Курс лекций по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ по зоопсихологии.DOC

— 184.00 Кб (Скачать)


Тема 1.

Предмет, задачи, метода и основные направления 

зоопсихологических исследований.

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ – направление отечественной  психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного  уровня развития, т.е. наука, изучающая поведение животных.

 

ПРЕДМЕТОМ исследования зоопс. явл. Происхождение и развитие (фило- и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания.

 

Психикой животных явл. формой отражения, позволяющая животному организму адекватно  ориентировать свою активность по отношению к компонентам внешней среды (доказано, что у подавляющего большинства животных головной мозг явл. Центральным органом нервно-психической деятельности).

 

Психика животных неотделима от их поведения, под которым понимается вся совокупность проявления внешних, преимущественно двигательной активности животных, направленная на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

 

ПОВЕДЕНИЕ – комплекс ответной реакции целого организма на изменение внешней и внутренней среды организма.

 

Единство поведения  и психики животных выражается в  понятии психическая деятельность.

 

Под ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  понимается весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс  психического отражения, как продукт внешней активности животного.

 

ЗАДАЧИ ЗООПСИХОЛОГИИ.

 

  1. Исследование психики взрослых животных;
  2. Исследование психики животного в процессе онтогенеза (в период роста и развития организма);
  3. Исследование психики животного в процессе филогенеза (как в историческом развитии).

 

Такие же примерно задачи имеет и сравнительная психология.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПС. – направление  исследований, в котором сопоставляются способности к обучению животных разных эволюционных ступеней развития.

Под сравнительно-психологическими исследованиями обычно подразумевают исследование способностей животных к обучению и рассудочной деятельности, проводящееся в лабораторных условиях.

 

Взаимосвязь с другими науками.

Поскольку о многих психологических  процессах у животных можно судить по изменению их поведения, то зоопс. широко использует данные, полученные учеными других биологических наук:

  • ЭТОЛОГИЯ – наука о поведении животных в естественных для данного вида среде обитания. Она сформирована в 30-е гг. ХХ в. на базе зоологии и эволюционной теории.
  • ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ – в первую очередь нейрофизиология (функции мозга и нервной системы (НС)
  • ЭКОЛОГИЯ и др.

 

ОБЪЕКТОМ исследования зоопсихологов явл. животные.

 

Животный мир Земли  исключительно разнообразен.

 

  1. Мир простейших и одноклеточных;
  2. Беспозвоночные:
  • кишечнополостные (гидра);
  • черви (плоские, круглые, кольчатые);
  • моллюски;
  • насекомые
  1. Позвоночные (хордовые)
  • земноводные;
  • пресмыкающиеся;
  • птицы;
  • млекопитающие.

 

Все животные отличаются не только поведением, но и средой обитания: воздушная, наземная, подземная, водная (т.е. ареал обитания)

 

В процессе эволюции каждый вид животных занял свою экологическую  нишу (т.е. приспособился к конкретной среде обитания).

 

МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ.

 

Можно разделить на две  группы.

 

  1. Метод наблюдения за животными в естественных условиях обитания. Это т.н. «полевые методы». Работа в лесу, в поле и др. Натуралист из укрытия наблюдает за поведением животных, не вмешиваясь в их жизнь.
  2. Лабораторный метод. Наблюдение за поведением животных проводится в лабораторных условиях.

 

ЕСТЕСТВ. условия.             (плюсы)

  • можно определить изменения, наступающие в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных действиях животных.

(минусы)

  • наблюдатель находится на значительном расстоянии от животного и он не в состоянии выделить отдельных особей, не может определить пол, возраст и т.п.

 

ЛАБОРАТ. условия.   (плюсы)

  • можно точно фиксировать условия проведения опыта (влажность, температуру, освещенность и т.д.);
  • можно учесть пол, возраст животного;
  • можно получить потомство, оценивая тем самым предысторию животного (течение беременности и т.п.)
  • можно точно оценивать характер воздействия и дозировать его. Это важно при работе с мозгом: при удалении разных его частей, при течении электрического тока.

 

(минусы)

  • искусственные условия содержания, которые очень сказываются на поведении животного. Вплоть до нарушения репродуктивной функции.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗООПСИХОЛОГИИ.

 

1. Исследование биоритмов  животных.

 

У животных разная продолжительность  биоритмов:

  • многогодичные
  • годичные
  • сезонные
  • месячные
  • суточные
  • часовые и др.

это основные биоритмы.

 

Работа многих систем органов у животного и человека подчинена этим ритмам.

Например, на животных исследованы  ритмы двигательной активности. Биоритм  – сон-бодорствование. У животных, в отличие от человека, есть зимняя и летняя спячка, связанная с температурными изменениями в среде обитания.

 

Каждая биологическая  форма поведения протекает на фоне определенного функционального состояния организма. А в свою очередь, функциональное состояние организма в большой степени зависит от фаз биоритма и целого ряда физиологических показателей.

 

В настоящее время  описано более ста параметров, которые изменяются ритмически.

Биологический ритм определяет изменение жизнедеятельности организма  и прежде всего – двигательную активность.

 

Суточный ритм сон-бордствование  ярко выражены у позвоночных. К этому  ритму относят и летнюю-зимнюю спячки.

Спячка бывает истинная и неполная.

Во время неполной спячки температура тела резко снижается, при истинной спячке она может  достигать отрицательных значений.

 

Ритмы связаны с репродуктивной функцией. К ним относят ритмы  созревания яйцеклетки млекопитающих, менструальные циклы.

 

  1. Исследование мотиваций и эмоций животных.

 

Мотив – причины действия животных, а основным компонентом  эмоций явл. субъективное переживание.

 

Сейчас общепринято, что  животные могут испытывать следующие  эмоции: страх, агрессию, радость, удовлетворение. Эти чувства находят свое выражение во внешних проявлениях (поведение, деятельность, двигательная активность) и вегетативные компоненты.

 

  1. Исследование инстинктивных форм поведения.

 

К ним относят:

  • ориентировочное поведение
  • оборонительное поведение
  • пищевое поведение
  • половое поведение

 

  1. Исследование процесса научения животных.

 

В настоящее время  выделены разные формы научения:

  1. сенсибилизация – усиление чувствительности каким-то повторяющимся сигналом
  2. привыкание (адаптация)
  3. запечетливание (инпритинг)
  4. двигательное обучение (дрессировка и т.д.)

 

  1. Исследование элементарной рассудочной деятельности (ЭРД)

 

  1. Онтогенез поведения животных.

 

То есть раскрытие  закономерностей формирования поведения  в процессе роста и развития.

 

Основная проблема исследования – выяснение роли генетических и средовых факторов в формировании поведения. К решению этой проблемы широко привлекаются данные генетиков.

 

  1. Филогенез поведения животных.

 

Основная задача –  раскрытие закономерностей усложнения психики в процессе эволюции, начиная от одноклеточных и заканчивая человеком.

 

Решение этой задачи возможно только с учетом знаний сравнительных  анализов строения НС (разных видов) и  анализа сенсорных систем, которые  включают органы чувств и обеспечивают взаимодействие животного с окружающей средой.

 

НС участвует в переработке  этой информации и обеспечивает приспособление организма к внешним воздействиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.

Классификация основных  форм поведения животных.

 

Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.

 

Существуют многообразные  системы классификации поведения  и также число критериев, которое может быть положено в основу системы (безграничные).

 

Классификация ДЬЮСБЕРИ. 

 1981г.

Он подразделяет поведение  животных на 3 основные группы:

  1. индивидуальное поведение
  2. репродуктивное поведение
  3. социальное поведение

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ поведение.

 

Включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельных особей

 

  • Локомоция – перемещение животного в пространстве, необходимое для выполнения практически любых приспособительных функций.

 

  • Манипуляционная активность – совокупность действий особи с предметом, направленное на его адекватное использование в приспособительной деятельности, составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного. Представляет собой систему определенным образом интегрируемых элементов разного иерархического уровня.

Сложность этой системы  определяется не только морфологическими особенностями эффекторов, например, развитие кисти у обезьян или  превращение передних конечностей  в крылья у птиц, но и также общим уровнем организации поведения и психики животного.

 

  • Исследовательская активность – комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для индивидуального программирования поведения (определение дал ТИРБЕРГЕН в 1963 г.).

 

  • Кормовое (пищедобывательное) поведение – сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней.  

В кормовом поведении  действие с наследственно-обусловленной  видоспецифической программой тесно  переплетены с действиями, приобретенными в результате индивидуального приспособления к среде.  На пищедобывательных  реакциях основано большинство методик изучения ВНД (высшей нервной деятельности) животных.

 

  • Поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, который обеспечивает процессы терморегуляции.

 

  • Защитное поведение – тесно связано с поиском убежища, избегание опасности, охрана детенышей.

 

  • Гигиеническое поведение – направленно на поддержание чистоты тела, а также осуществление уринации и дефекации.

 

  • Игра – совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерных главным образом для молодых особей (определение дал ФАБРИ в 1976 г.)

 

  • Орудийная деятельность – особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом (ФАБРИ, 1980 г.).

Информация о работе Курс лекций по "Зоопсихологии"