Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие коммерческой тайны и способы ее защиты.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие коммерческой тайны;
охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну,
рассмотреть правовое регулирование коммерческой тайны;
рассмотреть охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений;
рассмотреть ответственность за нарушение режима коммерческой тайны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Коммерческая тайна…………………………………………...6
1.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…………..…..…6
1.2. Сущность, значение информации в коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………………..........10
Глава 2. Способы обеспечения коммерческой тайны………......….17
2.1. Общие положения………………………………………………....…17
2.2. Способы защиты от разглашения коммерческой тайны………......21
2.3. Способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны………………………………………………………………………….......25
2.4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны……………………………………………………………………….……..28
Заключение……………………………………………………………….32
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ АННА.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Поскольку однозначного перечня действий, которые  могут считаться незаконными, законодательство не содержит, в каждом конкретном случае следует руководствоваться критериями, заложенными нормами о недобросовестной конкуренции. При этом, как представляется, под незаконными методами получения коммерческой тайны можно понимать любое получение информации, составляющей коммерческую тайну без согласия её обладателя, когда к такой информации нет свободного доступа на законном основании.

     Незаконное  получение коммерческой тайны также  образует состав уголовного преступления: часть первая статьи 183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений.

     В определённых случаях незаконным получением может быть признано получение информации, составляющей коммерческую тайну, путём «обратного инжиниринга». Это может иметь место в случае, когда такая деятельность была ограничена договором. В случае нарушения соответствующих положений договора, заинтересованная сторона может применить санкции, предусмотренные договором.

     Защита  от незаконного получения информации, составляющей коммерческую тайну, может  быть реализована как в рамках юрисдикционной, так и неюрисдикционной форм защиты.

     К мерам самозащиты против рассматриваемого нарушения в литературе относят, например, нейтрализацию и выведение  из строя технических средств, незаконно  внедрённых третьими лицами с целью  получения информации, составляющей коммерческую тайну, а также принятие оперативных мер по дезинформации лиц, незаконно получивших засекреченные сведения с целью предотвращения возможного ущерба от их разглашения. [9, с. 629-630].

     В рамках юрисдикционной формы защиты, среди способов, предусмотренных  ст. 12 ГК, может быть применён такой способ как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Этот способ может быть использован, когда «совершённое правонарушение ещё не привело к полному прекращению нарушенного права и имеется фактическая возможность ликвидации последствий нарушения». [9, с. 631].

     Возмещение  убытков в рассматриваемой ситуации возможно в том случае, если незаконным получением коммерческой тайны они  были причинены или если правообладатель затратил определённые средства на пресечение соответствующих незаконных действий.

     Юридические лица и предприниматели обязаны  на безвозмездной основе представлять информацию, составляющую коммерческую тайну, государственным органам и органам местного самоуправления по их мотивированному требованию. Согласно ст.6 Федерального закона « О коммерческой тайне» такое требование должно содержать указание  цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. Мотивированное требование должно быть подписано должностным лицом. По смыслу ч.4 ст.6 указанного закона информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется государственным органам в документированной форме с обязательным проставлением на материальных носителях грифа «Коммерческая тайна». Этот гриф включает в себя сведения об обладателе информации, составляющей коммерческую тайну: полное наименование и местонахождение для юридического лица и фамилию, имя, отчество и место жительства – для индивидуального предпринимателя.

     Статья 13 указанного закона устанавливает  обязанность государственных органов  и органов местного самоуправления сохранять конфиденциальность сведений, составляющих «чужую» коммерческую тайну. Дальнейшая передача такой информации возможна только с согласия ее обладателя.  
 
 
 
 
 

2.4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны 

     Наконец, ответственность возможна за незаконное использование чужой коммерческой тайны. Под незаконным использованием информации, составляющей коммерческую тайну, можно понимать её непосредственное применение в своей хозяйственной деятельности при отсутствии согласия первоначального обладателя лицом, осознающим неправомерность своего использования. Как правило, незаконное использование является следствием получения или разглашения информации. Ведь для того, чтобы использовать какую-то информацию, для начала необходимо этой информацией обладать. В свою очередь, получение этой информации может быть как незаконным, так и основанным на законных основаниях.

     Уголовная наказуемость незаконного использования  сведений, составляющих коммерческую тайну, установлена частью второй статьи 183 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за незаконное использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, совершённое из корыстной или иной личной заинтересованности.

     Формой  недобросовестной конкуренции будет  использование чужой коммерческой тайны без законных оснований, в целях получения необоснованных преимуществ в конкурентной борьбе.

     От  незаконного использования информации, составляющей коммерческую тайну, могут  применяться такие способы защиты, как 

    • признание права (если лицо, неправомерно использующее коммерческую тайну, заявляет, что на самом деле он является правомерным обладателем коммерческой тайны),
    • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (если при этом информация ещё не утратила признаков коммерческой тайны и её конфиденциальность может быть восстановлена),
    • возмещение убытков,
    • взыскание неустойки.

     Меры, устанавливающие режим коммерческой тайны, составляют одно из обязательных условий достижения необходимого уровня защищенности коммерческой тайны. Их содержание и объем определяются организацией исходя из правомочия на собственные действия, которые реализуются по усмотрению субъектов в виде мероприятий. Понятие «мера» применительно к режиму коммерческой тайны означает способ воздействия на участников обращения коммерчески значимой информации путем определения границ (пределов) дозволительного и разрешительного порядка ее использования и охраны конфиденциальности. Под мероприятием по защите информации понимается совокупность действий по разработке и практическому применению методов и технологии защиты информации, имеющих целью решение отдельных задач по установлению и обеспечению режима коммерческой тайны.

     Не  допускается использование режима коммерческой тайны для сокрытия ошибок и некомпетентности руководства организации, бесхозяйственности, расточительства, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений в деятельности организации, а также для уклонения от выполнения договорных обязательств и уплаты налогов.  
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Поскольку коммерческая тайна является особой разновидностью информации, то и права  обладателя коммерческой тайны представляют собой права на информацию, являющуюся особым объектом гражданских прав.

     В основе коммерческой тайны лежит  фактическая монополия. Поэтому  действенность правовой защиты интересов  обладателя коммерческой тайны зависит  от эффективности и полноты принимаемых  им мер по поддержанию секретности  информации. В соответствии с прямым указанием закона, наличие таких мер является необходимым условием признания информации коммерческой тайной. Круг этих мер весьма разнообразен: от использования различных технических устройств, препятствующих несанкционированному получению секретных сведений, до заключения соглашений с детально разработанными условиями о конфиденциальности.

     Охрана  коммерческой тайны не связана с  какими-либо регистрационными процедурами  или уплатой каких-либо пошлин, что  делает использование такой формы  охраны ценной информации наиболее привлекательной и удобной для лиц, которые по тем или иным причинам не желают использовать другие способы предусмотренные законодательством, связанные с выполнением различных формальностей и уплатой различных (порой весьма значительных) платежей.

     Подводя итоги можно отметить следующее:

     1). Задача укрепления правовой базы  регулирования коммерческой тайны  допускает использование различных  решений. Вместе с тем отнесение  института коммерческой тайны  к системе исключительных прав  не вполне обоснованно. Большинство ученых (И.Л. Бачило, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, В.Н. Лопатин, А.П. Сергеев) См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. М.: Юридический центр. 2005; Зенин И.А. Предпринимательское право. М.: Высшее образование, 2008 и т.д. считают, что институты гражданского права, опосредующие интеллектуальную собственность и ее результаты, закрепляют право на легальную монополию совершения различных действий по использованию и распоряжению результатами творчества, тогда как институт коммерческой тайны, наоборот, закрепляет право на коммерческую тайну только при выполнении обладателем определенных условий неизвестности и охраноспособности такой информации, т.е. установлении фактической монополии. В противном случае лицо лишено возможности доказывать свое право на коммерческую тайну.

     2). Обращение коммерчески значимой  информации имеет определенные  особенности. Предметом регулирования  коммерческой тайны являются  многообразные отношения по поводу  ее производства (получения), использования,  хранения и передачи с соблюдением условия конфиденциальности. Часто регулирование этих отношений выходит за рамки гражданско-правовых. В этих случаях используются иные правовые средства установления и обеспечения режима коммерческой тайны.

     3). Цель выделения сферы обращения коммерческой тайны как самостоятельной области правового регулирования состоит в том, чтобы упорядочить законодательное, корпоративное и договорное регулирование в этой сфере на основе изучения правовой практики, для устранения имеющихся пробелов и согласовать применение правовых средств, с тем чтобы их использование соответствовало решению хозяйственных задач.

     4). Институт коммерческой тайны  выполняет важные функции в  экономическом обороте: легализует  право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на коммерческую тайну; устанавливает правовой режим обращения тайны; позволяет на законном основании использовать такую информацию; защищает права на коммерческую тайну с использованием норм гражданского, административного, трудового, уголовного и иных отраслей права.

      5). Решение проблем организационно-правового  обеспечения деятельности по  охране конфиденциальности информации  требует создания развитой теоретической  базы регулирования обращения  коммерческой тайны, которая сегодня  фактически отсутствует.

     6). По мере накопления организациями  опыта в сфере обращения коммерческой  информации встает вопрос о  правовой базе использования  гражданско-правовых и иных средств,  установления правового режима  коммерческой тайны и его организационного, правового и методического обеспечения, имеющих ярко выраженную специфику по сравнению с иными объектами гражданских прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

     Нормативные правовые акты: 

          1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

     2. Кодексы. Законы. Нормы (выпуск 2((216)) Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1- 4): По состоянию на 25 января. 2011 г.Таблица изменений, принятых в 2009-2011г.г. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2011. – 476с.

     3. Российская Федерация. Законы. Семейный  кодекс Российской Федерации  [Текст]: [федер. закон: принят Гос.  Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаун-кантри, 2001. - 94, [1] с. - ISBN 5-7931-0142-Х.

Информация о работе Коммерческая тайна