Фундаментальный план развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:43, реферат

Описание работы

Ключевыми целями Стратегии «Казахстан-2030» остаются процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех граждан

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad (2).doc

— 31.25 Кб (Скачать)

ундаментальный план развития. Ключевыми целями Стратегии «Казахстан-2030» остаются процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех граждан 

  

В начале двадцать первого столетия мир столкнулся с новыми рисками и вызовами, которые обуславливают необходимость поиска актуальных ответов на проблемы развития, перехода к модернизации «нового уровня», системного совершенствования экономических, политических, социальных институтов. Ключ к успеху состоит в выборе оптимальной стратегии действий, которая должна обеспечивать продуманность, последовательность, эффективность преобразований. 

Этот подход характерен не только для постсоветских стран. Гармоничное соединение выверенных тактических решений и долгосрочных стратегических проектов - своего рода международное ноу-хау, ценность которого особенно возросла в период кризисных испытаний 2007-2009 годов. 

Но, безусловно, казахстанский опыт в этой сфере необходимо оценивать особо. К этому обстоятельству политиков и ученых подводит несколько важных факторов, которые сопутствовали процессу разработки главного на сегодня стратегического документа в истории молодого государства. 

Прежде всего Казахстан первым из постсоветских стран вступил на путь стратегического планирования в конце 1990-х годов. Это был осознанный выбор Президента страны Нурсултана Назарбаева, который соединил в Стратегии «Казахстан-2030» все базовые элементы государственной политики, придал им системный характер, сформировал мотивы движения в будущее. 

Следует учитывать, что разработка Стратегии осуществлялась в условиях острейшего дефицита времени. Сложные процессы, происходившие на постсоветском пространстве, переформатирование отношений между основными центрами силы на международной арене требовали от руководства Казахстана не просто определить приоритеты развития, но сделать это в максимально сжатые сроки. Необходимо было совместить два процесса - модернизацию и стабилизацию. Перейти к реализации прорывных проектов непосредственно после выхода экономики РК из кризисного состояния, вызванного распадом СССР и трансформацией хозяйственной системы в посткризисный период. 

Сам факт ясного обозначения контуров казахстанских реалий в начале третьего десятилетия XXI столетия стал самой мощной мобилизационной задачей для страны, которая только вступала на путь устойчивого развития, не преодолев еще до конца издержки сложного периода начальной фазы независимости. 

Многие, особенно за пределами Казахстана, отнеслись к Стратегии с плохо скрываемым скепсисом. Есть в истории появления «Казахстан-2030» что-то общее с тем, как Президент Казахстана пробивал дорогу другому прорывному проекту - переносу столицы в Астану. 

То, что два этих важнейших решения Нурсултан Назарбаев принимал в пределах одного временного отрезка, только подчеркивает очевидный факт: истинный Лидер, его политическая воля способны преодолевать инерцию мышления, выводить уровень самосознания элиты и общества на качественно иной уровень. 

При формулировании положений Стратегии Президент Казахстана опирался на накопленный в непростых условиях начала 1990-х годов опыт построения государственности, проведения политических и экономических реформ, создания казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности. Эти достижения независимого Казахстана давали нам возможность не только оценить пройденный путь, но и смело смотреть в будущее. 

Это был именно тот момент, когда многие наши граждане со всей отчетливостью ощутили: будущее страны в наших руках, и оно должно быть таким, каким его описывает Стратегия «Казахстан-2030», которая за короткий промежуток времени превратилась в полноценный общественный проект. 

Национальный Лидер Казахстана не раз отмечал, что главное условие устойчивого движения вперед - это сплоченность казахстанского общества, консолидация всех слоев и групп населения в достижении поставленных целей и задач. Способность правильно учитывать потребности населения и обеспечивать их реализацию в тесном сотрудничестве государства и общества - эти факторы во многом предопределили успех Стратегии. 

Важно еще одно обстоятельство. Большинство программ развития строятся на достаточно ограниченном временном отрезке - пять, семь, десять лет. Казахстанская стратегия успеха исходила из фантастического по меркам наших реалий тех лет рубежа - тридцать три года. 

За это время должно произойти кардинальное обновление не только технологической базы, но, самое главное, смена поколений управленческой, политической, бизнес-элиты. К 2030 году достигнут возраста мудрости те, кто родился в год обретения Казахстаном независимости, и именно на их плечи ложится ответственность за дальнейшую реализацию идей, заложенных в основе Стратегии «Казахстан-2030». Тем самым руководству страны удалось связать в рамках общих мотивов развития несколько поколений казахстанцев, сформировать гарантии преемственности стратегического курса. 

В чем секрет жизнеспособности Стратегии «Казахстан-2030»? Прежде всего в ясности и четкости сформулированных целей и задач. К их числу относились: рыночная экономика, многовекторная внешняя политика, ответственное социальное управление, эффективный и прозрачный государственный аппарат, безопасность для граждан, межэтническое и межконфессиональное согласие. Каждое из этих направлений взаимно дополняет другие, конкретизирует важнейшие цели и задачи развития, определяет контуры будущего страны. 

Часть этих задач к настоящему времени выполнена, другие находятся в стадии осуществления, но в целом можно констатировать, что реализация идеологии и практики модернизационных преобразований, заложенных в Стратегии, проходит успешно. 

Например, одним из важнейших приоритетов документа стало развитие энергетического сектора Казахстана как основы экономического роста. По этому поводу Нурсултан Назарбаев часто цитировал слова Сервантеса: «Богатство не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им». 

Действительно, как показывает мировой опыт, обладание сырьевыми ресурсами зачастую трактуется как «ресурсное проклятие». Но есть и обратные примеры, когда влияние сырьевого сектора на развитие экономики может быть положительным. Все зависит от типа связи сырьевого сектора с остальной экономикой. 

И мы видим, что за прошедшие годы энергетический сектор Казахстана не просто оставался фундаментом национальной экономики, но стал источником формирования новых точек роста: развития энергетической инфраструктуры, внедрения современных технологий. 

Сейчас, когда страна выходит на качественно новый уровень модернизации, опора на ресурсный сектор должна позволить Казахстану в сочетании с реальной диверсификацией, институтами развития, курсом на инновации в кратчайшие сроки выйти на новые рубежи мировой конкурентоспособности. Из этого обстоятельства вытекает первоочередная задача на пути модернизации - превратить нефтегазовую промышленность из двигателя экономического роста во флагман экономического развития. И эта цель полностью соответствует духу и букве Стратегии. 

В то же время Стратегия не догматична, она предполагает гибкое реагирование на меняющиеся внешние факторы, постепенный выход на первый план качественно новых задач, таких, например, как повышение качества человеческого капитала, формирование современной экономики знаний. 

В дальнейшем принцип системного подхода стал первоосновой для целого поколения национальных программ развития, как, например, «Казахстан-2020», с которой в настоящее время связаны надежды на достижение инновационного прорыва в экономике. Это важнейший документ, актуальность которого особенно очевидна в переломный момент для мировой геоэкономики и геополитики. В то же время основные точки опоры остаются прежними - сильное государство, устойчивая и развитая экономика, достаток, политическая стабильность и согласие. Национальная безопасность, внутриполитическая стабильность, консолидация общества вокруг базовых мотивов развития, сильный лидерский фактор - это слагаемые стратегии казахстанского успеха. 

Безусловно, каждая из последующих программ развития Казахстана обогащала интеллектуальный и практический опыт строительства стабильного и устойчивого государства, но базисом, фундаментальной основой движения к новым рубежам по-прежнему остается Стратегия «Казахстан-2030». 

За 13 лет, прошедших с момента принятия Стратегии «Казахстан-2030», был проделан огромный путь, но предстоит еще многие начинания довести до конца, сверяясь с главными тезисами программного документа, ставшего для нашего государства точкой отсчета в его движении в XXI век. 

Но ключевыми целями Стратегии «Казахстан-2030» остаются процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Именно этот постулат служит дальнейшим ориентиром развития нашего государства.

Информация о работе Фундаментальный план развития