Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Надежность всеобщего экономического эквивалента, коим являются деньги, волнует человечество со времени их появления. С началом обращения бумажных денег и распространения ценных бумаг проблема фальшивомонетничества надолго, если не навсегда, вошла в нашу жизнь.

Работа содержит 1 файл

Вопрос №8.docx

— 2.69 Мб (Скачать)

Так, все банкноты долларов США, начиная  с 1999 года, содержат элемент ИК-защиты в изображении оборотной стороны – определенное сочетание прозрачных (невидимых в инфракрасных лучах) вертикальных полос (рис. 50), причем это сочетание индивидуально для каждого номинала банкноты.

Такого же рода защиту содержат и  немецкие марки, только здесь картина  локализации (иногда еще говорят  ИК-контраста) несколько более сложная (рис. 51).

 
Рис. 50. Картина поглощения в ИК-диапазоне 
на оборотной стороне банкноты номиналом 10 долларов США.

 
Рис. 51. А так выглядит картина поглощения 
в ИК-диапазоне на банкноте 200 марок Германии.

В практике исследований принят термин ИК-метамерные краски. Так называют краски, которые одинаково выглядят в обычных условиях (при освещении и наблюдении в видимом диапазоне спектра), но различаются характером поглощения в инфракрасной области.

Попытки имитации инфракрасной защиты

Надо сказать, что и в более  ранних выпусках долларов США краски также содержали элементы инфракрасной защиты. Так, краски, которыми печатались серийные номера на банкнотах номиналом 100 долларов и обозначения банка-эмитента, практически не различались по характеру  поглощения в ИК-диапазоне (рис. 52а). В то же время, даже серьезные подделки, как например, класса «супер-96», по этой характеристике легко отличаются от подлинных банкнот (рис. 52б).

 
Рис. 52. ИК-поглощение зеленых  красок на банкнотах 
номиналом 100 долларов США: 
 а – подлинная; б – подделка «супер-96».

Естественно, воспроизведение (или  имитация) инфракрасной защиты является достаточно сложной задачей для  изготовителей поддельных документов. Однако, располагая соответствующими приборами и справочными пособиями, специалист может легко отличить подделку.

МАГНИТНАЯ ЗАЩИТА

Когда идет речь о магнитной защите, подразумевается наличие магнитных  свойств материалов документа. Чаще всего это красящие вещества, но иногда в качестве защиты используются магнитные свойства защитных нитей.

Магнитная защита, связанная с красящими  веществами, может быть двух типов. Первый тип предполагает наличие  магнитных свойств у какого-либо отдельного реквизита документа  – обычно это серийный номер. Защитой  такого типа обладает большинство находящихся  в обращении банкнот, некоторые  из ценных бумаг и другие разновидности  документов.

Магнитная защита второго типа предполагает локальное распределение магнитных  свойств в пределах изображения. При этом внешних (визуальных) различий не наблюдается. Например, изображения черного цвета на лицевой стороне банкнот долларов США как раз и снабжены магнитной защитой такого рода. Если изучить такое изображение при помощи специального прибора (детектора или визуализатора), можно обнаружить, что одни участки рисунка обладают магнитными свойствами, а другие – нет.

Имитация магнитной защиты

Для имитации магнитной защиты используются различные приемы, которые рассчитаны на применение в основном простых  приборов (детекторов). Детекторы первых поколений были рассчитаны только на определение наличия магнитных  свойств, но не их локализации. Поэтому  «обмануть» такие приборы было достаточно легко – для этого достаточно было изготовить документ при помощи электрофотографического аппарата («ксерокса») или лазерного принтера, в котором красящее вещество обладает магнитными свойствами. Или же на участках изображения, которым надлежит «быть  магнитными», наносили содержащее ферромагнетик  вещество (например, бесцветную краску с частицами железа либо никеля). Детектор в таком случае реагирует  на наличие ферромагнитной компоненты в красящем веществе, но не может определить правильность его местоположения.

Более изощренными стали способы  имитации магнитной защиты в квалифицированных  подделках (класса «супер»). В данном случае, скорее всего, стоит говорить не об имитации, а о воспроизведении этого вида защиты. Так, среди известных подделок долларов США, относящихся к этой категории, на многих достаточно правильно воспроизводится распределение магнитных и немагнитных участков (так называемый «магнитный образ» банкнот). Тем не менее, практически во всех разновидностях «суперподделок» есть те или иные отклонения от подлинного «магнитного образа». Умышленно это сделано или нет – судить трудно, однако на практике использовать такие отличия можно и нужно.

Пример такого отличия показан  на рис. 53. Здесь приведены фрагменты  «магнитного образа» подлинной  и поддельной (класса «супер») банкнот номиналом 100 долларов США выпуска 1996 года, зафиксированные при помощи магнитооптического визуализатора типа «МАГ», снабженного видеокамерой. Видно, что в подлинных банкнотах надпись «SERIES 1996» не имеет магнитных свойств, а в поддельных – наоборот.

 
Рис. 53. Фрагменты «магнитного  образа» банкнот 
номиналом 100 долларов США выпуска 1996 года: 
а – подлинная; б – поддельная.

ИНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТ

Кроме перечисленных видов к  физико-химической защите можно отнести  так называемые специальные метки. Под этим термином обычно подразумевают  применение красящих веществ с особыми  свойствами, обнаружение которых  возможно только при помощи специальных  приборов (детекторов или визуализаторов). В справочной и методической литературе обычно используют термины «метки типа М», «метки типа И». Для выявления этих меток используются различные приборы: как портативные (носимые), так и стационарные (настольные).

Встречается защита такого рода, например, в акцизных и специальных марках на табачные изделия и алкогольную  продукцию, а также в некоторых  типах ценных бумаг и других документах. Часто (пример – специальные марки  на алкогольную продукцию) в одном  графическом элементе совмещены  оба элемента защиты («М», «И»).

Довольно большую группу образуют средства защиты документов от копирования. Причем эти средства обеспечиваются как за счет специальных полиграфических  технологий, так и путем применения материалов с особыми оптическими  свойствами (красящих веществ, полимерных пленок и т.п.).

Пример применения защиты этого  типа – использование металлизированных  красок. Такими красками («под серебро») наносится обозначение номинала на банкнотах российских рублей выпуска 1997 года. Также специальной краской  выполняется надпечатка номинала поверх основного изображения на банкнотах  немецких марок (рис. 54).

На этих же иллюстрациях видно, что  в этом участке банкноты расположен и еще один элемент защиты –  рельефное бесцветное изображение (так называемый РЕАК-эффект).

 
Рис. 54. Средства защиты от копирования 
на банкноте номиналом 200 марок Германии: 
а – хорошо видно рельефное изображение надписи 
200 DM, а надпечатка кажется бледно-серой; 
б – надпечатка в виде полосы золотистого цвета.

ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Принято считать, что средства полиграфической  защиты – это совокупность приемов  и способов печати (полиграфических  технологий), определяющих свойства видимого на документе изображения. 

 

При использовании этих средств в документах образуются особенности двух типов:

  • собственно признаки способов печати. Они определяются преимущественно визуально, в обычных условиях или при помощи простейших приборов, например, лупы;
  • специальные эффекты, указывающие на использование конкретной технологии. Такие особенности обычно выявляются другими методами (в косопадающем освещении, на ощупь и т.п.).

Для того чтобы лучше понять, как  эти особенности отображаются в  документах, необходимо иметь общее  представление о способах печати. Здесь уместно сразу сделать  оговорку: детальное рассмотрение этого  вопроса требует достаточно глубоких познаний в области полиграфии. Поэтому  далее будут приведены сведения о «классических» способах печати в  необходимом объеме, а затем более  подробно рассмотрены их разновидности, нашедшие применение для изготовления документов.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ: ОСОБЕННОСТИ  ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ПЕЧАТИ

Различают способы печати, как правило, по геометрическому строению печатной формы – в зависимости от того, каким образом разделяются печатающие и пробельные (непечатающие) элементы на форме. При этом печатающими считаются участки формы, передающие краску на оттиск, а пробельными – остальные (не передающие краску). 
Часто печатные формы называют общим термином «клише». Надо иметь в виду, что в полиграфии под этим термином обычно подразумевают иллюстрационные формы высокой печати. В прочей же литературе это понятие иногда распространяют и на формы для иных способов.

По указанному признаку принято  различать четыре основных способа  печати:

  • высокая;
  • глубокая;
  • плоская;
  • трафаретная.

Каждый из этих способов имеет ряд  разновидностей, причем некоторые из них обычно применяются для печатания так называемой издательской продукции (книги, газеты, журналы), а другие – для изготовления денежных знаков, ценных бумаг, документов, удостоверяющих личность, а также печатания на изделиях, упаковках и т.п. 
В основном эти разновидности отличаются друг от друга по следующим параметрам:

  • способ переноса краски – прямой или непрямой (косвенный) – есть ли промежуточный носитель, или передаточное звено, либо он отсутствует;
  • вязкость краски – густая (вязкая) или жидкая (маловязкая);
  • способ изготовления печатной формы – механический или фотомеханический (другой термин – фото-химиграфический, то есть с использованием фотографических и химических процессов);
  • назначение (вид продукции) – издательская сфера, упаковка, печать на изделиях и прочее.

Следует отметить, что изображения, полученные полиграфическими способами, можно условно разделить на два  вида:

  • штриховые, в которых есть только две градации тона – черный (цветной) и белый;
  • полутоновые – имеющие промежуточные тона (плотности).

Способы изменения тона могут быть различны, их описание приводится в  соответствующих разделах.

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

В высокой печати (рис. 55) печатающие элементы печатной формы расположены  выше пробельных. Поэтому при нанесении краски на такую форму она покрывает только печатающие элементы. Типичный пример формы высокой печати – резиновый штамп.

Краска, нанесенная на печатающие элементы формы, под давлением переносится  на воспринимающую поверхность (в большинстве  случаев это бумага), на которой  в результате образуется изображение  – оттиск. При этом некоторое  количество краски за счет давления вытесняется  за пределы печатающих элементов  формы, образуя утолщенный слой вдоль  краев штрихов на оттиске. Рис. 56 показывает схематичное изображение  оттиска, выполненного способом высокой  печати.

 
Рис. 55. Схема процесса высокой  печати.

 
Рис. 56. Схематическое изображение 
оттиска высокой печати.

Выдавливание краски на краях штрихов  является особенностью, присущей всем разновидностям способа высокой  печати.

Кроме того, в результате давления печатной формы происходит деформация воспринимающей поверхности (бумаги) –  с лицевой стороны оттиска  образуется углубленный, а с оборотной  – выпуклый рельеф. Такая особенность характерна для оттисков, выполненных с твердых печатных форм прямым способом (без промежуточного носителя или, иначе, передающей поверхности). Эту технологию обычно и имеют в виду, когда говорят о «классической» высокой печати; ее иногда еще называют типографской печатью.

Характерные особенности оттиска  высокой печати показаны на рис. 57.

 
Рис. 57. Особенности оттиска  «классической» высокой печати: 
а – выдавливание краски на краях штрихов с лицевой стороны; 
б – выпуклый рельеф с оборотной стороны.

К способу высокой печати, кроме  того, относятся: флексографская печать (флексография) и типоофсет (высокий офсет). Эти технологии обычно принято относить к специальным способам печати.

Флексография – это разновидность прямой высокой печати, в которой используются эластичные печатающие формы и маловязкие краски. Этот способ применяется преимущественно для печати на упаковке.

Типоофсет представляет собой косвенный способ, где печатная форма – это форма высокой печати, но краска с нее передается сначала на промежуточную поверхность (офсетный цилиндр), а затем уже на подложку (бумагу или иной материал). Типоофсет, точнее, его специальные модификации, находит применение при изготовлении документов (см. Специальные способы печати).

При изготовлении документов высокая  печать применяется в основном для  нанесения переменных реквизитов, например, серийных номеров.

В случаях, когда номер наносится  непосредственно на подложку (бумагу), для оттиска характерны особенности  «классической» высокой печати —  выдавливание краски на краях штрихов  с лицевой стороны (рис. 58) и выпуклый рельеф с оборотной стороны.

 
Рис. 58.

Если номер нанесен поверх другого  изображения, например, фоновой сетки  или основного рисунка, характер лежания краски может быть различным. Так, номера, напечатанные поверх фоновых сеток, исполненных способами офсетной или высокой (орловской) печати, характеризуются практически такими же особенностями, как и «классическая» высокая печать (рис. 59).

Рис. 59.

Рис. 60.


А если изображение выполнено, например, способом металлографии, то морфология штрихов номера существенно изменяется. На рис. 60 показан случай, когда серийный номер нанесен на основной рисунок  банкноты (кроны Эстонии), исполненный  способом металлографии. Поскольку  металлографский оттиск обладает собственным  выпуклым рельефом, краска в штрихах  номера ложится неравномерно, в соответствии с этими неровностями.

Информация о работе Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг