Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция

Описание работы

Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия

Работа содержит 1 файл

Финансовая+система+государства.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

     Финансирование  дефицита бюджета

     Как же финансируется бюджетный дефицит? Здесь можно провести аналогию с  бюджетом отдельной семьи (домашнего хозяйства).

     Если  расходы домашнего хозяйства  превысили его доходы, то налицо дефицит семейного бюджета? Он покрывается либо 1) за счет взятия денег в долг; 2) взятия товаров в долг путем выписки расписки, что вы обязуетесь погасить свой долг (в нашей столовой отдельные студенты практикуют это, когда забыли деньги дома), либо 3) продажи имущества.

     Государство также покрывает свой дефицит  за счет: 1) взятия денег в кредит и 2) выписки долговых расписок (облигаций), 3) продажи имущества (доходы от приватизации). Единственное различие в том, что государство имеет печатный станок. Оно может 4) печать нужное количество денег, которые все субъекты на территории в силу государственного принуждения обязаны принимать для расчетов. А вы этого сделать не можете, так как ни можете заставить других людей брать нарисованные вами деньги для расчетов.

     1) Взятие денег в  кредит. Государство может поступить так же, как поступает любой человек, которому не хватает дохода для обеспечения потребления, - взять деньги в долг. Правительство может выйти на рынок капитала, взять деньги на определенный срок и потом вернуть с процентами.

     2) Выпуск облигаций. Оно может обратиться к посреднику (например, банку) или выпустить государственные ценные бумаги. Ставка процента по государственным долгам может быть несколько ниже рыночного процента, так как риск банкротства государства может быть очень небольшим. "Порядочное" государство никогда не испортит свою репутацию отказом от долга, а доходы у государства тоже никогда не иссякнут.

     3) Продажа государственного  имущества. Оно может продать принадлежащее ему имущество (государственные предприятий, драгоценные металлы, недвижимость, природные ресурсы) и получить за это деньги.

     4) Эмиссия (печатание)  денег. Оно может напечатать новые деньги. Главное, чтобы они ценились. Иначе это может провести к инфляции. 

     В рамках регулирования бюджетного дефицита принято использовать следующие меры:

  • эмиссия денежной массы - эмиссионный способ финансирования, т.е. за счет выпуска новых денег в обращение.
  • государственные займы (у внутренних и внешних кредиторов с помощью привлечения кредитов или выпуска государственных облигаций) – это не эмиссионный способ. В этом случае финансирование дефицита проводится за счет населения при внутреннем заимствовании или за счет зарубежных стран – при внешнем заимствовании.

     В условиях, приближающихся к полной занятости, эмиссионный способ ведет к опасности инфляционного роста цен, так как объем реального производства не может быстро вырасти. Вот почему первый способ финансирования дефицита государственного бюджета часто называют инфляционным.

     При втором способе инфляция не повышается, так как масса денег в обращении не увеличивается, а просто происходит ее перераспределение, но при использовании внутренних займов возникает эффект вытеснения. Так как займы государства на внутреннем рынке повышают процентную ставку, а это приводит к вытеснению частных инвестиций.  Кроме того, оно создает другую проблему - формирует государственный долг (табл. 3). Но, если внутренний долг – это долг резидентов друг другу, то внешний долг государства- это его долг по отношению к иностранным гражданам, предприятиям, государствам. Он представляется наиболее опасным, так как приводит к утечкам капитала из страны, растущей внешней зависимостью страны от зарубежных стран.

     Из  таблицы 3 ясно видно, что образованию  внешнего долга способствует высокий дефицит текущего бюджета.

Таблица 3

Дефицит бюджета и государственный  долг (в % к ВВП) 

Страна Сальдо  бюджета Государственный долг
1992 2004 1992 2004
Япония -0,8 -7,0 63,5 163,4
Франция 4,2 -2,9 44,7 74,3
Германия 2,6 -3,7 41,8 66,9
США 5,9 -4,6 74,1 64,1
Англия 6,4 -2,9 49,2 52,7
Норвегия 1,7 -0,9 32,4 33,9
 

     7. Государственный долг и его последствия

     Государственный заём может и не иметь определенного  срока погашения. При этом, если государство часто занимает деньги, государственный долг будет расти, так как ежегодные кредиты будут накапливаться и образовывать государственный долг.

     Государственный долг - это сумма накопленных страной за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, понятие государственного долга тесно связано с дефицитом государственного бюджета.

     Так как проценты нужно  платить ежегодно, то выплата этих сумм денег, которая называется обслуживанием государственного долга, может стать достаточно крупным видом расходов и значительно отяготить бюджет.

     Различают внутренний и внешний долг государства.

     Внутренний  долг - это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны, т.е. это долг государства перед резидентами.

     Внешний долг это займы государства за рубежом, то есть долг перед нерезидентами.

     Рефинансирование  долга - это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.  

     Социально-экономические последствия задолженности

     Ряд экономистов утверждают, что проблемы госдолга мнимые:

     Во-первых, государство не может обанкротиться, поскольку оно может рефинансировать свой государственный долг за счет взятия все новых долгов. эффект пирамиды. Такая схема финансирования бюджетного дефицита в экономической теории называется схемой Понзи.

     Во-вторых, только государство может облагать население и бизнес налогами для того, чтобы иметь источник выплат по долгу, чего не может себе позволить частная фирма.

     В-третьих, только государство обладает монопольным  правом на эмиссию денег. Однако, обращаться к рефинсированию государство может лишь до известных пределов. Если новые выпуски государственных облигаций идут не на решение структурных проблем экономики,  стимулирование  НТП, создание новых рабочих мест, т.е. всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по госзаймам, то рано или поздно «финансовая пирамида» рушится. Критерий Маастрихта для стран Европейского Союза устанавливает максимально допустимую величину совокупного государственного долга (внутреннего и внешнего) на уровне 60% от размера валового внутреннего продукта страны (ВВП). Согласно критериям МВФ – международного валютного фонда уровнем высокой задолженности, которая угрожает устойчивости развития экономики страны, является задолженность на уровне выше 80% от ВВП. В Казахстане это соотношение в 2007 году превысило 100% от ВВП.

     Когда бюджетных средств не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, объявить суверенный дефолт. А это и есть банкротство государства. С этой проблемой сталкивалось множество стран на протяжении последних сорока лет XX века, среди которых можно отметить мексиканский финансовый кризис в 1994 г., российский - в 1998 г., аргентинский - в конце 2001 гг.

     Повышать  же налоги для финансирования выплат по долгу, невозможно бесконечно. В развитых странах верхняя граница составляет около 50-75% ВВП. Выход за нее приведет согласно кривой Лаффера не к увеличению, а уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

     Финансирование  государственного долга с помощью  печатного станка - это прямой путь в гиперинфляцию, сам факт которой говорит о банкротстве правительства, допустившего ее.

     Хотя  государственный внутренний долг - это задолженность резидентов самим себе, проблема бремени для будущих поколений является вполне реальной. Вытеснение частных инвестиций в результате государственных займов в долгосрочной перспективе ведет к сокращению производственного потенциала нации.

     Внешний долг – это задолженность перед  нерезидентами, Он означает утечку ресурсов из страны-должника на величину обслуживания внешнего долга (выплату процентов и основной суммы долга). Через мультипликатор расходов это приводит к замедлению экономического роста. Требуется наращивать экспорт и сокращать импорт, чтобы иметь источник выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга (табл. 4).

Таблица 4

     Абсолютные  и относительные  параметры внешнего долга  Казахстана 

   Показатели внешнего  долга 1998 2007
А. Абсолютные параметры
1. Валовой внешний долг на конец периода, млрд. долл. 9,9 92,1
2. Платежи по погашению и обслуживанию  долга, млрд. долл. 1,5 6,7
Б. Относительные параметры
1. Валовой внешний долг на душу населения, долл. 429,7 4 286,6
2. Отношение валового внешнего  долга к ВВП, % 44,9 101,1

     Источник: данные Нацбанка РК 

Когда банкротится государство? 

     Как свидетельствует история, государство  вовсе не является абсолютно надежным заёмщиком и под тем или иным предлогом может отказаться выплачивать свои долги.

     Дело  в том, что внутренние и внешние  займы являются одним из универсальных  источников доходов государства. Однако у правительства (в отличие от частного заемщика) всегда есть соблазн отказаться от выплаты долга, не опасаясь наказания: государство само является высшим гарантом выполнения любых обязательств, а потому оно не накажет самого себя. От частого применения дефолта удерживает то, что раз обманутые кредиторы больше уже не будут давать займы правительству, которое не выполняет своих обещаний.

     Дефолты возникали по разным причинам –  от чисто экономических, когда заемщик  действительно был не в состоянии производить платежи, до политических, когда сильный не платил слабому либо когда новое правительство отказывалось признавать долги, сделанные предшествующим руководством.

     Например, в начале XIV в. в Англии король Эдуард III широко пользовался кредитами  флорентийских фирм Барди и Перуцци, предоставляя им монополию на вывоз  шерсти из Англии. В 1327 отказался платить по долгам своего предшественника итальянским банкирам. К 1339 г. долг короля достиг страшной суммы 315 000 ф. ст. - как писал современник, это "стоимость целого государства". В 1346 г. Эдуард III объявил государственное банкротство Англии. Фирмы пытались некоторое время выжить, но вскоре тоже объявили себя несостоятельными, и это в свою очередь вызвало банкротства еще десятка фирм, имевших с ними деловые связи.

     Любопытно, что наследники фирм Барди и Перуцци  вплоть до XX в. предъявляли иски британской короне, но никакой возможности погасить долг, конечно же, не было, так как проценты на сумму первоначального долга составляли просто астрономическую сумму, и всего богатства Великобритании не хватило бы для погашения долга.

     Не  всегда неуплата долга проходила  для царственных особ безболезненно. Так, французский король Иоанн II Добрый, попавший во время Столетней войны в 1356 в плен к англичанам, был отпущен ими для сбора выкупа, но затем оказался вынужден из-за неуплаты части суммы вернуться в английский плен, где и умер. Испанский император Карл V, будучи не в силах уплатить долги, передал на время права на эксплуатацию Венесуэлы своим немецким банкирам – Фуггерам. Его сын Филипп II за время своего правления трижды приостанавливал уплату государственных долгов. Одним словом, во времена «мрачного средневековья» аккуратная расплата царствующих особ по долгам была скорее исключением, чем правилом.

Информация о работе Финансовая система государства