Налоговые льготы, их сущность и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение понятия и видов льготы в налоговом праве, применяемых Республике Беларусь.

Основными задачами курсовой работы является:

1.определить понятие льготы в системе налогового права;
2.раскрыть особенности применения налоговых льгот в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ ……………………………….7
2.НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РБ………………………………………………………………..13
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РБ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА......23
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………....32

Работа содержит 1 файл

Титульник 1 стр.docx

— 63.22 Кб (Скачать)
  • прибыль организаций, переданная зарегистрированным на территории РБ бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта.
  • прибыль организаций от изготовления протезно-ортопедических изделий (в т. ч. стоматологических протезов), средств реабилитации и обслуживания инвалидов.
  • прибыль исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев.
  • прибыль организаций, полученная от производства продуктов детского питания.
  • прибыль организаций от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыболовства и пчеловодства.
  • прибыль от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства.
 

Земельный налог

         С 01.01.2010 г.  в НК не содержалось положений о том, какие земли не признаются объектами  налогообложения земельным налогом. С 01.01.2011 г. был установлен перечень объектов, не подлежащих налогообложению:

  • земли общего пользования населенных пунктов;
  • земельные участки, занятые кладбищами;
  • земли лесного фонда (за исключением некоторых категорий земель);
  • земли водного  фонда (за исключением некоторых категорий земель);
  • земли запаса;
  • земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Таблица 2.2 – Сравнительная таблица «Особенности освобождения от обложения земельным налогом»

Освобождение  от обложения земельным налогом
С 01.01.2010 г. С 01.01.2011 г.
освобождены от земельного налога земельные участки, предоставленные физическим лицам: пенсионерам по возрасту, инвалидам  I и II группы, иным нетрудоспособным лицам при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся таковыми на основании данных похозяйственного учета или домовых книг; многодетным семьям; военнослужащим срочной военной службы, участникам ВОВ и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии  с Законом «О ветеранах» освобождаются от налога земельные участки: предоставленные  пенсионерам по возрасту, инвалидам  I и II группы, иным нетрудоспособным лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц; предоставленные перечисленным лицам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества и т.п. целей и расположенные не по месту их жительства, - независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц;
  дополнен перечень объектов, не подлежащих налогообложению: земельные участки организаций  потребкооперации, занятые объектами  торговли и общественного питания, расположенные в сельской местности; земельные участки, занятые жилыми поселками «SOS-детская деревня» и детскими домами семейного типа; иные земельные участки, ограничения (обременения) в отношении прав на которые установлены в соответствии с законодательными актами

Источник - [19] . 

Экологический налог и налог за добычу природных (изъятие) ресурсов

         Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения являются собственники отходов производства.

         Из объектов налогообложения  исключены:

  • сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и транзитом;
  • переработка нефти и нефтепродуктов;
  • производство и (или) импорт товаров, содержащих в составе 50% и более летучих органических соединений;
  • производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и пр., образующие отходы.

         Введены новые объекты  налогообложения: ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Таблица 2.3 – Сравнительная таблица «Особенности освобождения от обложения экологическим налогом и налогом за добычу природных (изъятие) ресурсов»

Освобождение  от обложения экологическим налогом  и налогом за добычу природных (изъятие) ресурсов
С 01.01.2010 г. С 01.01.2011 г.
дополнен  перечень объектов, не подлежащих налогообложению: выбросы загрязняющих веществ в  атмосферный воздух мобильными источниками; объемы импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии  раздельного учета; объемы изъятия  полезных ископаемых из недр при строительстве  подземных частей наземных зданий, сооружений, в том числе их изъятия  со дна водоемов при  дополнен перечень объектов, не подлежащих налогообложению: ввоз на территорию Беларуси продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов; транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Беларуси
 

Окончание таблицы 2.3

Освобождение  от обложения экологическим налогом  и налогом за добычу природных (изъятие) ресурсов
С 01.01.2010 г. С 01.01.2011 г.
производстве дноуглубительных работ; добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на ЧАЭС  

Источник - [19] . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ  В РБ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ  МИРОВОГО РЫНКА 

         В последние годы ГКТН в ставших уже традиционными  аналитических докладах о состоянии  и перспективах развития науки в  Республике Беларусь приводит данные о размере предоставленных организациям налоговых льгот для стимулирования научной и инновационной деятельности. В 2009 г. Было предоставлено льгот  на сумму 201,7 млрд руб., или 47% от затрат республиканского бюджета на науку. Однако 67,8% их объема составили льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) [17] . Однозначного мнения о стимулирующем характере этой льготы не существует. Приведем некоторые аргументы против. НДС – это налог на потребление, а не на доходы. В случае льготирования НДС не уплачивается, потому что не включается в стоимость товара и, следовательно, производитель (продавец) не получает его от потребителя (получателя). При получении льготы по данному налогу входной НДС относится на затраты. Эта льгота помогает снизить стоимость продукции, заинтересовывает потребителей в приобретении какого-то конкретного товара, повышает конкурентоспособность отечественных производителей по ценовому фактору.

         Льгота по налогу на прибыль составила 63,7 млрд руб., в том числе 26,7 млрд – льготы, полученные организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь. Эти средства должны быть направлены на финансирование технического переоснащения производства. В случае нецелевого их использования обложение налогом производится по установленной ставке. Таким образом, в стране имеются выработанные механизмы предоставления налоговых льгот, которые являются альтернативой прямому бюджетному финансированию.

         При ставке налога га прибыль в 24% полученная 50-процентная льгота свидетельствует о том, что  балансовая прибыль высокотехнологичных  организаций в 2009 г. составила 222,5 млрд руб., или более 50Ф% от затрат республиканского бюджета на науку. Техническое переоснащение высокотехнологичных производств – процесс очень дорогостоящий, очевидно, что полученных в результате предоставления льготы средств недостаточно, поэтому предприятия вынуждены будут в целях собственного развития не только использовать остающуюся в их распоряжении прибыль, но и идти на всякого рода взаимодействия, искать дополнительные альтернативные источники финансирования.

         Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в  стоимостном выражении в общем  объеме производства составляет не менее 50%, уплачивают налог на прибыль по ставке 10%. Они имеют также ряд  других льгот по НДС и таможенным платежам.

         Резиденты Парка  высоких технологий (ПВТ), специализацией которого является IT-сфера, полностью освобождены от налога на прибыль и прочих налогов. Эта ситуация – классический пример воздействия налоговых льгот на формирование человеческого капитала. Несмотря на то, что государство, предоставив беспрецедентные 100-процентные льготы, не указало конкретные направления использования высвобождаемых средств (например, 20% - на науку, 10% - на образование и т.д.), значительная их часть в ПВТ тратится именно на образовательные программы, поскольку наличие высококвалифицированных специалистов сегодня очень важно для любой отрасли, и особенно – для IT-сферы.

         ПВТ тесно связан с системой образования. Учебные лаборатории открыты во всех профильных вузах Минска, а также во всех областных городах республики. Главная задача лабораторий – сократить время вхождения специалиста в специальность. Вузам это выгодно, поскольку они получают современное оборудование, преподавателей и курсы. Для преподавателей вузов два раза в год проводятся семинары. После теоретической подготовки преподаватели проходят практику в компаниях.

         В эпоху инноваций  государственная политика не должна сдерживать (а тем более запрещать) мобильность производственных ресурсов – труда и капитала.

         Согласно же действующему законодательству, обороты по безвозмездной  передаче товаров (работ, услуг), имущественных  прав освобождаются от НДС и налога на прибыль только в пределах одного собственника. Этот порядок не был  изменен и Указом Президента Республики Беларусь № 432 от 31 августа 2009 г., который  разрешил безвозмездную передачу имущественных  прав на результаты научно-технической  деятельности от госзаказчика негосударственным организациям, но не вывел эти обороты из-под налогообложения. В связи с этим требуется соответствующая корректировка законодательства для субъектов инновационной инфраструктуры и малого инновационного предпринимательства.

         С 1 января 2011 г. в  Налоговый кодекс внесен ряд изменений  стимулирующего характера. Прежде всего  это льготы для венчурных организаций, однако ввиду неразвитости в стране этого института оценить возможный  эффект от их применения затруднительно. В то же время установленная ставка при упрощенной системе налогообложения  в 3% по экспорту услуг должна способствовать развитию экспорта высокотехнологичных  услуг малым бизнесом (ранее указанная  ставка применялась только для товаров). Такие условия очень привлекательны для малых предприятий, оказывающих  услуги с высокой добавленной  стоимостью, в первую очередь для  разработчиков программного обеспечения, не являющихся резидентами ПВТ.

         Льготы для стимулирования инноваций должны предоставляться  в рамках реформирования налоговой  системы в целом. При этом национальная инновационная система должна взаимодействовать  с национальной налоговой системой на основе концепции налоговых расходов. Необходимо создать привлекательные  условия для развития новых высокотехнологичных  производств и одновременно обеспечить достаточный для финансовой стабильности социального сектора уровень  налогообложения.

         Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусмотрено довести долю внебюджетного  финансирования ИР до 52-54%. Для решения  этой задачи необходимо не только разрешить  учитывать в затратах все понесенные расходы, но и предоставить предприятиям льготы по налогу на прибыль в зависимости  от затрат на ИР. При этом возможны два  варианта:

    1. уменьшение суммы налога на прибыль в размере 20-50% суммы прироста затрат предприятия на научные исследования и разработки в среднем за 2-3 предыдущих года;
 
    1. вычитание суммы затрат на научные исследования и разработки в текущем году с  повышенным коэффициентом (1,25-1,5) при  условии прироста этих затрат не менее  чем на 5-10% в среднем за  2-3 предыдущих года.
 

         Предпочтительным  представляется второй вариант, поскольку  предприятия получают возможность  компенсировать часть затрат на ИР в периоде, когда они были понесены, а государство может прогнозировать налоговые потери для бюджетной  системы. Необходимым условием предоставления этой льготы является прирост затрат на ИР, который в целях нивелирования  негативных влияний должен рассматриваться  за ряд предшествующих лет. Так, в 2009 г. в целом по стране затраты на ИР оказались несколько ниже, чем в 2008г. [17] .

         Необходима выработка  стимулов, в том числе налогового характера, для создания целостной  системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым  к инновационной экономике, развития условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего  экономически активного населения. Для физических лиц можно предусмотреть дополнительные вычеты с налогооблагаемого дохода затрат на второе образование по востребованным инновационной экономикой техническим и естественнонаучным специальностям, так как динамизм современного развития требует переподготовки, а порой и кардинальной смены деятельности не один раз в течение жизни, обучение же за счет собственных средств наименее затратно для бюджета и заслуживает поддержки со стороны государства, так как «инновационный» человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером. Для предприятий, производящих модернизацию производства, следует предусмотреть налоговые скидки на затраты по переподготовке кадров, в том числе по стажировке за рубежом.

Информация о работе Налоговые льготы, их сущность и характеристика