Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция

Описание работы

Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия

Работа содержит 1 файл

Финансовая+система+государства.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

     В XVI-XVI вв. подобные банкротства случались  в Испании, Франции и других странах.

     Иногда  короли специально занимали побольше денег, а потом отказывались платить, ссылаясь на ростовщический характер займов. Любопытно, что банкиры и  торговцы знали о том, что нельзя доверять государю, но соглашались его кредитовать, так как выгоды от получаемых ими привилегий покрывали потери. Дело осложнялось тем, что долги государя часто рассматривались как его личные, а не всего государства. Поэтому новые короли могли отказываться возвращать долги своих предшественников. В некоторых случаях короли использовали в качестве залога свой домен или рудники и иногда не были в состоянии их выкупить (например, Людовик XIV).

     Репутация плохих заемщиков иногда не давала королям пользоваться ссудами в случаях крайней необходимости, и это приводило к плачевным для них результатам. Например, в 1525 г. именно отказ в кредите привел к поражению венгерского короля в битве при Могаче. В 1576 г. произошло очередное банкротство Испании, и она не могла найти деньги для уплаты жалованья своей армии, которая в это время находилась в Антверпене и, не получив зарплаты, разграбила город.

     В более позднее время кредитно-денежные отношения «обросли» нормативными актами на межгосударственном уровне и «платежная дисциплина» правительств возросла. Но и эта эпоха богата случаями невозврата государственных долгов, причем со стороны отнюдь не самых бедных стран. Так, Оливеру Кромвелю в 1650-е были крайне необходимы деньги на завоевание Ирландии. Он занимал их у лондонских богачей, а также у протестантов во всей Европе. Расплачиваться с кредиторами, а также с солдатами и офицерами собственной армии, Кромвель собирался землей, конфискованной у ирландских католиков. Земель на всех, конечно, не хватило, и Кромвель «забыл» рассчитаться с иностранцами. Еще чаще отказывалось от своих долгов французское правительство: в 16–19 вв. Франция объявляла дефолт фактически каждые 30 лет. Неслучайно, французский министр финансов аббат Террэ (XVIII в.) открыто провозглашал необходимость для каждого государства прибегать к объявлению несостоятельности раз в 100 лет.

     После победы буржуазного строя правительства стали объявлять дефолт гораздо реже, поскольку неплатежеспособность правительства подрывала авторитет национального бизнеса. Например, начиная с XVIII в. свои долги начинают исправно выплачивать Англия и Нидерланды, ушедшие вперед в области развития государственного кредита.

     Когда же от своих долговых обязательств перед банками развитых стран  отказывались правительства стран периферии, то это нередко становилось предлогом для колониальных войн. Так, после отказа от долгов правительства Мексики правительство Наполеона III начало в 1850-е настоящую войну против этого государства. Другой известный дефолт 19 в. – дефолт, объявленный правительством Египта в 1875, после которого зона Суэцкого канала оказалась фактически аннексированной европейскими державами.

     Новый всплеск дефолтов правительств развитых стран начался после Первой мировой войны, в ходе которой почти все западноевропейские страны оказались должниками Соединенных Штатов. В 1930 году Англия отказалась обслуживать свой долг Америке в 14,5 млрд. долл. Частично Англия оправдывала свои действия тем, что ряд правительств американских штатов находились тогда (и до сих пор находятся) в дефолте по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине 19 в. и существенно превысившим к 1930 году английский долг Америке. Последовав примеру Великобритании, долги Первой мировой не вернули Америке также Франция и Италия, не имевшие перед американцами никакой обратной задолженности.

     На  Германии лежал долг по выплате репараций, тянувшийся со времен Версальского договора. Правительство Гитлера в 1933 году от их выплаты отказалось, но послевоенное правительство Аденауэра вновь признало их, и в 1953 году ФРГ обязалось выплатить их после воссоединения Германии. Однако, став единой, в 1990 году Германия на 20 лет реструктуризировала эти долги.

     К началу Второй мировой войны ситуация с правительственными долгами становилась  все тяжелее. Между 1930 и 1935 годах из 58 стран, выпустивших международные займы, 21 оказались в дефолте. А к 1937 году оказались в «подвешенном» состоянии 70% ценных бумаг долга суверенных стран мира, обращавшихся на американском фондовом рынке.

     Можно вспомнить и о дефолте, объявленном  в январе 1918 года Советской Россией по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу 20 в., когда они сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить. Так же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась «холодная война», правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Отечественной войны, а современное российское правительство признало этот долг.

     В конце 20 в. участились дефолты по долгам бедных и развивающихся стран, вызванные  тем, что их бюджеты оказывались  физически не в состоянии обслуживать  накопившиеся громадные задолженности. Так, только за 1990-е дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992–1997), Аргентина и Бразилия (1986–1990), Венесуэла (1995–1998), Хорватия (1993–1996), Шри-Ланка (1996). Самым катастрофическим оказался дефолт в Аргентине в 2001 году, который привел к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в городах этой страны. В 1998 году дефолт объявили страны с переходной экономикой – Россия и Украина.

     За  период 1975–2003 годах дефолт по банковским долгам объявляли 75 стран. Дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли в это время только 12 стран. Дефолт по долгу в национальной валюте объявляется значительно реже, чем по внешним займам, поскольку правительство имеет возможность погасить внутренний долг посредством выпуска новых денег (при помощи «печатного станка»). Дефолт же по обязательствам в иностранной валюте за эти 28 лет объявили 76 стран, при этом большинство из стран-заёмщиков – не единожды.

     Большие задолженности суверенных государств, с которыми те не могут расплатиться, возникают из-за существенного упрощения  механизма заимствования на мировом рынке, где основными кредиторами выступают финансисты богатых государств. Именно это наводит многих на мысль о том, что «виновниками» современного механизма дефолтов, скорее всего, являются развитые страны. Впрочем, никак не ниже и вина нерадивых заемщиков, которые с охотой берут займы, но не умеют их эффективно использовать и потому «прощают всем свои долги».

     Сам механизм, приводящий государство-должника в состояние дефолта, во многом похож на циклический процесс роста и разрыва «мыльных пузырей».

     На  первом этапе этого цикла правительство  государства-заемщика получает сравнительно легкий доступ к мировым финансовым источникам в лице Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Парижского клуба и крупных частных банков развитых стран. Эксперты МВФ рекомендуют нуждающимся странам для привлечения инвесторов обещать им высокий процент за кредит. Ожидание большой прибыли действительно привлекает «горячие» деньги – капиталы международных спекулянтов, легко переводящих деньги по всему миру в поисках наиболее доходных краткосрочных вложений. Они начинают охотно покупать государственные ценные бумаги, выпускаемые правительствами этих стран. Вливание огромных средств в экономику отстающих стран, как правило, дает краткосрочные позитивные результаты, убеждающие национальную элиту в том, что она на правильном пути. Здесь нельзя не отметить и то, что, взваливая тяжелое финансовое бремя на государство, высшие чиновники часто преследуют свои собственные корыстные цели. Во многих случаях ощутимая часть заемных средств, так и не дойдя до реальной экономики, оседает на частных банковских счетах госчиновников.

     Когда же приходит время расплачиваться по текущим долгам, то государство только частично может сделать это за счет собственных средств. Оно вынуждено опять привлекать деньги на внутреннем и внешнем рынках. Лишь немногим странам удается в этом процессе стабилизировать или уменьшить свою задолженность, но чаще всего государственный долг начинает увеличиваться.

     Пока  экономика страны растет неплохими  темпами, указывая на реальный источник возврата денег, кредиторы с удовольствием предоставляют государству все новые и новые кредиты. Однако при появлении первых признаков экономической или политической нестабильности механизм заимствования начинает пробуксовывать. Желающих ссудить деньги становится все меньше, а процент по кредитам – все больше. Долги начинают расти как снежный ком. Фактически спираль дефолта уже раскрутилась, и достижение состояния неплатежеспособности для страны становится лишь вопросом времени.

     Предоставляемая в таких случаях экстренная финансовая помощь со стороны МВФ спасает лишь на время. Кроме реальной помощи заемщику, с целью предотвратить кризис, МВФ своими действиями дает время крупному частному капиталу (спекулянтам с «горячими» деньгами) уйти с проблемного рынка. Таким образом, «разумный» капиталист, выведя вовремя основные средства с опасного рынка, даже в случае наступления дефолта остается в выигрыше. Он успевает заработать огромную прибыль за счет полученных процентных платежей и перепродаж долговых обязательств.

     Обычно  последнюю точку ставит тот же свободный рынок заимствований, который так поощрял страну делать долги на первых этапах цикла. Наступает момент, когда никто уже не хочет ссужать данное государство, даже под сверхвысокие проценты. И поскольку у него нет текущих средств для рефинансирования долга, правительство объявляет дефолт.

     С наступлением дефолта долговой «пузырь» лопается. Следующая за ним реструктуризация долгов обычно приводит к их частичному списанию, а, следовательно, к крупным потерям для тех, кто покупал эти обязательства по высоким ценам и не успел их вовремя перепродать. На этом цикл дефолта заканчивается. Именно по такому сценарию проходили последние громкие дефолты – таиландский 1997, российский 1998 и аргентинский 2001.

     Подобные  циклы дефолта могут повторяться  несколько раз. Поскольку при  выдаче займов государству, которое ранее объявляло дефолт, кредиторы требуют платы за риск (более высокий процент), то повторение дефолтов ведет к ухудшению репутации государства в мировом хозяйстве и к снижению эффективности займов.

     Кроме описанного полномасштабного дефолта, государства-должники (особенно обремененные большими внутренними долгами) часто вместо отказа обслуживать долг прибегают к девальвации национальной валюты. Эта мера фактически аналогична «частичному дефолту» по внутреннему долгу. Так, в частности, поступили Аргентина в 1991, Мексика в 1994, Индонезия и Южная Корея в 1997. Нередки и случаи одновременного дефолта и девальвации, как это было во время российского и аргентинского кризисов.

     Американский  экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, анализируя причины финансовых кризисов 1990–2000-х в развивающихся странах, видел их в ошибках международных финансовых институтов, особенно МВФ. «Остается мало сомнений в том, что политика МВФ и министерства финансов [США] способствовала созданию фона, на котором возрастала вероятность кризисов» (Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М., «Мысль», 2003). Хотя многие экономисты находят такую оценку слишком критичной, несомненно то, что развитие экономической глобализации если и не повысило вероятность дефолтов в экономике отстающих стран, то точно не нашло до сих пор надежных механизмов ее понижения. 

Вопросы для размышления

  1. Попробуйте оценить плюсы и минусы всех перечисленных налогов.
  2. С какими трудностями может столкнуться государство при росте налоговой ставки?
  3. Почему в истории любого государства бюджетные дефициты наблюдаются чаще, чем излишки?
  4. Что может сделать государство для погашения очень большого государственного долга (исключая отказ от возврата)?
  5. Может ли государственный заём "навредить" хозяйству?
  6. Можно ли сказать, что финансирование бюджета за счет выпуска новых денег означает введение налога?
  7. В современном мире развитые страны предоставляют кредиты бедным странам, зная, что возврат не состоится. Зачем тогда они делают это?

Информация о работе Финансовая система государства