Развитие психики у животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:32, реферат

Описание работы

Тема развития психики у животных важна по двум соображениям: во-первых, психология животных является предысторией человеческой психологии, вся особенность человеческой психологии становится понятна только при сравнении с психологией животных (сравнивать больше не с чем); во-вторых, психология животных – эта та область психологии, к которой нужно подходить с определенным критерием психического. Ясно, что высшие животные обладают разумом, а инфузория-туфелька – нет (хотя есть разные подходы), но границу, за которой начинается разум, обозначить трудно. У человека можно что-то спросить узнать и, таким образом исследовать его психическую жизнь, а с животными все сложнее, поэтому можно проверять, насколько объективными методами располагает психология.

Содержание

Введение
Объективные критерии возникновения психики
Концепция К. К. Платонова
Концепция А. Н. Леонтьева
Стадии развития психики
Стадия элементарной сенсорной психики
Стадия перцептивной психики
Стадия интеллекта
Поведение животных: инстинкты и научение.
Инстинкты
Научение и память
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

развитие психики у животных.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Выделение операций, которое характеризует стадию перцептивной психики, дает начало развитию формы закрепления опыта животных в виде двигательных навыков. Операции – это относительно самостоятельные действия, содержание которых относится не к самому предмету, на который направлено действие, а к условиям, в которых предмет находится. [7] Развитие операций и обобщенного восприятия окружающей внешней действительности сопровождается усложнением коры головного мозга. 

При переходе к стадии перцептивной психики качественно меняется сенсорная форма закрепления опыта. «У животных впервые возникают чувственные представления».[3]

     Вместе  с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения  ими действительности происходит перестройка  функций памяти. Мнемическая функция  в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной сфере в виде примитивной образной памяти. 

         2.3. Стадия интеллекта (ручного мышления).

     Стадия  интеллекта характеризуется сложной  деятельностью и сложными формами  отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.

Анализ  интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает  отражение как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.

     Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.  

     К.Э. Фабри, опираясь на более поздние  зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики  еще по два уровня, а стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к стадии перцептивной психики. [1,9] 

     Еще есть классификация, которая не претендует на многое, но, тем не менее, позволяет  показать, от каких условий зависит  развитие психики животных. Самые  примитивные животные – это наименее активные.

     Первый  этап – травоядные, которые добывают пищу, переходя с место на место и находя ее; где пищи нет, там они не живут. Эти животные ведут мирный образ жизни и вынуждены активно приспосабливать к окружающему только из-за необходимости защиты от хищников.

     Второй  этап – жизнь в более сложных условиях. Это жизнь травоядных животных, которым приходится жить на деревьях, перемещаться с одного дерева на другое, что требует точности движений, а, соответственно, более высокой психической организации. Нужно следить за окружающим полем, чтобы не стать добычей для какого-нибудь животного.

     Третий  этап – это активная охота за подвижной, живой добычей. Здесь  нужно изобретать уловки для того, что не спугнуть добычу; нужна еще  более точная координация действий; а также элементы «этикета», потому что присутствует стадная жизнь. Все это важные факторы, которые усложняют условия существования и резко повышают уровень психического развития животных.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Поведение животных: инстинкты и научение.

     Наиболее  распространенной классификацией основных форм поведения животного является следующая. Самая простая форма поведения – тропизмы (таксисы) – заключается в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него. Следующая форма – инстинкты – в основном врожденная форма поведения. Затем идут навыки – те формы поведения, которые приобретаются в индивидуальной жизни, новые формы поведения. И, наконец, после исследований В. Келера выделяют разумное решение животными задач как отдельную форму поведения.

     Одной из главных проблем, которая стоит перед многими исследователями, является проблема соотношения врожденных и приобретенных форм приспособления к внешней среде. Научные данные свидетельствуют о том, что главной особенностью поведения животного является инстинктивность.

         3.1. Инстинкты.

     Инстинкт  – это непосредственно природные, генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Инстинкты видотипичны: они могут воспроизводятся каждой особью данного вида почти в неизменной форме. Например, паук плетет паутину – никто не учил его это делать, через его поведение реализуется наследственная память вида. Инстинктивное поведения биологически целесообразно. «Например, оса-сфекс до того, как отложит яйца, обеспечивает будущую личинку кормом – «законсервированным кузнечиком». Сфекс парализует узлы кузнечика, нанося уколы в нервные узлы, управляющие конечностями, затем втаскивает его в заранее приготовленную камеру, укладывает на спину и откладывает яичко на его груди. Эта цепочка действий очень сложна и удивительна по своей целесообразности, ибо способствует выживанию личинки: защищает от воздействия неблагоприятных условий среды и обеспечивает свежим питанием».[7]

     Но  высокая целесообразность ведет  за собой фиксированность инстинкта, его ригидность. Если лишить смысла какое-либо инстинктивное поведение насекомого, он все равно завершит его и только после этого перейдет к следующему. Животные не могут произвольно затормозить или преодолеть инстинктивные действия. Гусеницы инстинктивно следуют друг за другом, они могут продолжать такое движение по замкнутому кругу до голодной смерти.

     Инстинктивное поведение обусловлено влиянием как внутренних, так и внешних  факторов. Внешними факторами являются так называемые «ключевые раздражители»: цвет, запах, форма, звук и т.д. В естественных условиях несколько раздражителей объединяются и создают «пусковую ситуацию».

     Внутренние  факторы инстинктивного поведения  объясняются в модели К. Лоренца: если не имеется острой потребности  в чем-либо (например, в питании) активность центров инстинктивных действий заторможена или блокирована. Адекватные стимулы снимают этот блок, выполняют роль ключа, открывающего замок. 

     Поведение, которое для нас выступает как целое, животным воспринимается как отдельные самостоятельные операции. Перед животным стоит задача выполнить не целое действие (например, построить гнездо), а только составляющую его операцию (принести травинку). Т.е. веточка для птицы является раздражителем, который безусловным образом вызывает специфическую чувствительность. Она, в свою очередь вызывает схватывание веточки и движение – специфическое поведение, направленное на определенный объект. Это специфическое поведение имеет конечный результат а, если специфическая чувствительность удовлетворяется не полностью, то действие повторяется. Это специфическое поведение и выступает как инстинктивное. Получается, что специфическая чувствительность создает определенное отношение к объектам внешней среды. Как только животное видит этот объект, оно может реагировать на него строго определенным способом, нацеливаясь на результат. Причем этот объект будет не органический, а поведенческий, т.е.  используются не те свойства, благодаря которым животное живет, а те, которые направляют его реакции во внешней среде. Так можно себе представлять механизм поведения.[1, 9]

         3.2. Научение и память.

     Н. Тинберген и Р. Хайнд показывают, что для только что вылупившегося из яйца гусенка нужны внешние факторы (импринтинг) для активации врожденных реакций (реакции следования). Это называется облигатным, или обязательным научением. Это довольно фиксированные внешние стимулы, которые запускают «запрограммированную» реакцию. При этом обучение происходит не разумно, а методом слепых проб. Постепенно нужное (то, которое приводит к положительному результату) поведение оттачивается, лишние пробы устраняются, и животное показывает поведение, которое выглядит вполне разумным.

     Но  бывает также и разумное решение  задач. Обезьяна, которой нужно достать  палкой банан, который она не может  достать руками, сначала будет  бесполезно метаться, а потом сядет и будет посматривать на этот банан. После этого она вдруг возьмет палку (причем вместо палки она может использовать что угодно в качестве продолжения своей руки) и безо всяких проб и ошибок пойдет к плоду. Но исследовать, как она додумалась до такого решения задачи, мы не может. Также как и отрицать разумность ее поведения.

     В процессе обучения часто проявляется способность животного использовать свой прошлый опыт для прогнозирования и организации соответствующего поведения.

     Иногда  приобретенные отдельной особью навыки передаются другим представителям вида и последующим поколениям. Это называется поведенческой традицией: «Один мой немецкий коллега провел удивительный эксперимент со снегирем. Молодого самца выкормила самка канарейки. Воспитываясь в окружении птиц другого вида, этот снегирь настолько точно воспринял их песню, что его пение ничем не отличалось от пения канареек. Позже этот самец вместе с самкой своего вида вырастил выводок молодых снегирей, среди которых было два самца, полностью перенявших от отца канареечную песню. Одного из них увезли в другое место. Там к нему подсадили самку его же вида. Прошло два года, и один из потомков этой пары, самец, был возвращен моему коллеге. Каково же было его удивление, когда оказалось, что внук нашего первого снегиря в совершенстве имитировал песню канарейки, которой его дед научился четыре года назад». [9]

     Естественной  базой для научения является память. Многочисленные исследования показали, что память эволюционирует в процессе филогенеза животных. У рыб выделяется кратковременная образная память, у рептилий этот вид памяти становится более длительным, у птиц наблюдается долговременная память. У млекопитающих удлиняется как кратковременная, так и долговременная память – сроки запоминания могут достигать нескольких месяцев. В наивысшей степени эти оба типа памяти развиты у обезьян.

     Способность длительного запоминания сказывается  на длительности выработанных в процессе жизни навыков.

     Запоминание у животных ограничено объемом естественно  запечатлеваемого материала и зависит от актуальной ситуации. Получается, что для того, чтобы животное вспомнило что-либо, ему нужно оказаться в подобной ситуации. У человека память устроена иначе, чем у животного. Благодаря способности к опосредованию (обозначению), человек может запомнить огромное количество информации. Для воспроизведения информации ем не нужно повторять ситуацию запоминания. Человек имеет наибольший простор в способах индивидуального приспособления и развития. Маленькому ребенку, в отличие от животных, практически всему приходится учиться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итоги, можно сказать, что на пути развития психики отчетливо выступают  основные стадии и основные закономерности.

     Развитие  психики у животных происходит в процессе их биологического развития. Каждая новая стадия психологического развития сопряжена с переходом к новым внешним условиям существования животных и в какой-то мере зависит от усложнения их физической организации.

     В приспособлении к более сложной  среде у животных дифференцируется простейшая нервная система и органы чувствительности. На такой основе возникает простейшая сенсорная психика – способность отражения отдельных свойств среды.

     В переходе животных к наземному образу жизни и, соответственно, в развитии коры головного мозга, у животных возникает перцептивная психика, т. е. способность к психическому отражению целостных вещей.

     С усложнением условий существования, совершенствованием органов восприятия, действия и развитием мозга у  животных появляется возможность чувственного восприятия не отдельных вещей, а их отношений.

     Получается, что психика животных развивается из-за необходимости приспособления к все более сложной среде, а психическое отражение является функцией органов, которые формируются у животных в процессе этого приспособления. Психика у животных возникает не как что-то субъективное, не имеющее значения в их борьбе за существование. Она возникает и развивается потому, что без нее животные не могли бы ориентироваться в среде.

     Развитие жизни приводит к изменению организации животных, к развитию у животных органов чувств, функцией которых является отражение окружающей их действительности. Более высокая форма психического отражения возникает при усложнении строения, анатомии животного.

     Итак, материальной основой процесса развития психики у животных составляет формирование органов и соответствующих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга на каждой стадии развития деятельности и психики животных постепенно подготавливает переход к более высокому строению их деятельности в целом, а это создает необходимость совершенствования, дальнейшей эволюции отдельных органов и функций в другом направлении.

     Развитие  психики животных является чем-то вроде  подготовительного этапа к становлению  человеческого интеллекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие психики у животных