Безработица: экономические и социальные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стало исследование, анализ основополагающих вопросов проблемы безработицы, ее экономических и социальных последствий.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на существование, роль и проблемы безработицы в экономических системах;
- теоретического осмысления сущности, содержания, структуры понятия безработица;
- выявления специфики функционирования механизма безработицы в России;
- аналитического обобщения факторов, определяющих государственное регулирование рынка труда в России.
В рамках реализации цели были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть подходы к определению сущности понятия «безработица» и ее основных показателей;
- проанализировать причины, порождающие данное явление (в том числе, в историческом аспекте);
- охарактеризовать основные типы безработицы, их отличительные признаки;
- рассмотреть и проанализировать экономические и социальные последствия данного макроэкономического явления (положительный и отрицательный аспект);
- выявить и обобщить основные особенности безработицы в России; раскрыть основные тенденции государственного регулирования рынка труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Безработица: сущность, причины, типы. Уровень безработицы
1.1 Сущность, причины безработицы
1.2 Типы безработицы
Глава 2. Экономические и социальные издержки безработицы
Глава 3. Безработица в России: особенности, регулирование
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.rtf

— 227.97 Кб (Скачать)

     Необходимо учитывать, что приводимая расчетная сумма потерь включает в себя только явные потери от безработицы. Комплексный учет всех негативных факторов, присущих российскому рынку труда и трудовым ресурсам, может дать цифру, существенно превышающую 128,6 млрд. руб.

     Существуют закономерности. Так, закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание ВВП составляет 2,5%. Тогда отставание России из-за сложившегося уровня безработицы (общей) можно оценить в 10-15% от существующего и составило за 1998 г. 270-400 млрд. руб. Это значит, что решение проблемы безработицы (достижение ее естественного уровня) даст экономический рост в стране дополнительно 10-15% за год.

     Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только для каждого конкретного россиянина, но и затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

 

    ГЛАВА 3. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ 

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом, и наличием безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

     С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами.

     С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

     В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости. Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.

     Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности. Наиболее уязвимой является молодежь: наниматель старается принять готовых специалистов, а не тех, кого надо доучивать. Большие проблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашем обществе бытует мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам. Все это, в первую очередь, касается женщин. Именно молодые женщины в возрасте до 29 лет дольше всех не могут найти себе рабочее место.

     Одна из особенностей российского рынка труда - известная замкнутость региональных рынков труда, расположенных на огромной территории, слабо обеспеченными коммуникациями, современными средствами связи и информации. Сказывается и неразвитость инфраструктуры рынков труда, в том числе недостаточность материально-технического обеспечения служб занятости.

     Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.

     Всех занятых в экономике можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальных секторах. К последней относится незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. Таким образом, рынок труда как бы раскололся на две части: формальную и неформальную, при этом масштабы скрытой (неформальной) занятости достигают 5,7 -- 6,4% занятых в народном хозяйстве по данным 2000 года.

     Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:

  • наличие, наряду с официально регистрируемой безработицей, незарегистрированной, но реальной безработицы, размеры которой в несколько раз превышают масштабы официальной безработицы;
  • наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);
  • неразвитость инфраструктуры рынка труда, затрудняющая трудоустройство безработных, вследствие чего усиливаются тенденции к образованию застойных форм безработицы;
  • наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства.

     Государственное регулирование рынка труда - направление экономической политики, включающее в себя не только борьбу с безработицей, но и многообразные способы воздействия на соотношение спроса на труд и его предложения.

     В России в 1991 г. во всех регионах была создана государственная служба занятости, основная задача которой состояла в том, чтобы помочь безработным найти работу. В дальнейшем функции служб занятости значительно расширились: они стали оказывать профориентационные услуги, проводить переобучение безработных по профессиям, которые требуются на рынке труда данного региона, создавать и сохранять рабочие места на тех предприятиях, где ожидается массовое высвобождение рабочей силы.

     Государство может ввести минимальный размер заработной платы, который служит ориентиром для установления уровней дохода всех категорий занятых. Однако этот метод имеет противоречивый характер: с одной стороны, устраняет мотив крупных фирм ограничивать занятость ради снижения издержек, с другой -- приводит к убыточности фирм, которые не могут нести издержки по более высокой зарплате. От этого страдают, прежде всего, низкооплачиваемые слои работников.

     Главным методом регулирования рынка труда выступают различные программы уменьшения безработицы. Они могут включать стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе, подготовку и переподготовку рабочих кадров, содействие найму рабочей силы и, наконец, социальное страхование безработицы, т.е. выплату пособий потерявшим работу.

     Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы.

     Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест.

     На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда, как элемент эффективной занятости, должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие.

     Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы, повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

     Основными направлениями государственных программ в сфере занятости населения являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

       - формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

       - предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

     Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладает финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате либерализации российской экономики в начале 1990-х годов возникло такое новое для страны явление, как открытая безработица. Однако, вопреки широко распространенным прогнозам, она не стала доминирующим фактором на рынке труда, а ее масштабы, к счастью, не были катастрофическими. За годы реформ совокупный спад в экономике страны составил почти 50 %, но максимальное уменьшение количества занятых ограничивалось 18 %, а доля безработных на протяжении этого периода не превысила 13-14 % и снизилась к 2003 г. до менее чем 8% от общей численности экономически активного населения1.

     Основным объяснением этого феномена исследователи называют тот факт, что первоначальная корректировка рынка труда в условиях спада производства происходила, главным образом, за счет снижения реальных доходов трудящихся, а не сокращения числа занятых. Кроме того, одной из важнейших тенденций на рынке труда на протяжении последних лет было снижение экономической активности населения, или уход трудоспособного населения с рынка труда. По данным Госкомстата России, в 1992-2001 гг. число экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте возросло на 6,6 млн. человек, а уровень экономической активности населения в целом снизился более чем на 6 %, что равноценно выведению с рынка труда 7, 7 млн. человек.

     Ряд исследователей отмечают, что в советской экономике безработица также существовала, а дефицит рабочей силы был обусловлен существенным превышением уровня занятости оптимальных значений - ее избыток достигал 15 %3 . Таким образом, логичными выглядели предположения, что с началом рыночных реформ предприятия приступят к массовым высвобождениям «лишних» работников, что должно было привести к значительному росту безработицы. Хотя, как было отмечено выше, этого не произошло, уменьшение избыточной занятости, и приведение численности занятых в соответствие с текущими потребностями экономики также относятся к числу ключевых факторов, воздействующих на рынок труда в России.

     Специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед страной задачи обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской Конституции. Считается, что, в известной мере, умеренная безработица является благом для экономического роста.

     В целом текущую ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как достаточно напряженную, поскольку фактический уровень безработицы практически совпадает с естественным. С одной стороны, это позволяет утверждать, что в настоящее время проблема безработицы в России не так остра и не требует принятия безотлагательных мер. С другой - в стране, по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было бы использовать для обеспечения дальнейшего роста экономики. Поэтому сегодня важны меры не столько по увеличению спроса на рабочую силу (то есть стимулирование совокупного спроса, улучшение инвестиционного климата, создание новых производств и рабочих мест и пр.), сколько по сглаживанию структурных диспропорций предложения рабочей силы на российском рынке труда (в их числе можно назвать меры по более активному перераспределению рабочей силы в пользу нуждающихся в ней регионов и отраслей путем повышения ее географической мобильности, улучшения информационного обмена заинтересованных структур).

Информация о работе Безработица: экономические и социальные издержки