Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие коммерческой тайны и способы ее защиты.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие коммерческой тайны;
охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну,
рассмотреть правовое регулирование коммерческой тайны;
рассмотреть охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений;
рассмотреть ответственность за нарушение режима коммерческой тайны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Коммерческая тайна…………………………………………...6
1.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…………..…..…6
1.2. Сущность, значение информации в коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………………..........10
Глава 2. Способы обеспечения коммерческой тайны………......….17
2.1. Общие положения………………………………………………....…17
2.2. Способы защиты от разглашения коммерческой тайны………......21
2.3. Способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны………………………………………………………………………….......25
2.4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны……………………………………………………………………….……..28
Заключение……………………………………………………………….32
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ АННА.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     В совокупности под служебной или  коммерческой тайной негосударственной  организации следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, которые связаны с производственной, управленческой, финансовой или иной деятельностью организации и распространение которых может нанести ущерб ее интересам.

       Закон РФ, регламентирующий коммерческую  деятельность, предусматривает, что  владельцами (собственниками) коммерческой информации могут быть граждане России, граждане иностранных государств, а также объединения граждан – коллективных предпринимателей.

     Обширны и направления коммерческой деятельности. Это внутренние и внешние экономические  сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности.

         Перечень сведений отнесенных к информации конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Сущность, значение информации в коммерческой деятельности предприятия 

     Коммерческая  ценность информации подразумевает ее пригодность для принятия решений в коммерческой деятельности.

     В связи с этим необходимо определить – какая информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует защиты, каков срок ее “хранения" в качестве тайны, какие ее части наиболее важны. Важность информации определяется ее ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов, должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.

     Прежде  чем приступить к определению  информации, относящейся к категории  коммерческой тайны, предприниматель  должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:

     Высшая  степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это - угроза высокой степени тяжести, последствия реализации которой могут ликвидировать саму фирму.

     Строго  конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.

     Конфиденциальная  информация - ее разглашение наносит  фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.

     Информация  ограниченного доступа – ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).

     Открытая информация. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

     Каким же образом можно осуществить  разграничение информации открытой и той, которая нуждается в защите? Для этого следует использовать следующие критерии.

     Во-первых, это вероятность угрозы экономической  безопасности фирмы. В случае получения  этой информации конкурентами фирма  понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток “кока-кола” производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

     Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить - существует ли возможность ее защиты с помощью общих, либо специальных мер защиты.

     В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

     По  функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

     1. Деловая информация: сведения о  контрагентах; сведения о конкурентах;  сведения о потребителях; сведения  о деловых переговорах; коммерческая  переписка; сведения о заключенных  и планируемых контрактах.

     2. Научно-техническая информация: содержание  и планы научно-исследовательских работ; содержание “ноу-хау", рационализаторских предложений; планы внедрения новых технологий и видов продукции;

     3. Производственная информация: технология; планы выпуска продукции; объем  незавершенного производства и  запасов; планы инвестиционной деятельности.

     4. Организационно-управленческая информация: сведения о структуре управления  фирмой не содержащиеся в уставе; оригинальные методы организации  управления; система организации  труда.

     5. Маркетинговая информация: рыночная  стратегия; планы рекламной деятельности; планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм; методы работы на рынках; планы сбыта продукции; анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

     6. Финансовая информация: планирование прибыли, себестоимости; ценообразование - методы расчета, структура цен, скидки; возможные источники финансирования; финансовые прогнозы.

     7. Информация о персонале фирмы:  личные дела сотрудников; планы  увеличения (сокращения) персонала;  содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

     8. Программное обеспечение: программы;  пароли, коды доступа к конфиденциальной  информации, расположенной на электронных  носителях.

     Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени  интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

     Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа - устава, в котором дается понятие  коммерческой тайны и устанавливается  ответственность за ее несоблюдение.

     Для более эффективной организации  работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать  и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

     Конфиденциальная  информация - это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

     По  мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим  пяти критериям оценки:

    • их открытое использование связано с ущербом для предприятия
    • они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях
    • предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом
    • сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

     Анализ  законодательных актов промышленно  развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

    • о нерациональном природопользовании
    • о сверхнормативном загрязнении окружающей среды
    • о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей
    • о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)
    • о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны
    • о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы
    • о фактах проявления недобросовестной конкуренции
    • о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов
    • о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

    Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

    1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

    2) содержащихся в документах, дающих  право на осуществление предпринимательской деятельности;

    3) о составе имущества государственного  или муниципального унитарного  предприятия, государственного учреждения  и об использовании ими средств  соответствующих бюджетов;

    4) о загрязнении окружающей среды,  состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

    5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об  условиях труда, в том числе  об охране труда, о показателях  производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

    6) о задолженности работодателей  по выплате заработной платы  и по иным социальным выплатам;

    7) о нарушениях законодательства  Российской Федерации и фактах  привлечения к ответственности  за совершение этих нарушений;

    8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

    9) о размерах и структуре доходов  некоммерческих организаций, о  размерах и составе их имущества,  об их расходах, о численности  и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

    10) о перечне лиц, имеющих право  действовать без доверенности  от имени юридического лица;

    11) обязательность раскрытия которых  или недопустимость ограничения  доступа к которым установлена иными федеральными законами. [20 с. 54]

     Как следует из этого перечня, Федеральными законами могут быть предусмотрены  и иные виды сведений, которые не могут быть отнесены к информации, составляющей коммерческую тайну. Такие  сведения, в частности, указаны в Федеральном законе от 22.04.1996 года «О рынке ценных бумаг». Например, согласно ст. 9 указанного Закона организатор торговли на рынке ценных бумаг (т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг) обязан раскрыть любому заинтересованному лицу следующую информацию: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ценных бумаг, допущенных к торгам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммерческая тайна