Жизнь и деятельность чукчей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:22, доклад

Описание работы

Первые упоминания о Чукчах в русских документах появились в 40-х гг. 17 в., подразделяют их на “оленных” и “пеших”. Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский.

Работа содержит 1 файл

Жизнь и деятельность чукчей.docx

— 21.42 Кб (Скачать)
   
Жизнь и деятельность чукчей

ЧУКЧИ (самоназвание, “настоящие люди”). Численность в Рос. Федерации 15,1 тыс. чел., коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. чел.), живут также на С. Корякского авт. округа (1,5 тыс. чел.) и в Нижне-Колымском р-не Якутии (1,3 тыс. чел.), говорят на чукотском языке.

Чукчи подразделялись на оленных — тундровых  кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — “оленный человек”) и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — “береговой”). Эти группы были связаны родственными отношениями и натуральным обменом.

Первоначально прародиной Чукоч считалось побережье Охотского моря, откуда они продвинулись на Север. 

Первые  упоминания о Чукчах в русских документах появились в 40-х гг. 17 в., подразделяют их на “оленных” и “пеших”. Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский. 

 

Основное  занятие тундровых Чукоч — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада отличались сравнительно крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Основное  занятие береговых Чукоч — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом  рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью “бола” — метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее — железа.

Традиционные ремесла — выделка шкур, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Также люди занимались резьбой и

гравировкой по кости и моржовому клыку, аппликацией из меха и тюленьей кожи, вышивкой оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 в. на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром костерезного искусства стала мастерская в с. Уэлен (создана в 1931).

Во 2-й  пол. 19 в. многие Чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

Большинство современных Чукоч занимаются традиционными занятиями в рамках оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и здравоохранения. Семьи оленеводов живут в оседлых поселках.

Для обществ, строя Чукчи к началу контактов  с русскими было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых Чукоч было стойбище из 3—4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединяться в семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15—20 стойбищ были связаны взаимопомощью. По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2—3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака (“переменный брак”), отработки за невесту, у богатых — многоженство.

Основное  жилище — разборный цилиндро-конический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых Чукоч и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах, древесных корнях или оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки. Яранга приморских Чукоч отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До кон. 19 в. у приморских Чукчи сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран — “дом из челюстей кита”) — на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой— через длинный коридор. Стойбища кочевых Чукчи состояли из 2—10 яранг, были вытянуты с Востока на 3апад, первой с 3апада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских Чукоч насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Тундровые Чукчи передвигались на нартах запряженных оленями, приморские — на собаках.

Традиционная  одежда — глухая, из шкур оленей и  нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнем, к которому привешивали нож, кисет  и др., двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских Чукоч была распространена одежда из кишок моржа. Головные уборы носили редко, в основном — в дороге. Женская одежда — меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом — одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин. Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.

Основная  пища оленных Чукоч — оленина, береговых — мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде. Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира. Приморские Чукчи заготавливали мясо крупных животных — кита, моржа, белухи — впрок, заквашивая его в ямах (копаль-гын). Рыбу ели сырой, делали юколу из лосося. Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок — замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепешки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Христианизация  практически не затронула Чукоч.У Чукоч Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались олень, белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т. д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот.

Традиционные  праздники были связаны с хозяйством, циклами: у оленных Чукчи — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских Чукчи близки к эскимосским: весной праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями оленей, мяса, фигурок из жира оленей, снега, дерева и др. у оленных Чукоч, собак — у приморских.

Фольклор  Чукоч включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былны и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о Вороне — Куркыле — и др.

Традиционные  музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. — делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. “горлом петь”), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих. Традиционные танцы Чукоч сохраняются в исполнении профессиональных коллективов (первый профессиональный ансамбль “Эргырон”, созданный в 1968, и др.).

Письменность  с 1936 — на основе русской графики. Первая книга на чукотском языке — букварь В. Г. Богораза и И. С. Вдовина “Красная грамота” (1932), первое литературное произведение — “Сказки чаучу” Тынэтэгына (Федора Тинетева, 1940). Известны прозаики В. Ятыргин, Ю. Рытхэу, поэты В. Кеуль-кут, А. Кымытваль, В. Тынескин и др.

Первая  школа среди Чукчи создана  в Уэлене в 1923. Педагогические кадры готовят Анадырское педагогическое училище народов Севера, Хабаровский педагогическое институт и др. Чукотский язык преподается в школах.



Информация о работе Жизнь и деятельность чукчей