Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Надежность всеобщего экономического эквивалента, коим являются деньги, волнует человечество со времени их появления. С началом обращения бумажных денег и распространения ценных бумаг проблема фальшивомонетничества надолго, если не навсегда, вошла в нашу жизнь.

Работа содержит 1 файл

Вопрос №8.docx

— 2.69 Мб (Скачать)

СКРЫТЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

К этой категории защиты относятся  выполненные с помощью специальных  приемов изображения, затрудняющие возможность воспроизведения или  имитации оригинала (подлинного документа). Преимущественно скрытые изображения  — их иногда называют графическими ловушками — предназначены для  защиты документа от копирования, то есть воспроизведения способами  репрографии.

«Ловушки» обычно представляют собой  фрагменты изображений с регулярной структурой — это может быть «классический» (точечный) или линейный растр (группы линий одинаковой или различной  ширины и направлений). Сочетание  таких элементов и образует на микроскопическом уровне некий «скрытый»  рисунок. Внешне (при нормальном рассмотрении) такие участки выглядят как равномерно окрашенные участки фона, а при  увеличении видна их истинная структура.

Примеры такого рода «ловушек» показаны на рис. 94 и 95. В первом случае показан  фрагмент банкноты (это марки Германии), где нанесены группы параллельных линий, направленные под различными углами.

Во втором — это фрагмент железнодорожного билета, на котором при помощи точечных растров разной частоты (линиатуры) выполнено слово «ФАЛЬШЬ».

 
Рис. 94. Фрагмент изображения  с «ловушкой» на банкноте 200 марок  Германии.

 
Рис. 95. Скрытое изображение  на железнодорожном билете.

Попытки имитации скрытых изображений

При попытках воспроизвести (скопировать) документ, содержащий скрытое изображение, или «ловушку», практически неизбежно  образование на определенных участках копии некоего визуального эффекта  — либо появляется муаровый рисунок, либо «проявляется» какое-нибудь слово  или рисунок.

Например, на рис. 96 показан муар, образовавшийся на участке фальшивой банкноты, воспроизведенной с растровой печатной формы. Это  тот самый участок, подлинный  вид которого показан на рис. 94.

На рис. 97 показано, как «проявляется»  надпись «ФАЛЬШЬ» при попытке  подделки (копирования) железнодорожного билета (сравните с рис. 95).

 
Рис. 96. Муар на поддельной банкноте 200 марок Германии.

 
Рис. 97. «Проявление» скрытого изображения на скопированном документе.

Имитации способов полиграфической  защиты

Для имитации эффектов, получаемых при  использовании специальных приемов  и способов печати, применяют практически  все известные «классические» технологии. Однако при этом удается воспроизвести, как правило, только часть особенностей, присущих подлинным оттискам. Некоторые  имитации удачно передают общий вид  и окраску изображения, другие —  осязаемые признаки (рельеф), третьи позволяют воспроизвести мелкие детали. Поэтому зачастую используется целая совокупность технологий, которая  формирует подобие особенностей, получаемых в подлинном документе  при помощи одного специального способа  печати.

Примерами такого сочетания технологий являются подделки документов, в которых  предприняты попытки имитации металлографской  печати.

С одной стороны, в этом случае стремятся  передать особенности строения, или  морфологии, штрихов, а с другой —  имитировать характерный для  металлографских оттисков рельеф. Обычно более удачны попытки имитации рельефа.

Наиболее часто встречающийся  в практике способ — имитация рельефа  тиснением. При этом используют различные  жесткие печатные формы (клише), как  с выпуклыми, так и с вогнутыми  печатными элементами.

 
Рис. 98. Имитации рельефа  металлографской печати при помощи тиснения: 
а — на долларах США; б — на российских рублях; в — на проездных талонах. 
 

Соответственно, и тиснение выполняют  либо с лицевой, либо с оборотной  стороны листа документа, поверх уже нанесенного видимого изображения. Само видимое изображение может  быть исполнено практически любым  способом печати.

На рис. 98 показаны примеры таких  имитаций рельефа. Если сравнить наблюдаемую  картину с аналогичными фрагментами  подлинных документов (см. Специальные способы печати), можно достаточно однозначно отличить подделки, прежде всего, по несовпадению окрашенного изображения и рельефного (тисненого).

В практике встречаются и иные способы  создания рельефного изображения, например, так называемая термография. Способ этот достаточно широко распространен для печати визитных карточек, проспектов и другой акцидентной продукции. Сущность его заключается в том, что на «сырую» краску напыляют полимерный порошок, который затем оплавляется. При этом на поверхности штрихов образуется прозрачный стекловидный слой, обладающий достаточно выраженным рельефом (рис. 99а). Этот способ также используют для имитации рельефа металлографских оттисков.

Сравнительно недавно получили распространение так называемые фазовые, или твердочернильные, принтеры. Это одна из разновидностей технологии струйной печати, в которой используются не жидкие чернила, а твердые (плавкие). Не вдаваясь в подробности технологии, отметим, что в этом случае штрихи изображения также получаются рельефными (рис. 99б).

Конечно, для специалиста определение  таких подделок не представляет особой сложности, но тем не менее, рельеф, полученный указанными способами, вполне способен ввести в заблуждение обычного потребителя.

Гораздо сложнее поддаются имитации особенности строения (морфологии) штрихов. «Классические» печатные технологии не в состоянии передать истинную картину, например, металлографской  печати. На рис. 100 изображен один и  тот же участок поддельных банкнот, изготовленных разными способами (это доллары США выпуска до 1996 года). Легко заметить, что картина  строения штрихов, во-первых, различна, а во-вторых, отличается от морфологии штрихов подлинных банкнот —  для сравнения можно обратиться к рис. 76а.

 
Рис. 99. Рельефные изображения, полученные разными способами: 
а — термография; б — фазовый (твердочернильный) принтер.

 
Рис. 100 Имитации металлографии  на долларах США при помощи разных способов печати: 
а — офсетная; б — трафаретная; в — глубокая печать с вытравленных форм; 
г — глубокая печать с гравированных форм (малая глубина рельефа).

Некоторое подобие с характерной  для металлографской печати «сетчатой» гравировкой (рис. 101а) имеют оттиски, полученные способом трафаретной печати — в них есть и рельеф, и  похожая структура (рис. 101б).

 
Рис. 101. Передача структуры  и рельефа штрихов: 
а — способом металлографии; 
б — трафаретной печатью (шелкографией).

При подделке часто пытаются также  воспроизвести высокую интенсивность  окраски металлографских штрихов. Для этого, в частности, наносят  дополнительно второй слой более  темной краски. В этих случаях зачастую первое и второе изображение не точно  совпадают, как видно на рис. 102.

 
Рис. 102. Попытка имитации интенсивности окраски (офсетная печать в два прогона).

Все сказанное выше не относится, конечно, к высококвалифицированным подделкам  типа «супер». Поскольку в данном случае использована та же технология — металлографская печать — различия в морфологии очень незначительны или вовсе отсутствуют. Для определения таких подделок необходимо скрупулезное сравнение мельчайших особенностей оригинала и спорного документа. В большинстве случаев это приносит свои плоды — на рис. 103 показаны фрагменты подлинной банкноты и варианта «суперподделки» образца 1996 года. На приведенных иллюстрациях четко видно различие: на подлинной банкноте в оттенении буквы N — сплошной черный участок, на поддельной — наклонный белый штрих.

 
Рис. 103. Графические различия между подлинной 
банкнотой (а) и «суперподделкой» (б).

Особенно сложны для воспроизведения  элементы рисунка, выполненные специальными способами многоцветной печати.

В этих случаях, используя обычные  технологии воспроизведения цвета, изготовители подделок вынуждены применять  несколько печатных форм (по числу  красок). При таком подходе необходимо совместить изображения разных цветов, что не всегда удается, особенно при  большом тираже. Примеры таких  попыток показаны на рис. 104. Здесь  изображены фрагменты фальшивых  специальных марок для маркировки алкогольной продукции. Отметим, что  при этом использованы различные  способы совмещения красок: «внахлест» (рис. 104а, б) и «встык» (рис. 104в, г).

Сравните полученный эффект с рис. 77б.

 
Рис. 104. Имитации многоцветной металлографии на специальных марках: 
а, в — более «удачные»; б, г — похуже (видно несовмещение).

Точно так же обстоит дело и с  имитацией ирисового раската. Для  правильной или хотя бы близкой передачи этого эффекта приходится либо изменять ширину штрихов (рис. 105а), либо разбивать  их на точки или отрезки (рис. 1056). Ничего подобного не наблюдается  в подлинных документах — обратитесь к рис. 78а.

 
Рис. 105. Имитации ирисового  раската на специальных марках: 
а — изменением толщины штрихов; б — растровым разбиением.

 


Информация о работе Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг