Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией РК. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
1Понятие и сущность финансового контроля
Назначение финансового контроль и его элементы …………………….5
Цели, задачи и функции финансового контроля…………………….......9
Классификация финансового контроля………………………………......11
Организация финансового контроля в РК
Субъекты осуществляющие финансовый контроль в РК………….……..21
Зарубежный опыт организации финансового контроля……………..........36
Перспективы и тенденции развития финансового контроля в РК……….38
Заключение…………………………………………………………….…….…..41
Список использованных источников…………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.docx

— 165.95 Кб (Скачать)

Комитет имеет право:

а) разрабатывать и принимать  в пределах своей компетенции  приказы;

б) давать оценку причинам нарушений  требований законодательства Республики Казахстан в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных  бюджетов, использования грантов, гарантированных  государством займов, активов государства, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении, а также законодательства Республики Казахстан о государственных  закупках;

в) получать необходимую информацию от государственных органов, имеющих  службы внутреннего контроля, рассматривать  их отчеты о выполнении планов и  результатах проведения внутреннего  контроля; 

г) рассматривать проекты нормативных  правовых актов по вопросам внутреннего финансового контроля , государственных закупок, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

е) составлять акты контроля по результатам  проведенных контрольных мероприятий. [8 ст.1-16].

 

Таблица4.структура Комитета финансового контроля Минфина РК

п/п

Наименование подразделений

 

Руководство

1

Управление внутреннего  администрирования и работы с  персоналом

2

Управление анализа, планирования, отчетности контрольных  мероприятий

3

Управление  юридической службы

4

Управление контроля качества

5

Управление  контроля исполнения республиканского бюджета   № 1

6

Управление  контроля исполнения республиканского бюджета   № 2

7

Управление  контроля исполнения местных бюджетов

8

Управление контроля в сфере государственных закупок

9

Управление контроля,  аккредитации и лицензирования в сфере бухгалтерского учета и аудиторской деятельности

10

Управление анализа  и мониторинга в сфере государственных  закупок


 

Таблица 5.Показатели контрольной деятельности  Комитета финансового контроля.

 

Наименование показателей

Ед. изм.

2008

2009

2010

Контрольные мероприятия

Ед.

8678

8 582

9 476

Количество объектов контроля

Ед.

8 678

8 582

7 284

Выявлено нарушений 

Млн. тг.

3 774 000,6

33 140,2

4760336,6

Восстановлено средств объектами  контроля

Млн. тг

18 690,0

25 593,0

66 411,5

Объем средств охваченных контролем

Млн. тг

3 972 004,5

3 774 000,6

230008,6

Передано в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений

материалов

1 931

2 217

1 610

Привлечено должностях лиц к ответственности

чел

1355

833

7680

 административной

чел

1 355

833

1001

дисциплинарной

чел

-

-

6 679


 

 

Инспекция финансового контроля по ВКО Комитета финансового контроля  Министерства Финансов Республики Казахстан. Управление является территориальным подразделением Комитета финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в области государственного финансового контроля и государственных закупок.

 

Таблица.5 Основные показатели работы Инспекцией финансового контроля ВКО

Наименование показателей

Ед. изм.

2008

2009

2010

Контрольные мероприятия

Ед.

136

750

700

Количество объектов контроля

Ед.

545

630

576

Выявлено нарушений 

Тыс. тг

867752,5

1344128,8

8150089,9

Восстановлено средств объектами  контроля

Тыс. тг

150265,14

560574,27

3461603,65

Объем средств охваченных контролем

Тыс. тг

172261612

94559350,0

4320535,43

Привлечено должностях лиц к ответственности

материалов

103

459

82

 административной

чел

464

442

564

дисциплинарной

чел

58

17

52


 

Примечание- составлено автором.

 

По результатам года 2009 контрольных мероприятий в целом, по всем основным показателям контрольной деятельности Инспекции, в сравнении с прошлым годом наблюдается рост:

 

 

Рисунок 1. Динамика фин. нарушений за 2008-2009гг

 

 

Инспекцией финансового  контроля по Восточно-Казахстанской  области в 2010 году проверено - 576 объектов, что на 54  объектов меньше, чем за 2009 год.

Общее количество проверок, с учётом внеплановых контрольных  мероприятий  составляет – 700, что на 50 проверок меньше, чем за 2009 год.

Рисунок 2. количество  объектов контроля

Общая сумма выявленных финансовых нарушений  за отчетный период составила  всего – 8150089,9 тыс. тенге, что в сравнении с 2009 годом, больше на 68566834,9 тыс.тенге, или на 172,5 %.

 

Рисунок.3 Общая сумма выявленных финансовых нарушений

   За отчетный период  к административной ответственности  привлечено  52 должностных лиц, или на 35 должностных лица больше, чем за 2009 год, с суммой наложенных штрафов в размере – 5906,35 тыс.тенге, из которых поступило в бюджет 5521,5 тыс.тенге, или 93,5 %.

 

Рисунок.4 Число лиц, привлечённых по итогам контроля 2009-2010гг. к административной ответственности

К дисциплинарной ответственности  привлечено - 512 должностных лиц,  что на 87 должностных лиц больше, чем за 2009  год.

 

 

Рисунок 5. Число лиц, привлечённых по итогам контроля 2008-2009гг. к дисциплинарной ответственности.[18.]

Финансовая  полиция РК

Переход к рыночным отношениям, коренное переустройство всех общественных отношений, всей государственной жизни, потребовали создание такого института как налоговая служба. В тоже время, как показал опыт, одними только контролирующими функциями невозможно обеспечить поступление налогов в государственную казну. Поэтому, Постановлением Президента Республики Казахстан № 1152 “Об усилении борьбы с преступностью” от 11 февраля 1994 г. Кабинету Министров было поручено создать в налоговой службе Министерства финансов налоговую милицию, возложив на неё обязанности органа дознания.

Указом Президента №3113 от 14 августа 1996 года “О Государственном  налоговом комитете РК” из состава  Министерства финансов была выделена налоговая служба и образован  Государственный налоговый комитет, в составе которого находилась налоговая  полиция.

Однако, в соответствии с  Указом Президента №3377 от 4 марта 1997 года “Об очередных мерах по реформированию государственных органов” и Постановлением Правительства №674 от 28 апреля 1997 года “Отдельные вопросы Министерства финансов РК” налоговая служба была вновь  включена в состав Министерства финансов в виде Налогового комитета и Департамента налоговой полиции.

Так, Указом Президента РК № 3935 “О мерах по повышению эффективности  борьбы с экономической преступностью” от 6 мая 1998 года на базе упраздняемых Департамента налоговой полиции МФ РК и Департамента экономической полиции МВД РК образован Комитет налоговой  полиции. Государство доверило борьбу практически со всем спектром экономических  и коррупционных преступлений.

12 октября 1998 года в  соответствии с Указом Президента  РК "О дальнейшем реформировании  системы государственных органов  Республики Казахстан", Комитет  налоговой полиции вошел в  состав вновь образованного Министерства  государственных доходов Республики  Казахстан. 

22 января 2001 года Указом  Президента РК №536 "О мерах  по совершенствованию правоохранительной  деятельности в Республике Казахстан"  образовано Агентство финансовой  полиции РК как центральный  исполнительный орган, не входящий  в состав Правительства Республики  Казахстан, с передачей ему  функций и полномочий по управлению  имуществом и делами упраздняемого  Комитета налоговой полиции и  Академии налоговой полиции Министерства  государственных доходов.

27 февраля 2001 года постановлением  Правительства Республики Казахстан  утверждено Положение об Агентстве  финансовой полиции РК, согласно  которому на органы финансовой  полиции возложены следующие  основные задачи:

  • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности;
  • организация эффективного функционирования органов финансовой полиции по обеспечению экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе по расследованию правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, а также правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем;
  • осуществление розыска лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, а также принятие мер к возмещению нанесенного государству ущерба;
  • анализ и прогноз оперативной обстановки в республике, выработка предложений по укреплению законности в сфере экономической и финансовой деятельности и принятие мер оперативного реагирования по вопросам, требующим вмешательства органов финансовой полиции;
  • обеспечение безопасности деятельности финансовых органов, а также по поручению Правительства Республики Казахстан обеспечение безопасности деятельности налоговых и таможенных органов Республики Казахстан.
  • При этом, органам финансовой полиции предоставлены следующие права:
  • давать обязательные для исполнения предписания, представления юридическим или физическим лицам;
  • при наличии достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, производить налоговые проверки совместно с налоговым органом на основании предписания налогового органа;
  • запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организаций, независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушений законодательства и контролировать его выполнение;
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • принимать участие в разработке и реализации совместных с другими правоохранительными органами программ борьбы с преступностью в Республике Казахстан;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
  • представлять Республику Казахстан в международных отношениях по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, заключать международные соглашения.

В обязанности органов  финансовой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами входит:

  • осуществлять в пределах своей компетенции предварительное следствие и дознание по делам о правонарушениях в сфере экономической и финансовой деятельности;
  • принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях в сфере экономической и финансовой деятельности, осуществлять, в установленном законодательством порядке, их проверку и принятие по ним решений;
  • в пределах компетенции обеспечивать безопасность деятельности финансовых органов, защиту их работников и членов их семей от преступных посягательств, связанных с исполнением ими служебных обязательств;
  • исполнять в пределах своей компетенции решения судов, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных, предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
  • в пределах полномочий предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в государственных органах.

Сотрудники органов финансовой полиции обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну  сведений о вкладах физических лиц  и другую информацию, полученную ими  при исполнении служебных обязанностей

4 июля 2002 года Президент  Республики Казахстан Н. Назарбаев  подписал Закон Республики Казахстан "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан". Сделан еще один шаг в построении правового государства, и органы финансовой полиции стали полноправными участниками этого процесса. В соответствии с подписанным Законом, органы финансовой полиции ориентированы, прежде всего, на устранение причин, порождающих экономические правонарушения, пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, налоговых преступлений, правонарушений, сдерживающих развитие законного бизнеса, борьбу с коррупцией и контрабандой. Эти задачи были определены и одобрены Главой государства как приоритетные.

23 декабря 2003 года Главой государства подписан Указ "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан". Данный акт подготовлен во исполнение решения Совета безопасности Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года и предусматривает ряд конкретных мер, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов, активизацию их борьбы с экономической и коррупционной преступностью, а также с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

Информация о работе Финансовый контроль: теория, практика и зарубежный опыт