции. Кроме того, развитию туризма способствует возрастающее число одиноких взрослых, увеличения числа рабочих женщин, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей.
 

      Туризм  как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно  существовать и  развиваться при  наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных  материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России.

      Существует  прямая связь между тенденциями  в развитии индустрии туризма  и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

      Растущий  уровень жизни в развитых странах  мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает  значительное влияние на развитие туристической  отрасли.

      Таким образом, необходимыми предпосылками  возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких  объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.

      Тенденция к увеличению свободного времени  является важным фактором дальнейшего  успешного развития туризма как  отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно, что «…потребности человека в туризме – потребности в  восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании». Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния.

     Измерением  уровня жизни и дифференциации доходов  населения занимаются многие международные  организации, в том числе и  Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году1 ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон,   

открытый немецким статистиком Э. Эйнгелем, согласно которому с ростом                              доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на             удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени. 

2.3 экономические и финансовые факторы. 

     Существует  четкая связь между тенденциями  развития туризма  и общего экономического развития. Туристский рост очень чувствителен к какому-либо экономическому изменению. Если цены, то рост показателей  в целом  на 1% частного потребления ведет   к общему застою  в расходах на путешествия; при росте потребления на 2,5 % развитие туризма  возрастает на 4%  , а при росте  потребления 5%  показатель  увеличения затрат на туризм составляет 10% . В  случае, если потребление  ниже 1% , то в туризме ощущается спад. Но в каждой отдельной стране  такая реакция на экономические изменения проявляется по-своему и отклонение от среднего показателя  также выступает в различных формах.1

        Спад экономического развития  в конце 80-х годов так и  не был преодолен к 1994г., что  привело к падению показателей  роста туристской деятельности. Но рост ВВП в целом в  течение 90-х годов смог все-таки  составлять 3% в год  (или более  того), хотя для западных индустриальных  стран этот показатель будет   на  один пункт ниже среднего  роста, а для Азии, Латинской  Америки и Ближнего Востока  развитие среднего темпа роста   достигает более высоких оценок.

   Личный дикреционный доход, похоже, будет увеличиваться. Это примет форму широкого поступления доходов, как в странах с устоявшейся индустриализацией, так и в странах с экономикой промышленного развития, что приведет:

Информация о работе Внешние факторы влияющие на международный туризм