Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Надежность всеобщего экономического эквивалента, коим являются деньги, волнует человечество со времени их появления. С началом обращения бумажных денег и распространения ценных бумаг проблема фальшивомонетничества надолго, если не навсегда, вошла в нашу жизнь.

Работа содержит 1 файл

Вопрос №8.docx

— 2.69 Мб (Скачать)

Коль скоро печатная форма едина, в оттисках орловской печати никогда  не наблюдается смещений участков с  разной окраской относительно друг друга. В то же время в местах перехода от одного цвета к другому при  увеличении можно видеть, что краски как бы смешиваются, образуя небольшой  участок «переходной» окраски. Кроме  того, являясь все же разновидностью высокой печати, орловская печать несет в себе особенности, присущие данному способу, а именно следы  выдавливания краски на краях печатающих элементов.

Все эти особенности достаточно хорошо видны на рис. 73.

Надо сказать, что в современном  производстве документов используются и другие технологии, позволяющие  получать многокрасочное изображение  с единой печатной формы. Однако в  них оттиски наносятся не с  форм высокой печати, а с других — например, глубокой. В таких случаях иногда говорят об «эффекте орловской печати». Некоторые из подобных технологий будут рассмотрены ниже.

 
Рис. 73. Так выглядит при  увеличении оттиск, 
выполненный способом орловской печати 
(фоновая сетка на страницах паспорта гражданина СССР).

Типоофсет, как видно из названия, сочетает в себе две технологии: печатная форма является формой высокой (типографской) печати, а на бумагу изображение  переносится через промежуточный  носитель — принцип офсета.

Это сочетание и определяет особенности, выявляемые в документах, изготовленных  этим способом. С одной стороны, использование  формы высокой печати обусловливает  выдавливание краски на краях печатающих элементов. С другой, наличие промежуточного носителя — офсетного цилиндра —  означает, что отсутствует деформация бумаги от давления (натиска) печатной формы.

На рис. 74 проиллюстрированы указанные  особенности оттиска, выполненного типоофсетным способом.

 
Рис. 74. Характерный вид  типоофсетного оттиска 
(фрагмент изображения на банкнотах рублей России).

Иногда в литературе типоофсет  называют высоким офсетом, имея в  виду форму высокой печати. Встречается  также название сухой офсет, то есть, не требующий увлажнения, в отличие  от плоской офсетной печати. Последний  термин, однако, не совсем корректен, так  как им обычно обозначают другую технологию.

Металлография — это разновидность  прямой глубокой печати, которая является признанным и одним из наиболее мощных средств полиграфической защиты документов.

Печатная форма в металлографии  обычно представляет собой штриховую  гравюру, выполненную на металле (чаще всего, меди или стали).

Эту технику называют еще резцовой гравюрой. Однако в промышленности обычно используются не оригинальные гравюры (выполненные гравером от руки), а их гальванопластические копии. Применение гальванопластики позволяет получать практически идентичные копии оригинальных гравюр, что и позволяет использовать металлографию для печатания  больших тиражей документов —  денежных знаков, ценных бумаг и  другой подобной продукции.

При этом характер передачи полутонов  в изображении принципиально  отличается от используемого в «классической» ракельной глубокой печати. В металлографии изображения обычно штриховые, а не растровые. Полутона здесь передаются, во-первых, за счет изменения ширины штрихов, а во-вторых, за счет различной глубины элементов печатной формы и, соответственно, толщины красочного слоя на оттиске.

Кроме того, в металлографской печати для нормальной передачи вязкой краски из глубоких печатающих элементов формы  на бумагу требуется очень высокое  давление.

По этим причинам в оттисках, полученных способом металлографии, образуются штрихи, отличающиеся значительным рельефом. С одной стороны, рельеф обусловлен высоким давлением (поверхность  штриха становится выпуклой даже без  краски), а с другой – на эту  выпуклую поверхность наносится  довольно толстый слой вязкой краски. 
 

 
Рис. 75. Оттиски, выполненные способом металлографии: 
а — выпуклый рельеф на лицевой стороне; 
б — вогнутый на оборотной.

Кроме того, на оборотной стороне  оттиска образуется вогнутый рельеф за счет вдавливания бумаги в углубленные  элементы печатной формы. Рис. 75 как  раз и показывает эти особенности  металлографских оттисков.

Есть еще ряд особенностей, присущих металлографии. Для удержания краски в печатающих элементах формы, имеющих  большую площадь, их разбивают на более мелкие участки. При этом в  оттисках обычно отображается структура  в виде сеток различной плотности  — «частые» или «редкие». Таковы, например, структуры штрихов в  крупных надписях на долларах США (рис. 76а) или в рисунке талонов на проезд в московском городском транспорте (рис. 76б).

 
Рис. 76. Структура штрихов  в оттисках, выполненных способом металлографии: 
а — в надписях на долларах США; 
б — в рисунке проездных талонов.

Для изготовления документов применяется  также многоцветная металлография. В этом случае, подобно орловской  печати, все краски на оттиск наносятся  с единой печатной формы. Поэтому  в оттисках можно наблюдать, во-первых, особенности, характерные для металлографии (рельеф с лица и оборота), а во-вторых, «эффект орловской печати», то есть отсутствие смещений и разрывов на границах участков различной окраски. Только в случае многоцветной металлографии зоны, где краски смешиваются, могут быть как очень узкими (рис. 77а), так и довольно широкими (рис. 77б).

 
Рис. 77. Изменение цвета в штрихах  оттисков, выполненных многоцветной металлографией: 
а — резкий переход (надписи на марках Германии); 
б — плавный (специальные марки «Крепкие алкогольные напитки»).

Ирисовая печать, собственно, не является способом печати, а представляет собой  особую технологию нанесения нескольких красок на одну печатную форму (независимо от ее вида — высокая или плоская). При этом все краски также наносятся  на бумагу одновременно, однако их распределение  по поверхности формы осуществляется красочным аппаратом печатной машины. В результате краски смешиваются  между собой, образуя размытые разноцветные полосы. На оттисках в этом случае можно  наблюдать плавное изменение  цвета штрихов (ирисовый раскат). Возможны одинарные переходы (рис. 78а); могут  быть и обратные переходы, называемые иногда встречным раскатом (рис. 78б).

 
Рис. 78. Плавное изменение  цвета (ирисовая печать, или ирисовый раскат): 
а — одинарный переход (фоновая сетка на специальных марках); 
б — двойной переход, или встречный раскат (фоновая сетка на российских рублях).

ПРОЧИЕ СПОСОБЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ  ЗАЩИТЫ

Помимо особенностей, обусловленных  самим способом печати, к полиграфической  защите относятся также особенности так называемой графической защиты, которые образуются при использовании специальных технологических приемов и сложных графических элементов. Некоторые из них рассматриваются в следующих разделах.

МИКРОПЕЧАТЬ

В качестве одного из наиболее распространенных средств графической защиты в документах используются микротексты — тексты, в которых размер знаков составляет менее 0,4 мм (обычно 0,2-0,4 мм). Этот элемент выполняется преимущественно способами металлографии и офсетной печати (или типоофсетом).

В содержание микротекста обычно включается название страны, документа и (или) эмитента, номинал (буквами или цифрами) и  некоторые другие обозначения. 
Ассортимент микротекстов весьма обширен. Чаще всего встречаются позитивные микротексты, то есть выполненные темными знаками на светлом фоне. Пример — доллары США, где микротексты такого вида используются в различных видах: строки текста в овальной рамке (рис. 79а), внутри цифр номинала (рис. 796, в, г), а также в гильоширных рамках (рис. 79д). Все эти микротексты выполнены способом металлографской печати.

 
Рис. 79 а, б, в, г, д. Позитивные микротексты на долларах США различных номиналов.

Позитивные микротексты применяются  также и для защиты бланков  паспортов, например, в виде обозначения  «уголков» для фотокарточек (рис. 80), и в акцизных марках — по окружности вокруг герба (рис. 81). В приведенных  примерах микротексты нанесены способом офсетной печати.

 
Рис. 80. Позитивный микротекст 
на заграничном паспорте СССР.

 
Рис. 81. Позитивный микротекст 
на акцизной марке 
«Табачные изделия (РОССИЯ)».

 
Рис. 82. Микротекст в негативном изображении 
на банкноте номиналом 500 рублей России.

Кроме позитивных, встречаются и микротексты, выполненные в негативном изображении (светлыми знаками натемном фоне). Их иногда еще называют выворотными. Пример негативного микротекста показан на рис. 82.

Все показанные выше микротексты можно  считать регулярными — все  знаки в них имеют одинаковую высоту и ширину штрихов. Однако довольно широко используются и другие виды — например, с переменной толщиной штрихов (рис. 83) или высотой знаков (рис. 84). Такие микротексты используются в качестве элементов оформления документа и образуют различные  визуальные эффекты. На банкнотах украинских гривен, например, изгибы строк микротекста  формируют рисунок более крупных  цифр — на рис. 85 это цифра «2».

 
Рис. 83. Переменная толщина штрихов  микротекста 
на банкноте номиналом 100 марок Германии.

 
Рис. 84. Переменная высота знаков 
микротекста (акцизные марки).

 
Рис. 85. Микротекст, формирующий рисунок 
цифры «2» на банкноте 2 гривны.

 
Рис. 86. Переход от негативного микротекста 
к позитивному на банкноте номиналом 
1000 рублей России.

Используют и такие комбинации начертаний, как плавный переход  от негативного к позитивному (рис. 86). Иногда микротекст расположен не в каком-либо определенном месте (не локально), а «разбросан» на большом участке по фону документа, как на банкнотах датских крон (рис. 87).

 
Рис. 87. Микротекст как элемент  фона банкноты.

Попытки имитации микропечати

Микротексты при подделке документов отображаются с различной степенью точности. В большинстве случаев, если речь идет о копировальных технологиях (репрографии) или о несложных  полиграфических процессах, микротексты  воспроизводятся со значительными  искажениями.

Фрагмент поддельной банкноты, выполненной  способом офсетной печати, показан  на рис. 88. Здесь все основные изображения  черного цвета на лицевой стороне  воспроизведены при помощи растра, а микротекст внутри цифр «100» был  отретуширован (прорисован) на этапе  изготовления фотоформы.

Другой пример иллюстрирует подделку, когда микротекст достаточно хорошо читается, но и в этом случае мы видим, что знаки текста все-таки искажены (рис. 89).

 
Рис. 88. Штриховой микротекст на поддельной 
 банкноте, выполненной с растровой формы.

 
Рис. 89. Искажение знаков микротекста на поддельной банкноте.

Нечасто, но встречаются в практике и такие фальсификации, где микротекст вообще не соответствует по содержанию оригиналу Пример на рис. 90 иллюстрирует подделку акцизной марки, аналогичной  показанной на рис. 81.

 
Рис. 90.

СОВМЕЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Еще одним из видов полиграфической  защиты считаются совмещенные изображения. В документах встречаются два  типа таких изображений.

Первый наиболее распространен  в одно страничных документах, особенно в банкнотах. Этот тип совмещенных изображений обычно называют непрерывными. Почему их называют именно так, видно из иллюстрации (рис. 91). За счет применения специальной технологии изображения у краев банкнот настолько точно совмещаются, что являются как бы продолжением друг друга — и по графике, и по цвету. Такую картину можно наблюдать, если согнуть банкноту кольцом или совместить верхний и нижний края двух одинаковых банкнот.

 
Рис. 91. Непрерывное изображение  на банкнотах банка России 
(10 рублей выпуска 1997 года).

Совмещенные изображения другого  типа — их называют еще знаками  совмещения или просветивши регистрами — наблюдаются при рассматривании документа на просвет. Этот вид защиты также основан на применении специальных технологий, благодаря которым достигается почти идеальное совмещение изображений лицевой и оборотной сторон.

Обычно такие изображения представляют собой некий набор графических  элементов, часть которых расположена  на одной стороне документа, а  часть — на противоположной. Типичный пример такой защиты — совмещенные изображения на марках Германии. Они содержат помещенные в шестиугольник фрагменты буквы D (рис. 92). При рассматривании на просвет эти фрагменты дополняют друг друга, и образуется единое изображение.

 
Рис. 92. Совмещенное изображение на банкнотах марок Германии: 
а — фрагмент на лицевой стороне; б — на оборотной; в — вид на просвет.

Имитация совмещенных изображений

Поскольку в подавляющем большинстве  случаев при подделке документов применяются упрощенные технологические  схемы, достичь хорошего совмещения изображений лицевой и оборотной  сторон удается довольно редко. Часто  расхождение составляет величину порядка 1-2 мм.

 
Рис. 93. Совмещенное изображение  на поддельной 
банкноте 1000 марок Германии (вид на просвет).

В некоторых случаях, однако, получаются довольно неплохие результаты, например, как показано на рис. 93. Впрочем, такой  эффект скорее возможен при единичных  подделках или очень небольших  тиражах. Массовые подделки вряд ли способны выдержать какую-либо критику.

Информация о работе Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг