Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция

Описание работы

Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия

Работа содержит 1 файл

Финансовая+система+государства.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

     Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.

     Объектом  налогообложения называется доход или имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, объектом налогообложения для налога на прибыль является прибыль предприятия, подоходного налога  - сумма доходов предприятия, земельного налога – величина земельного участка. Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения.

     Государство может использовать несколько налогов, которые устанавливаются по различным принципам и имеют различное влияние на хозяйство. По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.  

     Прямые  налоги.

     Прямые  налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения.

     Наиболее  простой способ обложить всех жителей  налогом - брать с каждого человека фиксированную сумму денег. Такой налог называется подушным налогом (от слова "душа", то есть человек). Особенностью этого налога является то, что он не учитывает материальное благосостояние налогоплательщиков. С одной стороны, это недостаток, так как этот налог ложится более тяжелым бременем на людей с маленьким доходом, чем на богатых людей. Например, один и тот же налог в 10 000 тенге в месяц больше ухудшит материальное положение человека с месячным доходом в 15 000 тенге, чем человека с доходом в 500 000 тенге.

     Можно ли учесть материальное благосостояние плательщиков налогов, чтобы собирать налоги пропорционально возможности их уплаты? Существует несколько способов сделать это.

     Один  из них заключается в том, чтобы  устанавливать налоги в зависимости  от текущего дохода человека, то есть в  виде определенной доли от величины этого дохода - например, 20%. Такой налог называется подоходным налогом (так как берется с дохода, а не с "души"). Впервые он был введен в Англии в 1799 г.

     Подоходный  налог учитывает благосостояние людей, так как при ставке налога 20% человек с доходом 15 000 тенге заплатит всего 3 000 тенге налога, а человек с доходом в 500 000 тенге заплатит 100 000 тенге.

     Примерами прямых налогов могут также служить налог на имущество, налог с земли, налог на наследство и дарения, налог на прибыль, социальный налог, рентный налог.

      Например, вариантом взимания налогов  пропорционально благосостоянию может  быть налог на имущество. Он может налагаться как определенный процент его стоимости в единицу времени - например, 0,1% в год. Если, предположим, человек владеет замком, рыночная стоимость которого равна 1 млн. тенге, то он должен будет заплатить 1 тыс. тенге в год в виде налога. Аналогичный налог с земли (как и с имущества) может рассчитываться в зависимости как от рыночной стоимости участка, так и от его площади. Кроме того, в Казахстане используется рентный налог, который взимается в зависимости от объема экспорта природных ресурсов (в настоящее время он ограничивается лишь нефтью и газовым конденсатом).

В чем  выгоды и недостатки налогообложения  людей пропорционально их доходу и имуществу? С одной стороны, богатство может быть результатом трудолюбия и бережливости, и налог на него окажется налогом на трудолюбивых и бережливых. Но богатство может быть также результатом везения или нечестной конкуренции. Поэтому более высокий налог с богатых людей не наносит вред хозяйству, а, наоборот, исправляет его недостатки.

     С другой стороны, богатые люди больше бедных нуждаются в общественном благе "внутренняя безопасность", так как их богатство может  скорее стать целью преступников, чем скудное имущество бедняков. Поэтому будет логичным, если они заплатят больше за производство этого блага.

Население может облагаться и другими  налогами - например, налогом на наследство, который платит получатель "незаработанных" денег. Облагаться налогом могут также доходы предпринимателей - этот налог называется налогом на прибыль. Поскольку он тоже выражается как доля прибыли (например, 30%), собственники фирм, получающих большую прибыль, будут платить больший налог, чем собственники фирм, получающих маленькую прибыль. Как и в случае с подоходным налогом или налогом на имущество, налог на прибыль может быть для хозяйства "вредным" (если причиной прибыли являются заботы фирмы по снижению затрат фирмы) или нет (если прибыль получена за счет монопольной власти фирмы или случайного повышения спроса на ее продукт).

     Фирмы платит социальный налог государству, которые используются государством для социального страхования: по утрате трудоспособности, потери кормильца и потери работы, а с 1 января 2008 года – также в случае беременности и родов, ухода за ребенком до 1 года. Объект налогообложения по этому налогу - это доходы работников фирмы. Социальный налог в Республике Казахстан с 2009 года составит 11%, тогда как сейчас он варьируется от 5 до 13 %

     Все вышеперечисленные налоги слабо учитывают степень потребления общественного блага налогоплательщиками. Например, из всех людей, которые платят подоходный налог, только 20% могут быть заинтересованы в постройке моста, на который будут потрачены деньги, а остальные 80% заплатят за бесполезную для них вещь.  

     Косвенные налоги

     Другим  способом сбора денег в бюджет является косвенное налогообложение, которое заключается в установлении налога не на получателя дохода, а на производителя (фирму).

     Косвенные налоги в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.

     Некоторые из них даже указываются отдельной  строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, начисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины. В бюджете РК за 2005 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 22% от всех налоговых поступлений.

     Косвенным налогом является налог на добавленную стоимость (сокращенно - НДС). Добавленной стоимостью называется разница между ценой продажи готового продукта и затратами на приобретение промежуточных благ (стоимость, которую фирма добавила к стоимости потребленных промежуточных благ). Например, если сапожная фирма купила сырья на 200 тысяч тенге, произвела из них сапоги, которые были проданы за 300 тысяч тенге, добавленная стоимость равна 100 тысячам тенге. Если налог на добавленную стоимость равен 30%, то фирме придется заплатить в виде налога 30 тысяч тенге.

     Для того чтобы заплатить этот налог, фирме придется увеличить цену своего продукта на величину НДС (иначе она  понесет убытки). Поэтому налог  на добавленную стоимость, в конечном счете, заплатит население, переплачивая за покупаемые блага.

     Нетрудно заметить, что если сложить всю сумму выплаченного НДС всеми фирмами на протяжении одной производственной цепочки, то фактически получится налог на конечную цену товара. Таким образом, НДС - это косвенный налог, так как взимается, в конечном счете, с получателя дохода, но как бы обходным путем, через повышение цены продукта.

     Государство может взимать подобный налог  непосредственно с цены готового блага - налог с продаж, который платят фирмы в розничной торговле, продающие потребительские блага. Например, налог с продаж 5% означает, что пальто, за которое продавец получит 10 000 тенге, потребитель должен будет купить за 10 500 тенге. Налог с продаж взимается с любых розничных продаж благ.

     Кроме того, может взиматься налог с  продажи конкретного блага - акциз (например, акциз на сахар). Акциз тоже может устанавливаться в процентах (например, 5% от стоимости проданного сахара) или в абсолютном выражении (например, 10 тенге с килограмма сахара). Акциз уплачивают фирмы, которые производят это благо (например, сахарная фабрика) или продают его (например, магазин, торгующий сахаром).

     Как и в случае с налогом на добавленную  стоимость или налогом с продаж, конечным плательщиком все равно является население, но - в отличие от НДС и налога с продаж - не все население, а только потребители данного блага. Например, в случае с акцизом на табак плательщиком является только курящее население, а тех, кто не курит (и не покупает сигареты), этот налог не затрагивает.  Поскольку акциз приводит к повышению цены блага, он уменьшает его потребление. Отсюда следуют два вывода: Во-первых, государство получит большой доход только в том случае, если будет устанавливать акцизы на блага с неэластичным спросом. Во-вторых, государство может акцизами уменьшать потребление "плохих" благ - установить высокие акцизы на табак и алкоголь (см. окно "Из истории налогообложения").  

Из  истории налогообложения 

     История налогов представляет собой одну из самых любопытных страниц в  истории хозяйств разных стран. Хотя в каждой стране налоги принимали свою форму, в целом можно выделить несколько типичных форм налогообложения.

     Дань 

     История налогов начинается с дани, которой завоеватель облагал покоренные народы. Единственным общественным благом, которое получали люди в обмен на этот вынужденный платеж, была безопасность (защита от других врагов), так как завоеватель стремился оградить свой "источник дохода" от посягательств других завоевателей.

     Обычно  дань устанавливалась в виде общего налога на сообщество (племя, деревню и т. д.), который тем или иным образом распределялся потом между членами этого сообщества. Необходимость знать, какое количество податных единиц (людей, земли) находится в стране, была основной причиной первых переписей населения. Например, когда норманны захватили в 1066 г. Англию, они провели первую перепись, итогом которой стала "Книга страшного суда".

     Когда татары завоевали Русь, они постарались  обложить население подушным налогом (полугривна с сохи, где "соха" – название «плуга» по-тюрски, происходящее от слова «согу – бить, взрыхлять», означающее семью, имеющую доходы от обработки земли) и для определения величины дани тоже проводили переписи населения.

     Первая  перепись была проведена в 1257-1259 годах. После чего взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Всего было 14 видов дани. Самой тяжелой повинностью для населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси «ордынской данью». Она составляла со всей страны 1300 кг серебра в год. Кроме этого, а ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин и  различные налоги, а также внеочередные платежи. Необходимо было принимать и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, дипломатическими миссиями. Причиной обложения данью было то, что русские земли были непригодны для разведения  кочевого скотоводства.

     На  Руси князья отправлялись на сбор дани самостоятельно (это называлось "полюдье") или ожидали доставки налогов  на дом ("повоз").

     Казахские батыры также собирали дань с городов, которые они охраняли. Батыр Богенбай в 1731 году рассказывал российскому послу А.Тевкелеву, что у казахов "…прежде были города, а именно: Ташкент, Туркестан, Сайрам с принадлежащими к оным городками и деревнями и оными владели казакские ханы и старшины. В тех городах живут сарты, то есть посацкие мужики, с которых брали дань.… А ныне оными никто не владеет и дань не збирает, живут праздно".

Информация о работе Финансовая система государства