Значение организационных структур в гостинице «Русский дворик

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целями курсового проекта являются:
ознакомление с видами организационных структур, применяемых в туркомплексах и гостиницах, с особенностями выбора той или иной организационной структуры;
выявления значения организационных структур для организаций индустрии гостеприимства на примере анализирования конкретного гостиничного предприятия или туркомплекса.

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект МЕНЕДЖМЕНТ ТУРКОМПЛЕКСОВ И ГОСТИНИЦ.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКАЯ  МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

По дисциплине: «Менеджмент туркомплексов и гостиниц» 

На тему: «Значение организационных структур в гостинице «Русский дворик» 
 
 

                                                                     Выполнила:

                                                                                       Студентка 42 группы

                                                                                Зубаирова А. Ф.

                                                                         Проверила:

                                                                                             Ст. пр. Лысенко Н. С.

Оценка:________

Дата: __________

 
 

г. Набережные Челны

2011 г.

Содержание

 

Введение

 

Гостиничный и ресторанный комплекс является важнейшим элементом социальной сферы, а также играет большую роль в повышении эффективности общественного производства, и соответственно, росте жизненного уровня населения.

Важное  значение для выполнения назначения и целей любой организации, в том числе туркомплексов и гостиниц, имеет организационная структура – структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где все ее подразделения объединяются в блоки. Это «фундамент» гостиницы. Общий метод представления структуры предприятия – это организационная схема, т.е. схематическое представление взаимоотношений предприятия. Она показывает расположение каждой службы и должности во всеобщей организации гостиницы и иллюстрирует распределение полномочий и обязанностей. Организационная схема может изменяться. Ее следует периодически пересматривать, особенно при значительных изменениях в сфере бизнеса. Обязанности различных служащих могут изменяться в зависимости от их квалификации и численного состава. Некоторые предприятия включают в схему фамилию каждого служащего рядом с его должностью. Со схемой функциональной организационной структуры должен ознакомиться каждый служащий. Так как одинаковых гостиниц практически не бывает, то и организационные схемы не могут быть идентичны. В каждой гостинице должна быть обязательно разработана функционально организационная схема управления предприятием и утверждена руководителем.

Организационная структура гостиницы строится таким  образом, что по горизонтали представляется количество звеньев одного уровня, по вертикали – количество ступеней (уровней) и их соподчиненности. К звеньям управления относятся руководители, их заместители, управляющие несколькими структурными подразделениями, сами структурные подразделения и ведущие специалисты, выполняющие отдельные функции или часть функций. Ступени аппарата управления – это его уровни в их последовательном соподчинении снизу доверху. Первой (низовой) ступенью в гостинице являются звенья непосредственных исполнителей (производственный персонал). Гостиницы, предлагающие своим гостям полный комплекс услуг, проживание и питание, могут обладать более обширной организационной структурой, которую в конечном итоге объединяет один человек. В некоторых гостиницах вопросами питания и проживания занимаются разные ведомства, а значит, и разные руководители. Но когда два менеджера руководят различными направлениями деятельности на одном предприятии, назревает потенциальный конфликт. Такая схема управления не имеет перспективы1.

Главными  задачами  курсового проекта являются:

  • изучение   теоретической   базы организационных структур туркомплексов и гостиниц;
  • анализ   организационной структуры конкретного гостиничного предприятия либо туркомплекса (в данном курсовом проекте ..

Целями курсового  проекта являются:

  • ознакомление с видами организационных структур, применяемых в  туркомплексах и гостиницах, с особенностями выбора той или иной организационной структуры;
  • выявления значения организационных структур для организаций индустрии гостеприимства на примере анализирования конкретного гостиничного предприятия или туркомплекса.

Изложение материала разбито на три  части  -  в  первой  части изложен  теоретический материал, во второй части анализируется организационная структура выбранного гостиничного предприятия, приводится характеристика структуры его организации, в третьей части изложены рекомендации и методы усовершенствования организационных структур туркомплексов и гостиниц.

Объектом  исследования является гостиница «Русский дворик».

Методологической  основой для написания курсового  проекта послужили сборники научных  трудов, периодическая  и справочная литература. 

 

1. Теоретические аспекты управления организационной структурой предприятий в сфере гостеприимства

1.1. Использование организационных структур менеджмента в гостиничном бизнесе

 

Любой отель представляет собой некую  систему или совокупность связанных  между собой элементов, действующих  как единое целое при реализации его генеральной цели. Для эффективного управления отелем необходимо, чтобы все управленческие решения, направленные на удовлетворение потребностей гостей, опирались на строго зафиксированную управленческую иерархию.

Как показывает практика, не существует даже двух абсолютно  одинаковых отелей, следовательно, не может существовать и одинаковой для всех гостиниц модели структуры управления. Последняя должна разрабатываться индивидуально и учитывать специфику, задачи и потребности каждого отеля. Проектирование организационной структуры управления и конечное ее состояние зависят от генеральной цели (миссии) отеля, размера его номерного фонда (вместимости), специализации гостиницы и спектра предоставляемых услуг, степени централизации (децентрализации) функций и числа уровней управления.  Современному менеджменту известны пять основных видов классических организационных структур управления в зависимости от способа их построения – линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная и матричная. Рассмотрим особенности, способы и условия, а также преимущества и недостатки использования каждой из них на примере гостиничного менеджмента2.

1. Линейная структура управления (ЛСУ) является самой простой по построению и обеспечивает непосредственное, прямое воздействие на объект управления – персонал гостиницы (исполнителей) и бизнес-процессы со стороны линейного руководителя, возглавляющего определенный участок гостиницы. Под участком в данном случае следует понимать определенную доходообразующую сферу бизнеса гостиничного предприятия, например: номерной фонд, рестораны и бары, конгресс-центр и банкетную службу, оздоровительный клуб и т.д.  В ЛСУ в полной мере выполняется принцип единоначалия, т.к. все исполнители внутри подразделения подчиняются одному человеку – линейному руководителю, который решает вопросы широкого круга, но только в рамках своего участка. Подобные взаимодействия обеспечивают высокую скорость и достоверность движения информации, непротиворечивость заданий, а также способствуют сокращению числа управленческого персонала в отеле. Система управления также обеспечивает возможность контроля над исполнением поручений, т.к. линейный менеджер несет полную персональную ответственность за результаты работы своего подразделения.  С другой стороны, руководитель подразделения в ЛСУ должен быть высококвалифицирован и компетентен во всех вопросах, касающихся непосредственно его участка. Действительно, например, менеджер ресторанов и баров помимо знаний в области ресторанного дела и общих навыков руководства должен обладать знаниями в области продаж и маркетинга, логистики продовольствия и складирования, бухгалтерского учета, а также технического и компьютерного обеспечения. Несмотря на простоту построения самой структуры, слишком усложненным представляется производство и предоставление услуг внутри участков гостиницы, что приводит к увеличению числа линейного персонала.

Построение  систем гостиничного менеджмента по принципу ЛСУ наиболее часто встречается  в мини-отелях, предоставляющих неширокий  или ограниченный спектр услуг и  относящихся к категории три  или четыре звезды. Наиболее яркими примерами московских отелей, использующих принципы ЛСУ, являются “Алроса на Казачьем”, “Сретенская” или “Акварель”, количество подобных отелей на рынке пока не велико. Усложнение технологий обслуживания и расширение спектра оказываемых гостиницами услуг послужили причиной перехода к более сложным структурам управления, использование которых в гостиничном бизнесе является более эффективным и предпочтительным в настоящее время.

2. Функциональная структура управления (ФСУ) – организационная структура, построение которой основано на дифференциации функций управления, разделяющих процессы на отдельные операционные отрезки, а управленческие воздействия на воздействия по функциям. Подобная организационная структура является классическим вариантом разделения труда по вертикали. Применение ФСУ обусловлено ростом размеров отелей, усложнением процедур предоставления услуг, появлением новых гостиничных продуктов, и, в связи с этим, необходимостью деления сложных бизнес-процессов и работ на простейшие операции (действия) для организации наиболее эффективной координации и контроля над их исполнением. Функциональная структура предполагает разделение всей гостиничной деятельности, а также внутренних процессов по направлениям, каждое из которых возглавляет функциональный руководитель. Такими направлениями являются – организация приема и размещения гостей, организация питания в гостинице, продвижения услуг гостиницы на рынок и организация маркетинговых исследований, организация учета и контроля над поступлением и использованием средств (бухгалтерия), управление человеческими ресурсами (отдел кадров), обеспечение технической и информационной поддержки внутренних операций и процессов (инженерная служба, IT-служба) и т.д. ФСУ предполагает, что функциональные руководители гостиницы не вмешиваются в дела друг друга, а их деятельность координируется директором гостиницы или его заместителем. Использование рассматриваемой структуры способствует быстрому профессиональному росту функциональных руководителей, а также повышению оперативности и качества принятия решений внутри подразделений, т.к. руководители принимают решения в основном в той сфере, в которой наиболее компетентны.

Пожалуй, главным недостатком использования  рассматриваемой структуры является тот факт, что она делит единые процессы на множество различных операционных отрезков (мини-процессов), что, с одной стороны, способствует повышению эффективности их выполнения, однако ведет к снижению эффективности выполнения процесса в целом. Это является следствием нарушения или ослабления взаимодействия функциональных подразделений. Поэтому для оптимизации работы ФСУ управления необходимо снижать значение любых диагональных связей в структуре и усиливать вертикальную, а также горизонтальную интеграцию для обмена информацией между функциональными направлениями.

В отличие  от линейной структуры управления, функциональная допускает связь  руководителя с исполнителями через  менеджеров среднего промежуточного звена. Они, в свою очередь, могут часть  своей ответственности делегировать на нижестоящий уровень, выступая по отношению к нему в качестве функционального руководителя. Таким образом, один работник может одновременно подчиняться сразу нескольким функциональным руководителям. На практике это часто приводит к нарушению принципа единоначалия и распорядительства. По сравнению с линейной системой управления, в ФСУ может снижаться оперативность принятия решений, требующих участия представителей нескольких служб отеля, а также возникать конфликт интересов их руководителей.

 На  сегодняшний день ФСУ является  самой распространенной системой  управления в гостиничном бизнесе  и наиболее часто используется  для организации управления средними  и крупными отелями, особенно  первоклассными, предоставляющими  широкий спектр услуг своим клиентам. Подобную систему организации используют “Националь Ле Меридиан”, “Рэдиссон САС”, “Метрополь” в Москве, “Гранд Отель Европа”, “Астория” в Санкт-Петербурге и многие другие.

3. Линейно-функциональная структура управления (ЛФСУ) является одновременно развитием и комбинацией двух предыдущих структур управления. Основной целью ее построения является использование преимуществ ЛСУ и ФСУ. У линейного руководителя внутри его участка теперь появляются функциональные звенья, менеджеры которых выступают его непосредственными советниками. Так, например, у линейного руководителя участка ресторанов и баров может быть сформировано звено персонала по кухне (повара, кондитеры, работники по кухне), звено обслуживающего персонала ресторанов (официанты, бармены, метрдотели), хозяйственное звено (уборщики, посудомойки, инженеры), звено продаж и маркетинга, звено бухгалтерии, а также звено логистики (снабжение и склад). У менеджера службы номерного фонда появится звено бронирования, звено приема и размещения (администраторы стойки портье, кассир, консьерж, швейцары, подносчики багажа, посыльные), хозяйственное звено (горничные, инженеры), звено продаж и маркетинга, звено бухгалтерии, звено логистики.  В ЛФСУ линейный руководитель участка разделяет общее управление своим подразделением по функциям, – он оказывает линейное воздействие на функциональных руководителей, а те, в свою очередь, оказывают технологическое содействие исполнителям в выполняемых работах. Как и в линейной структуре управления в ЛФСУ внутри подразделения функции управления полностью разделены и на руководителе лежит вся полнота ответственности за результаты работы. Ее использование способствует улучшению качества принятия управленческих решений в результате углубления специализации. В то же время, применение ЛФСУ подразумевает усложнение структуры и увеличение размера управленческого штата.

Информация о работе Значение организационных структур в гостинице «Русский дворик