История зарождения ветеринарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Ветеринарные знания имеют тысячелетнюю историю. И если ветеринарную науку расценивать как сферу человеческой деятельности, задачей которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их распространения, выработка мер борьбы с ними, профилактика и лечение, то она зародилась в виде народной ветеринарии в период одомашнивания животных.

Содержание

Введение. 3
Развитие ветеринарии в Древнем мире. 6
Развитие ветеринарии в Китае. 6
Развитие ветеринарии в Индии. 8
Развитие ветеринарии в Персии. 9
Развитие ветеринарии в Месопотамии. 10
Развитие ветеринарии в Египте. 12
Развитие ветеринарии в Древней Греции. 14
Развитие ветеринарии в Древнем Риме. 17
Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века). 20
Ветеринария России до XIII века 23
Ветеринария дворянской России (ХVIII век). 27
Формирование научной основы ветеринарной санитарии. 27
Аптечное дело и популяризация знаний основ ветеринарии. 29
Ветеринария ХVII – ХХ веков. 31
Заключение. 36
Список литературы. 37

Работа содержит 1 файл

Istoria_zarozhdenia_veterinarii.docx

— 68.30 Кб (Скачать)

История зарождения ветеринарии

Содержание:

 

 

Содержание: 2

Введение. 3

Развитие  ветеринарии в Древнем мире. 6

Развитие  ветеринарии в Китае. 6

Развитие  ветеринарии в Индии. 8

Развитие  ветеринарии в Персии. 9

Развитие  ветеринарии в Месопотамии. 10

Развитие  ветеринарии в Египте. 12

Развитие  ветеринарии в Древней Греции. 14

Развитие  ветеринарии в Древнем Риме. 17

Ветеринария в эпохи Средневековья и Возрождения (V-XVII века). 20

Ветеринария России до XIII века 23

Ветеринария дворянской России (ХVIII век). 27

Формирование  научной основы ветеринарной санитарии. 27

Аптечное  дело и популяризация знаний основ  ветеринарии. 29

Ветеринария ХVII – ХХ веков. 31

Заключение. 36

Список литературы. 37

 

Введение.

Ветеринарные знания имеют  тысячелетнюю историю. И если ветеринарную науку расценивать как сферу  человеческой деятельности, задачей  которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их распространения, выработка мер  борьбы с ними, профилактика и лечение, то она зародилась в виде народной ветеринарии в период одомашнивания  животных.

Процесс становления ветеринарии  был длительным и трудным. Область  трудовой деятельности людей постоянно  расширялась, а ее характер качественно  изменялся. Первым из диких животных, одомашненным человеком, была собака, это было связано с развитием  охотничьей деятельности людей. Первые земледельцы одомашнили птицу, свинью, после – мелкий рогатый скот: овцу, козу, корову, а позже уже в век металла, - лошадь и верблюда. Значительно позднее был одомашнен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама в Центральной Америке. Освоение зерновых культур в период первобытнообщинного строя способствовало одомашниванию почти всех известных в настоящее время видов животных.

Термин ветеринария впервые  встречается в трактате «О сельском хозяйстве» известного римского писателя-агронома Колумеллы (I в.н.э.), римляне же заимствовали этот термин у кельтов. В буквальном переводе означает « ухаживающий  за скотом», « «лечащий скот», «обслуживающий скот». Кельтсике профессиональные жрецы – друиды («люди деревьев») – умели определять и использовать травы и лекарственные растения и оказывали лечебную помощь людям  и животным.

В настоящее время под  термином ветеринария или ветеринарная медицина (от лат. veterinarius) понимают систему  наук, изучающих строение, закономерности   развития организма животных, болезни  животных, методы диагностики, предупреждения и лечения, вопросы предупреждения заболеваемости людей болезнями, общими  для человека и животных, а также  выпуск доброкачественных в санитарном отношении продуктов животноводства и решение ветеринарно- санитарных проблем защиты окружающей среды.

Важнейшим источником для  исследования древнейших следов разведения домашнего скота являются костные  останки. Они дают основание утверждать, что коров, овец, коз и свиней разводили  в неолитическом Египте (VI-V тысячелетие  до н.э.), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н.э.), Передней и  Средней Азии, а также в Индии (IV и V тысячелетие до н.э).

В таблице 1 представлены основные этапы познания природы и развития естественных наук.

 

Таблица 1.

40-20 тыс.лет до н.э. | Начало исторической эры. Первобытно-общинный строй. Период элементарных представлений. |

20-10 тыс.лет до н.э. | Китайская, Индуисткая и Вавилонская культура. Период рабовладельческого общества. Происходит накопление фактов о строении организмов человека и животных. Возникает искусство врачевания. |

10-1 тыс.лет до н.э. | Египетская культура. Умозрительная натурофилософия (методика бальзамирования). С 3-го тысячелетия- Александрийский период, для которого характерен аналитический подход к естествознанию, включающий возникновение экспериментальных методик исследования. |

1 тыс лет до н.э. | Период греческой культуры от Гиппократа до Аристотеля. В науке-экспериментальная анатомия. |

 новая эра i-iii вв. | Римская культура. Натурфилософия. |

VII-XIV вв. | Упадок культуры и науки феодализма в Европе. |

IX-XIII вв. | Арабский период. Накопление и освоение арабскими учёными научных данных разных стран. |

XIV вв. | Эпоха возрождения, расцвет науки от Везалия до Гарвея. |

XVIII-XIX вв. | Описательный метод в изучении животных. Обобщение накопленных фактов. Развёртывается систематика животного и растительного мира. Появляется микроскоп. |

 

Важнейшим источником для  исследования древнейших следов разведения домашнего скота являются костные  останки. Они дают основание утверждать, что коров, овец, коз и свиней разводили  в неолитическом Египте (VI-V тысячелетие  до н.э.), в Китае, а также в Европе (III тысячелетие до н.э.), Передней и  Средней Азии, а также в Индии (IV и V тысячелетие до н.э).

Первые земледельцы Азии, Африки и Европы сначала использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже стали  использовать домашних животных для  вьючного и гужевого транспорта, а  также как тягловую силу в плужном  земледелии. Развитие земледелия и  скотоводства способствовало росту  населения; человек получил возможность  расширять источники существования, все более эффективно использовать освоенные земли, осваивать новые  пространства и увеличивать численность  одомашненных животных. Еще до перехода к оседлому земледелию и работе с  одомашненными животными наши древние  предки были отличными охотниками, они знали и рыболовство, и  собирание съедобных и лекарственных  растений.

Связь первобытного человека с природой была значительно теснее и глубже, чем у его современных  цивилизованных потомков. Охотники хорошо знали повадки своих жертв, имели  представление об их образе жизни, о  маршрутах суточных и сезонных миграций, о наиболее уязвимых частях тела. Древние  охотники знали, что наиболее поражаемой частью грудной полости является сердце, они знали о крупных  сосудах, связанных с ним. Древний  охотник умел, не повредив печень отделить от нее желчный пузырь. Он с успехом  использовал «жилы» для сшивания шкур и для изготовления лука. Он имел достаточно представления о  сухожильных окончаниях мышц.

Наши предки получали начальные  сведения по сравнительной анатомии при разделке туш животных разных видов. Они видели сходство в строении одних и тех же структур и органов  у животных разных видов. Ученые эволюционисты-генетики допускают, что человек далекого прошлого обладал довольно значительным объемом чисто практических сведений в области сравнительной анатомии, систематики, экологии и этологии.

Точно также исследователи  в области ветеринарии не могут  не допустить, что в тот период первобытный человек проявлял повышенный интерес к случаям болезней одомашненных животных. Такие бедствия первобытный  человек первоначально пытался  объяснить действиями колдунов и  других лиц «связанных» с дьяволом. Такое понимание поддерживалось среди некоторых племен до последнего времени. Причины массовых заболеваний  животных объясняли действием демонического  могущества и пытались изгонять власть злых духов шаманскими заклинаниями. В иудейском государстве болезни  расценивали как божественные наказания  за грехи отдельных лиц или  целой общины. Одновременно с этим зарождались и рациональные меры профилактики болезней животных. Для  отдыха и укрытия животных в ненастную  погоду использовали возвышенные места  с достаточно удобным ложем. Водопой  предпочитали проводить из проточных водоемов. Проводили простейшие лечебные процедуры и использовали лекарственные травы.

Такие знания народной ветеринарии  переходили из поколения в поколение  и ими успешно пользовались в  своей деятельности народные врачеватели  вплоть до ХIХ – ХХ века. Следовательно, основным событием первобытнообщинного  строя было одомашнивание и использование  животных для своей жизнедеятельности, и наблюдения за их поведением в  нормальных условиях и в период болезни. Уже в античный период проблемой  причин массовой заболеваемости животных стали интересоваться мыслители  того времени.

Развитие ветеринарии  в Древнем мире.

Древний Восток был колыбелью  человеческой культуры. Здесь ранее  других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к  рабовладельческому строю. Народы и  племена Востока ранее других, за 4000 – 5000 лет до новой эры, вышли  на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. В  период разложение первобытно-общинного  строя и превращения его в  классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в  руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли  таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающихся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, различными «чудесами» и т.д. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру  храмов, наряду с мистическими и  магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически  найденные приемы и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы многое взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали  различия между ними. Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его  трудно было удержать в памяти. В  связи с этим, после возникновения  письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов  и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

Развитие ветеринарии  в Китае.

В период первобытно-общинного  строя китайцами было приручено  большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец). В конце III - начале II тысячелетия до н.э. в  Китае укрепился рабовладельческий  строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность  и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой  группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших  успехов достигли такие науки, как  математика, астрономия, земледелие, биологические  и медицинские знания.

Китайская медицина уходит корнями  в глубокое прошлое и связана  с древней философией, согласно которой  в организме, как и во внешнем  мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь  определялись их соотношением.

Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм миру в  миниатюре, а все процессы в организме - взаимоотношениям первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. Пять первоначал исходные элементы циклического китайского календаря, в котором  существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определенных методов лечения болезней и приготовления лекарств.

В Древнем Китае лечением людей и животных занимались одни и те же люди - жрецы и лекари-практики, накопившие многовековой опыт народа. По мере усиления рабовладения, а вместе с ней и религии, преобладающая  роль перешла к жрецам, которые, наряду с реалистическими приемами и  методами, использовали религиозные  наставления. Врачевание сосредоточилось  в храмах и монастырях. Однако, сохранилось  и народное врачевание лекарей практиков, доступное всем слоям населения.

Китайские врачи применяли  многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок и т.д.), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия). Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити джута  и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько  тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли  для лечения как людей, так  и животных. Назначение уколов - облегчить  передвижение по сосудам крови и  особого «жизненно необходимого»  газообразного вещества, ликвидировать  их «застой» и, тем самым, устранить  причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к VI в. до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в. до н.э.) - одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае  появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских  лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император  Шень Нун, который использовал для  лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством  аптекарей. Его считают автором  одного из древнейших в мире «Канона  о корнях и травах», содержащего  описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние  литературные памятники, уже 3000 лет  назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела - внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI в. до н.э. ветеринария упоминается как  отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы XI-VII вв. до н.э.), где, наряду с  описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь  распространения чумы с крысами  и преимущественное возникновение  и распространение чумы и некоторых  других заболеваний в портовых городах. В более поздних сочинениях, которые  содержат нарисованные лекарственные  растения, инструменты и анатомические  рисунки, предписывалось избегать проезда  по местности, где убивают скот, рекомендовались  методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

Развитие ветеринарии  в Индии.

Медицинские знания древних  индусов традиционно включали в  себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Лечением животных в  Древней Индии занимались знахари (бхишадж - изгоняющие бесов), которые  постепенно с течением времени превратились во врачей целителей. Ветеринарные врачи  Древней Индии принадлежали к  высшему медицинскому сословию - Yaidya (к нему же принадлежали и врачи  человека).

Источником сведений о  лечении людей и животных в  Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни». Эта книга представляет собой  обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрведе (Ayur-Veda-Sucruta) описано 760 лекарственных растений, способы применения средств животного и минерального происхождения, имеющиеся в ней описания болезней замечательно точны.

 

В индийском врачевании лекарства  распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и  т.д. Широко применяли лечение ран  повязками, пропитанными маслами, и  иглоукалывание. Древние индусы знали  об оспе и могли знать о пользе прививок. Ими описано более 10 хирургических  инструментов и способы проведения хирургических операций.

Информация о работе История зарождения ветеринарии