Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
1Понятие и сущность финансового контроля
Назначение финансового контроль и его элементы …………………….5
Цели, задачи и функции финансового контроля…………………….......9
Классификация финансового контроля………………………………......11
Организация финансового контроля в РК
Субъекты осуществляющие финансовый контроль в РК………….……..21
Зарубежный опыт организации финансового контроля……………..........36
Перспективы и тенденции развития финансового контроля в РК……….38
Заключение…………………………………………………………….…….…..41
Список использованных источников…………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.docx

— 165.95 Кб (Скачать)

Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

Осуществление контроля состоит  из трех стадий:

1) сбор информации; 2) оценка  информации; 3) реагирование на собранную  информацию.

В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом  объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать  вывод о характере поведения  объекта контроля - законно оно  или незаконно, правильно или  неправильно и т.п. Вывод о характере  поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать  иные меры.

 Применение конкретного метода  зависит от ряда факторов: от  правового положения и особенностей  форм деятельности органов, осуществляющих  контроль, от объекта и цели  контроля, оснований возникновения  контрольных правоотношений и  др.

Используются следующие  методы  финансового контроля:

  1. Наблюдения;
  2. Надзор;
  3. Ревизии;
  4. Проверки (документации);
  5. Рассмотрение проектов финансовых планов;
  6. Обсуждение утверждение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности.

Одним из основных и наиболее эффективных  методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а  также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

Обычно в процессе проведения ревизии  сочетаются несколько методов финансового  контроля.

По полноте охвата ревизии бывают:

    1. полные (сплошные), когда проводится сплошная проверка комплексного характера;
    2. частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике

По объекту проверки ревизии подразделяются на:

       а) документальные, когда проверяется лишь документация;

       б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.

По организационному признаку ревизии делятся на:

    • плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;
    • Внеплановые - носят характер внезапной проверки. К числу    внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.

Результаты ревизии оформляются  актом ревизии.

В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержденные данные, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность проверяемого объекта, фиксируются  случаи нарушения законодательства и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, указываются  должностные лица, по вине которых  они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нарушениях и злоупотреблениях. Акт  подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный  бухгалтер проверяемого объекта. Последние  подписывают его и в том  случае, когда имеют возражения и  замечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед  своей подписью и представляют соответствующие  объяснения, которые прилагаются  к акту ревизии.

К акту ревизии  также прилагаются все необходимые  справки, сводные   таблицы, подлинные документы или их копии и др.

Акт ревизии служит основанием для:

   а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;

    б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим лицам;

   в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты злоупотреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;

  г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного использования государственных денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба. [4,124].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Организация внутреннего контроля в РК

 

2.1 Субъекты осуществляющие финансовый контроль

Систему органов государственного финансового контроля составляют:

    • Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;
    • ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы;
    • уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю;
    • службы внутреннего контроля центральных государственных органов;
    • службы внутреннего контроля исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы.

Счетный комитет является высшим органом государственного финансового  контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.     

  Основными задачами  Счетного комитета являются:     

1) контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;     

2) выполнение поручений  Президента Республики Казахстан  по вопросам, связанным с исполнением  республиканского бюджета;     

3) контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета;     

4) контроль за целевым  и эффективным использованием  средств республиканского бюджета,  а также гарантированных государством  займов, средств, выданных из республиканского  бюджета на погашение обязательств  государства, связанных грантов,  активов государства.     

5. Правовое положение  Счетного комитета определяется  Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан.           

6. Структуру Счетного  комитета образуют Председатель  Счетного комитета, члены и аппарат  Счетного комитета.

 Функции Счетного комитета      

1) устанавливает порядок  проведения внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета;      

2) определяет порядок  проведения оценки эффективности  бюджетных программ при внешнем  контроле за исполнением бюджета;     

3) разрабатывает совместно  с центральным уполномоченным  органом по внутреннему контролю  стандарты государственного финансового контроля, а также утверждает их и осуществляет контроль за их соблюдением;  P040931

4)осуществляет контроль: 
      -эффективности использования средств республиканского бюджета; 
      -за деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности по обеспечению полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета; 
   -за бюджетными инвестициями; 
      -за исполнением чрезвычайного государственного бюджета; 
      - за исполнением решений, принятых по итогам контрольных мероприятий;

5) предоставляет ежеквартальную  информацию Президенту Республики  Казахстан о работе Счетного  комитета;     

6) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области внешнего контроля;     

7) в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью физических и юридических лиц, использующих бюджетные средства, лиц, оказывающих финансовые услуги, в том числе на основе гражданско-правовых сделок, на всех стадиях освоения бюджетных средств;     

8) дает оценку эффективности и результативности исполнения республиканских бюджетных программ (подпрограмм);     

9) применяет меры по выявлению и недопущению нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и другими нормативными правовыми актами.

 

Таблица 2-Структура Счетного комитета по контролю  за  исполнением           республиканского бюджета

п/п

Наименование структурного подразделения

Количество единиц

1.

Руководство

9

 

Аппарат Счетного комитета

2.

Руководитель  аппарата

1

3.

Отдел контроля  доходов республиканского бюджета

9

4.

Отдел контроля расходов республиканского бюджета

26

 

- Сектор контроля расходов  бюджета

10

 

- Сектор контроля  бюджетных кредитов

6

 

- Сектор контроля  приобретение финансовых активов и погашение займов

6

5.

Отдел контроля субъектов  квазигосударственного сектора

9

6.

Отдел методологии и внешних  связей

7

7.

Отдел анализа и информатизации

11

 

- Сектор анализа и оценки  рисков

6

 

- Сектор информатизации  и мониторинга

3

8.

Юридический отдел

7

 

- сектор экспертизы и  мониторинга законодательства

3

 

-         сектор правового обеспечения контрольной работы

2

9.

Административно - финансовый отдел

10

 

- сектор финансов и  материального обеспечения

3

 

- сектор документаоборота и кадровой работы

5

10.

Отдел внутреннего контроля и обеспечения деятельности Председателя Счетного комитета

6

 

Всего

95


 

 

Таблица 3 - Экономические показатели Счетного комитета

Наименование показателей

Ед. изм.

2008

2009

2010

Контрольные мероприятия

Ед.

37,0

47,0

61,0

Количество объектов контроля

Ед.

327,0

382,0

386

Выявлено нарушений 

Млн. тг.

114,0

139,7

159,7

Восстановлено средств объектами  контроля

Млн. тг

2,1

29,0

27,0

 Затраты РБ

Млн. тг

2703,6

3,118,6

4,200000

Объем средств охваченных контролем

Млн. тг

655,1

1409,0

 

Удельный вес выявленных нарушений  в затратах РБ

В %

24,2

45,2

50,0

Передано в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений

материалов

27,0

40,0

46,0

Привлечено должностях лиц к ответственности

чел

121,0

150,0

-

 административной

чел

2,0

1,0

-

дисциплинарной

чел

119,0

149,0

33,0


 

Важную роль в осуществлении  финансового контроля играет  Комитет  финансового контроля который является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции центрального исполнительного органа реализационные и контрольные функции в сфере внутреннего финансового контроля и государственных закупок, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией  и другими законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

Комитет имеет территориальные  подразделения, являющиеся юридическими лицами в форме государственного учреждения, создаваемые и упраздняемые Правительством Республики Казахстан, к которым относятся Инспекции  финансового контроля по областям и  городам Астана и Алматы, подконтрольные и подотчетные Комитету.

 

Функции и права Комитета:

 

    • осуществляет контроль на соответствие использования средств республиканского и местных бюджетов законодательству Республики Казахстан;
    • ) осуществляет контроль за достоверностью и правильностью ведения объектами контроля учета и отчетности;
    • в пределах своей компетенции осуществляет контроль за деятельностью объектов контроля по вопросам, касающимся полноты и своевременности внесения неналоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты;
    • осуществляет контроль за формированием и использованием государственными учреждениями денег от реализации товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении;
    • 5) принимает меры по выявлению, пресечению и недопущению нарушений при использовании средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
    • осуществляет контроль за соблюдением стандартов государственного финансового контроля службами внутреннего контроля;
    • принимает участие в разработке типовых квалификационных требований для работников служб внутреннего контроля, осуществлении методической помощи службам внутреннего контроля и координации их деятельности;
    • представляет в Правительство Республики Казахстан отчеты о результатах проведенных контрольных мероприятий;
    • разрабатывает совместно со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета стандарты государственного финансового контроля;
    •  осуществляет контроль соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, в том числе проводит проверки по вопросам соблюдения законодательства о государственных закупках, казахстанского содержания при государственных закупках; 
    • вносит предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля;

Информация о работе Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт