Шпаргалка по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 02:31, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзаменам

Работа содержит 1 файл

ЗП.docx

— 78.48 Кб (Скачать)

 

16. Объективный критерий психики: способность живых организмов реагировать (Леонтьев):

1) Раздражимость: способность организма отвечать на воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Питание, самосохранение, размножение.

Раздражимость – способность организма отвечать на воздействия среды в соответствии с его биологическими потребностями. Элементарное отражение изменений окружающей среды. Свойственно даже простейшим.

Организм отвечает на воздействия  среды процессами, поддерживающими  его жизнь и обмен веществ (размножение, питание, самосохранение).

2) Чувствительность: способность к ощущению (отражению предметов при их непосредственном воздействии на организм).

Чувствительность – способность к ощущению (отражению предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств). = Оценка, субъективное переживание разных воздействий как положительное или отрицательное состояние организма.

Отражаются отдельные  качества и свойства среды, ориентируя организм в ощущении комфорта/дискомфорта.

17. Основные этапы развития психики в эволюции животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри).

1. Стадия элементарной сенсорной психики – способность животного к отражению воздействующих на него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные). Реакция – кинезы и таксисы.

2. Стадия перцептивной психики – отражение действительности в форме восприятий – целостных образов вещей. Инстинкты и сложные двигательные операции.

3.  Стадия интеллекта – отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними. Воспринимается ситуация в целом.

 

18. Стадия - начало практического интеллекта (8-12 мес. ребенка). Схемы действий, образованные на предыдущей стадии, объединяются в единое целое и используются для достижения цели. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект - новое впечатление, - ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действий.

Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.

8-9 - 11-12 мес. - дифференциация  средств и целей; появление  практического интеллекта.

11-12 - 18 мес. - дифференциации  схем действий, появление третичных  круговых реакций.

18-24 мес. - начало интериоризации  схем решения некоторых проблем  путём дедукции.

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.

 

19. Основу учения Маха составляет теория (принцип) экономии мышления и идеал чисто описательной науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху необходимость приспособления организма к фактам. Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.

Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки. В развитой науке  объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним  из таких паразитических элементов  науки махизм считает понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимостипризнаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания применяются к теории познания. Понятия субстанции, вещи — мнимое понятие, мнимой является и проблема отношения субстанции и её свойств. Из требования необходимости определения понятий через наблюдаемые данные следует, что всё познание опирается на основные элементы. Такими элементами являются непосредственные чувственные данные, ощущения — предел разложения эмпирического опыта. Основу знания составляют не непосредственно элементы мира, а описания фактов в их элементах, то есть описания, состоящие в фиксации функциональных и затем логических связей между элементами мира. Понятие вещи и понятие Я являются лишь условными наименованиями комплексов элементов.

Мах отрицал реальность атомов и объявлял их лишь удобным средством систематизации опытных данных. Также он критиковал понятиямассы и абсолютного пространства ньютоновской физики.

 

 

20. - инсайт (высшая форма научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах, присущ только птицам и млекомитающим. Животное замирает, оценивает обстановку, и только потом действует) инсайт (действие в новой ситуации на основе прошлого опыта);

Инсайт - (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание), внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации (синоним: ага-реакция); непосредственное постижение, "озарение"; понятие, введенное в гештальтпсихологию - в 1925 г. В. Келером. Инстинкт - (от лат. instinctus - побуждение), совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения. Инстинкты человека контролируются его сознанием.,К классическому инсайту относят реакции, протекающие по схеме: ознакомление с задачей, попытка решить ее методом проб и ошибок, обдумывание сложившейся ситуации, во время которой наступает принятие решения - озарение (латентный, скрытый период) и, наконец, решение проблемы.

 

21. Латентное научение – «скрытое », «впрок», без подкрепления. При ориентировочно-исследовательской деятельности – в голове «карты» местности и объектов.

Латентное обучение - по определению У. Торпа, "...образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления". Впервые феномен латентного (скрытого, неявного) научения был обнаружен в лабораторных условиях на крысах, которые обследовали лабиринт без всякого подкрепления. Оказалось, что в дальнейшем крыса с таким опытом обучается проходить лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Был сделан вывод, что в процессе обследования лабиринта, животное приобретает определенный опыт, который затем использует в организации целенаправленного поведения.

 

22. - импринтинг (мгновенное запечатление на всю жизнь).

Импринтинг - (англ. imprinting - запечатление), в этологии - специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные периоды, онтогенеза. В естественных условиях импринтинг, несомненно, имеет приспособительное значение, помогая детенышам быстро перенимать необходимые навыки от родителей (например, учиться летать) и запоминать характерные особенности окружающей среды (например, для лососей это может быть "запах" реки, в которой они вывелись и куда будут возвращаться для нереста).

 

23.

Родительское поведение

Родительское поведение  объединяет поведенческие акты, связанные  с выведением потомства. <Сложное> родительское поведение наблюдается  у птиц, млекопитающих и некоторых  рыб и земноводных. Родительское поведение тесно связано с  репродуктивным[прим. 5] Например, у птиц постройка гнезда осуществляется в брачный период и является компонентом ухаживания. Родительское поведение делится на несколько последовательных фаз.

Птицы

У птиц первой фазой родительского  поведения считается откладка яиц, за которой следует насиживание. Насиживать яйца могут как самец  и самка попеременно, как у  речной крачки, только самец или  только самка. Большинство птиц сидят  на яйцах, нагревая их теплом своего тела, но некоторые, например, сорные куры, строят специальные инкубаторы.

Необходимым условием начала перехода к насиживанию является распознавание яиц[прим. 6]. Избирательность по отношению к яйцам неодинакова у разных видов. Некоторые птицы готовы высиживать муляжи, лишь отдалённо напоминающие их яйца, когда другие, отказываются насиживать похожие яйца родственных видов, а иногда и свои собственные. Учитывая распространённость внутривидового и межвидового гнездового паразитизма — он описан более, чем у 230 видов — становится понятным биологическое значение избирательности по отношению к яйцам[11].

После вылупления птенцов  начинается стадия выкармливания. По характеру  ухода за потомством выделяют две  группы птиц — птенцовых и выводковых. У птенцовых птиц птенцы вылупляются беспомощными, не способными добывать пищу самостоятельно и родители тщательно ухаживают за ними — кормят, обогревают и защищают. Птенцы активно выпрашивают корм — в этом случае в качестве релизера выступает клюв родителя. У выводковых птиц (гагарообразные, курообразные, гусеобразные и другие) птенцы вылупляются зрячими, способными в первые же часы жизни передвигаться вслед за родителями и кормиться самостоятельно. Поведение родителей и птенцов, обеспечивающее выкармливание, является врождённым.

Млекопитающие

У млекопитающих родительское поведение включает постройку гнезда, роды, выкармливание потомства, уход за потомством — вылизывание, перетаскивание и обучение. Особое значение для них имеет вскармливание детёнышей. Детёныши млекопитающих рождаются с сосательным рефлексом. Кормление у млекопитающих представляет собой скоординированный процесс в котором и самка, и детёныши играют активную роль. По окончании вскармливания, от самки нередко требуется специально отучать детёнышей от груди различными способами, вплоть до применения агрессии.

Насекомые

Родительское поведение  нехарактерно для беспозвоночных, однако насекомые, самая высокоорганизованная группа этого типа, ухаживают за потомством. Уход за потомством является характерной чертой общественных насекомых. Эволюцию общественного образа жизни  даже связывают с родительским поведением.

Самец клопа из семейства Belostomidae с кладкой на спине

Исключительным явлением является отцовское родительское поведение  клопов подсемейства Belostominae, у которых  самки после копуляции откладывают  яйца на спину самцов. Участие последних  в уходе за потомством не ограничивается ношением кладки: они создают ток  воды при помощи конечностей, время  от времени всплывают на поверхность, чтобы дать яйцам доступ к атмосферному воздуху, и помогают нимфам выбраться  из яиц[13].

 

24.Территория - та часть участка обитания, которую животные защищают от других особей того же, а в отдельных случаях и других видов. Как форма поведения, территориальность выполняет ряд функций:

  • рассредоточение животных, позволяющее владельцам территорий без помех кормиться, спариваться и воспитывать потомство,
  • удержание за собой площади, которая могла бы обеспечить владельцев и их отпрысков пищей,
  • получение преимуществ на основе знания о топографии и пищевых ресурсах местности.

У млекопитающих  и птиц не все особи имеют равные территории. Сочетание территориальности и иерархии состоит в том, что доминантные животные владеют лучшими территориями (лучшие - не обязательно наиболее крупные, часто это территории, дающие преимущество при поиске полового партнера либо при кормлении).

Многие животные защищают свою территорию - участки, где они  выращивают потомство или монопольно владеют пищевыми ресурсами.

25. Пищевое поведение

Пищевое поведение присуще  всем животным и отличается большим  разнообразием. Оно неразрывно связано  с различными видами активности, связанной  с поиском, запасанием пищи и обменом  веществ. Поисковое поведение запускается  процессами возбуждения, вызванными отсутствием  пищи.

Поисковое и пищедобывательное  поведение

Поисковое и пищедобывательное  поведение отличается исключительным разнообразием и зависит от особенностей экологии и биологии вида. Общим  для животных является повышение  чувствительности к пищевым раздражителям. У личинок насекомых оно проявляется  в виде положительного таксиса, по отношению к химическим раздражителям.

Животные проявляют избирательность  по отношению к пище. Она может  проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту [прим. 2]. Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3].

Среди животных, питающихся живой пищей (хищников[прим. 4]), наблюдаются две основные стратегии пищедобывания — охота и пастьба.

Охота представляет собой  способ добывания подвижной добычи. Охотничьи стратегии зависят  от характеристик добычи и особенностей биологии охотника. Одни хищники, например, богомолы, поджидают добычу в засаде, другие строят ловушки. Хорошо известны ловушки пауков. Насекомые также строят ловушки — примером может служить муравьиный лев. Быстрые хищники, например кальмары, реализуют особую стратегию — преследование. Охота на малоподвижную и скрытную добычу требует развитых анализаторов и специальных приспособлений для её вскрытия и умерщвления (такая добыча часто обладает прочным панцирем).

Неподвижная и многочисленная добыча снимает необходимость её выслеживания и умерщвления. Питание  такой добычей — пастьба — заключается в поедаются части или отдельных органов кормовых организмов. Классическим примером пастбищного типа хищников могут служить крупные позвоночные травоядные животные, такие как овцы и козы.

Отнимание добычи у других — клептопаразитизм — также распространено в животном мире. Для одних видов он является подспорьем в неблагоприятних условиях. Для других, например многих поморников, он является обычным источником пропитания. Такие виды способны активно и настойчиво преследовать жертву, чтобы отобрать добычу. Далеко не всегда клептопаразитизм вызывает ответную агрессию, особенно при межвидовом клептопаразитизме[7].

Насыщение

При поедании пищи включаются механизмы торможения, запускающиеся  как физиологическими изменениями, так и сигналами от рецепторов рта, глотки, желудка и кишечника. У высокоорганизованных животных процесс  потребления пищи управляется при  участии центральной нервной  системы, у менее высокоорганизованных этот процесс контролируется периферической нервной системой. Например у мух  потребление пищи управляется по принципу обратной отрицательной связи — по мере растяжения кишечника усиливается подавление пищевого поведения[8]. Среди членистоногих встречается наружное пищеварение. Оно характерно для пауков, личинок мух и стрекоз.

Информация о работе Шпаргалка по "Зоопсихологии"