Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км, являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр.3

Глава I. Внутренние водные пути РФ ………..…...……………..стр.5
§1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей РФ.....стр.5
§2. Классификация внутренних водных путей РФ……….……..….стр. 7
Глава II. Международно-правовой режим внутренних водных путей….……………………………………………………………….стр.10

§1. Международно-правовой режим внутренних водных путей иностранных государств……………………………………………стр.10

§2. Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства…………………………………………….стр. 10

Заключение………………………………………………………….стр.23

Список литературы………………………………………………..стр.24

Работа содержит 1 файл

Речное право.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

По  дисциплине: «Речное право»

На  тему: «Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства»

 

2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

Введение……………………………………………………………….стр.3

 

Глава I. Внутренние водные пути РФ ………..…...……………..стр.5

    §1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей РФ.....стр.5

    §2. Классификация внутренних водных путей РФ……….……..….стр. 7

Глава II. Международно-правовой режим внутренних водных путей….……………………………………………………………….стр.10

 

    §1. Международно-правовой режим внутренних водных путей иностранных государств……………………………………………стр.10

 

    §2. Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства…………………………………………….стр. 10

 

Заключение………………………………………………………….стр.23

 

Список литературы………………………………………………..стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км, являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.

Перевозки речным транспортом осуществляются по внутренним водным путям на всей территории страны. Это позволяет  максимально быстро обеспечить транспортное освоение отдаленных и труднодоступных  для других видов транспорта районов. Особенно существенно значение использования  внутренних водных путей при доставке грузов в районы Севера, Сибири и  Дальнего Востока. 

Со временем существенно возросла роль внутренних водных путей, которые использовались уже не только для судоходства, ирригации и коммунальных нужд, но для промышленного производства. В связи с этим активно развивается правовое регулирование использования рек и озер, в том числе путем установления государствами режима своих водных путей, определения правил судоходства по ним. Такого рода правила носили, в основном, национальный характер, хотя одновременно росло число международных договоров о режиме внутренних водных путей, заключаемых, в первую очередь, между прибрежными к внутренним водным путям государствами. 

Развитие  и реконструкция сети внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений относятся к приоритетным задачам государственной деятельности в Российской Федерации. А также  развитие комплексного назначения инфраструктуры судоходных внутренних водных путей  и использование ее для целей  судоходства, водоснабжения, выработки электроэнергии, орошения, сохранения экологического равновесия.

Важное  значение имеет проблема интеграции внутренних водных путей в общеевропейскую систему, обеспечение их соответствия мировым стандартам, формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием внутреннего водного транспорта.

Исходя  из всего вышесказанного, изучение вопросов, связанных с  правовой регламентацией действующего режима внутренних водных путей в российском законодательстве приобретает важную роль в современных условиях развития экономики страны.

Таким образом, целью настоящей работы будет  являться изучение современного правового  режима внутренних водных путей по действующему законодательству Российской Федерации и перспектив его развития, с учетом поставленных государством задач в необходимости комплексного использования  внутренних водных путей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Внутренние водные пути РФ

 

§1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей РФ

 

В законодательстве Российской Федерации понятие внутренние водные пути дается в Кодексе внутреннего  водного транспорта (КВВТ РФ). В соответствии со ст. 3 КВВТ РФ под внутренними водными  путями понимаются естественные или  искусственно созданные федеральные  пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Таким образом, законодатель относит к внутренним водным путям водные объекты, на которых  осуществляется судоходство.1

Судоходством  признается деятельность, связанная  с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок  грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и  иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной  проводки, спасательных операций, осуществления  мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

Водные пути – это участки водоемов и водотоков, используемые для судоходства и сплава леса.

Внутренние водные пути – реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава. В зависимости от условий ветроволнового режима водные пути по правилам Российского Речного Регистра разделены на следующие четыре разряда:

  • «М» (морской) — при высоте и длине волны соответственно 3 и 40 м;
  • «О» (озерный) - 2 и 20 м; „Р" (речной) - 1,2 и 12 м;
  • «Л» (легкий) - при высоте и длине волны  менее 1,2 и 12 м.

Например, к разряду «М» относятся озера Байкал, Ладожское, Онежское; к разряду «О» — большие водохранилища и низовья крупных сибирских рек.

В категории  внутренних водных путей выделяют так  называемые малые реки. Отнесение  рек к категории малых условно. Класс внутренних водных путей устанавливается  в зависимости от габаритов судового хода.

Внутренние судоходные пути – внутренние водные пути, используемые для движения судов, плавучих объектов и плотов. Перечни внутренних судоходных путей устанавливаются и объявляются для судоходства на каждый год. Внутренние судоходные пути подразделяются на естественные (свободные) - реки (Амур, Лена, Енисей, Обь, Иртыш, Печора, Урал, Северная Двина, Нева, Вятка, Белая и др.) и озера, используемые для судоходства в естественном состоянии, и искусственные  (зарегулированные) - каналы, водохранилища и реки (Волга, Кама, Дон и др.), режим стока (речного) и уровни воды которых значительно отличаются для судоходных путей, эксплуатируемых в Российской Федерации. Протяженность их превышает  100 тыс. км.

Согласно  п. 1 ст. 7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся  в федеральной собственности  и используются в целях судоходства  любыми юридическими и физическими  лицами.

Перечень  внутренних водных путей определен  Распоряжением  Правительства РФ от 19.12.2002 г. № 1800-р «Об утверждении  перечня внутренних водных путей  Российской Федерации» (в ред.  от 27.02.2010г.).

Согласно  Концепции развития внутреннего  водного транспорта Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства  РФ от 03.07.2003 г. № 909-р, государственная  политика в области улучшения  условий судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения находятся и будут находиться в федеральной собственности.

Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов  по внутренним водным путям осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, а на участках пограничных зон  регулируется международными договорами РФ.

В целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ.

§2. Классификация внутренних водных путей РФ

Реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные  для судоходства, принято называть внутренними водными путями. Если эти пути используются для движения судов, их называют внутренними судоходными путями. Сезон, в течение которого осуществляется судоходство, называют навигацией (навигационным периодом).

Главной особенностью внутреннего водного  пути является наличие судового хода - водного пространства, предназначенного для движения судов и обозначенного на местности или на карте. Положение судового хода на внутреннем водном пути обозначают с помощью специальных навигационных знаков. Сигнальные огни на этих знаках называют навигационными огнями. Условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками, называется осью судового хода.

 

Неотъемлемая  принадлежность внутреннего судоходного  пути - порт - участок берега с прилегающим водным районом (акваторией), где размещены сооружения и устройства для погрузки-выгрузки судов и их обслуживания. Акватория порта обеспечивает в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. Часть этой акватории, предназначенная для якорной стоянки судов, называется рейдом. Порт оборудован специальными гидротехническими сооружениями, к которым относятся причалы, пирсы, молы, волноломы и др.

Причал - это сооружение, предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов и имеющее для этих целей специальные швартовные устройства. Пирсом называют конструктивное объединение причалов, выступающее в акваторию порта и позволяющее швартовать к нему суда не менее, чем с двух сторон. Оградительные сооружения для защиты акватории порта или береговой полосы от волнения, наносов и льда называют молом и волноломом. Первый примыкает одним концом к берегу, у волнолома оба его конца с берегом не соединены.

Классификация внутренних, водных путей может быть произведена по гидрометеорологическим условиям плавания и интенсивности  судоходства.

1. По  условиям плавания — на судоходные и несудоходные. Судоходные водные пути подразделяют на пути, обставляемые знаками судоходной обстановки, и пути, не обставляемые знаками судоходной обстановки (с малым движением на них судов и плотов).

Судоходные  пути бывают естественные (реки и озера, используемые для судоходства в  их естественном состоянии) и искусственные (каналы, водохранилища и реки, судоходный режим которых поддерживают при  помощи гидротехнических сооружений).

2. По  интенсивности судоходства. 

Внутренние  водные пути разделены на три группы:

    • группа I — судоходные пути с интенсивным судоходством в обоих направлениях (в сутки проходит более 30 судов и пяти плотовых составов);
    • группа II — пути с менее интенсивным судоходством (в сутки проходит не более 30 судов или пяти плотовых составов);
    • группа III — пути с неинтенсивным судоходством.

Основная  качественная характеристика судоходного  водного пути - гарантированные габариты судового хода: по глубине, ширине и  радиусу кривизны судового хода. Бассейновые  органы пути устанавливают на внутренних водных путях знаки судоходной обстановки и гарантируют на той или иной судоходной трассе проектный уровень  воды в зависимости от интенсивности  движения судов. Проектный уровень  воды утверждают, как правило, на длительный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Международно-правовой режим внутренних водных путей

§1. Международно-правовой режим внутренних водных путей иностранных государств

      Согласно ст. 5 Конвенции  «о территориальном море и прилежащей 
зоне» 1958г. и ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982г., к морским внутренним водам относятся:

      1) воды заливов, берега которых  принадлежат одному государству и ширина входа, в которые не превышает 24 морских миль;

      2) воды  «исторических заливов», ширина входа, в которые может превышать 24 морские мили, принадлежащих государству в силу исторических традиций (залив Петра Великого и Пенжинская губа на Дальнем Востоке (РФ), заливы Бристольский, Форт-оф-форт, Мори-Ферт (Англия), Гудзонов (Канада), Гезаликский, Делавэр, Монтерей (США) и другие);

      3) воды морских портов;

      4) участки моря, лежащие с внутренней стороны прямых исходных линий.

      При разграничении архипелажных вод на внутренние и территориальные используется ст. 50 Конвенции ООН 1982г., согласно которой государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может проводить замыкающие линии для делимитации внутренних вод в соответствии со ст.9 («Устья рек»)7 ст. 10 («Заливы»), ст. 11 («Порты»). Отсутствие в ст. 50 Конвенции ООН 1982г. ссылки на ст. 7, которая касается проведения прямых исходных линий вдоль изрезанного или извилистого берега и примыкающих к нему цепей островов, означает, что в пределах архипелажных вод внутренними могут считаться лишь воды портов, рек и заливов, находящиеся в сторону берега от исходных линий, проведенных в соответствии с перечисленными статьями2.

Информация о работе Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства