Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:23, дипломная работа
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать содержание и особенности правового статуса налогового агента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержания понятия «налоговый агент»;
- охарактеризовать содержание прав и обязанностей налогового агента;
Введение
Глава 1. Особенности правого статуса налоговых агентов
1.1. Правовой статус налоговых агентов
1.2. Правовой механизм уплаты налогов с участием налоговых агентов
Глава 2. Особенности правового регулирования ответственности налоговых агентов
2.1. Налоговый агент как субъект налоговой ответственности
2.2. Уголовная ответственность налоговых агентов за неисполнение обязанностей
Заключение
Список использованной литературы
1. В подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ введена норма, согласно которой к обязанностям налогового агента отнесено перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета федерального казначейства. Тезис о том, что обязанность налогового агента нельзя считать исполненной в случае неверного указания кода бюджетной классификации в платежном поручении обсуждается давно. Естественно, что в случае неисполнения обязанности налогового агента для него наступают правовые последствия в виде штрафов и пеней10.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 г. N 16058/05 сделан вывод, что если налоговый агент своевременно не удержал и не перечислил НДФЛ, то пеня подлежит взысканию с налогового агента. До принятия данного Постановления арбитражные суды, преимущественно, указывали, что начисление пеней правомерно, в случае, если налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет11.
Следует отметить, что наибольшую дискуссию в литературе вызывали споры о правомерности применения штрафных санкций и начисления пеней в случае, если неверное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не привело к недопоступлению налога в соответствующий бюджет. Например, когда деньги поступили в тот же бюджет, но по другому коду бюджетной классификации.
Однозначная позиция по данному вопросу не формировалась. Например, применительно к начислению пеней Минфин России в Письме от 07.07.2005 г. N 03-02-07/1-181 указал: "Если налогоплательщик в платежном документе указал КБК другого налога, вследствие чего возникла переплата, он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете.
На основании указанного заявления и решения налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (статья 78 НК РФ).
НК РФ не предусмотрено освобождение от начисления пеней по одному налогу при наличии переплаты по другому, в том числе при условии, что оба налога зачисляются в один и тот же бюджет.
Исходя
из судебной практики следует, что споры
по вопросу о правомерности
Налоговые органы "на местах", как правило, руководствовались позицией, что перечисление налога платежным поручением, в котором неверно указан код бюджетной классификации, не является надлежащим исполнением обязанности по перечислению налога. Арбитражная практика, преимущественно, придерживалась противоположного подхода.
Рассмотрим пример.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности налогового агента, в ходе которой установлен факт неперечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Налоговый агент привлечен к ответственности по статье 123 НК РФ.
В силу статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ налоговый агент обязан исчислить налог на доходы физических лиц, удержать его из дохода, выплаченного налогоплательщику и уплатить в бюджет указанную сумму.
В силу статьи 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
НК
РФ не предусматривает
Как
установлено судом и
Таким образом, налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имелось оснований для привлечения налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ13.
К аналогичным выводам также, например, пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 29.03.2006 г.: "...налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода бюджетной классификации"14.
Итак, с принятием поправки в подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговым агентам теперь придется более внимательно следить за правильностью оформления платежных поручений, так как обязанность налогового агента будет считаться исполненной только при перечислении сумму удержанного налога на соответствующий код бюджетной классификации.
2.
Второй существенной поправкой,
Ранее такая обязанность налогового агента прямо не была зафиксирована в НК РФ.
Отсутствие такой нормы, очевидно, не соответствовало другим статьям НК РФ.
Так
подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ закреплено
право налоговых органов
В случае, когда российская организация или индивидуальный предприниматель приобретают у иностранного лица активы либо берут их на реализацию в качестве комиссионера, агента, поручителя, на них могут быть возложены обязанности налогового агента.
В пунктах 1, 2 и 5 ст. 161 НК РФ говорится о ситуациях, когда российская организация или индивидуальный предприниматель признаются налоговыми агентами по отношению к иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Это случаи, когда:
- данные лица приобретают у иностранного лица товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ (п. 2);
-
при реализации иностранным
Пункты 2 и 5 ст. 161 НК РФ возлагают на налогового агента обязанности исчислить сумму НДС, удержать ее из доходов налогоплательщика и перечислить в бюджет. Для российских организаций и индивидуальных предпринимателей очень важно оперативно определить, признаются ли они налоговыми агентами по отношению к иностранным контрагентам.
Налоговыми агентами в рассматриваемых ситуациях являются в том числе лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, а также лица, применяющие специальные режимы налогообложения.
Авторы указывают, что необходимо обратить внимание на этот момент, служит Постановление ФАС ВВО от 05.07.2007 N А82-9088/2006-1415. Суд рассмотрел ситуацию, когда иностранная организация оказала услуги российской компании и последняя не уплатила НДС. Судебная инстанция установила, что иностранная организация состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС РФ по г. Санкт-Петербургу, но осуществляет не коммерческую деятельность, а представительские функции головной организации, находящейся в Швеции. В связи с отсутствием у данной фирмы обязанности по исчислению и уплате налогов суд пришел к выводу о том, что иностранная организация не состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Поэтому он посчитал, что российская компания является налоговым агентом и при выплате доходов иностранному лицу должна была удержать НДС16.
Правовой статус налоговых агентов в части предоставленных им прав и возможностей их защиты схож со статусом налогоплательщиков, поскольку:
-
налоговые агенты имеют те
же права, что и
-
обеспечение и защита прав
налоговых агентов
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком.
Специфика правового статуса налоговых агентов определяется их обязанностями.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Так, ст. 120 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения, ст. 123 Налогового кодекса РФ - за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Кроме того, налоговый агент за противоправные деяния может быть привлечен и к уголовной ответственности (например, в случае уклонения от исполнения обязанностей налогового агента (ст. 199 УК РФ)).
Важно
отметить, что со 2 сентября 2010 года
действует положение, закрепленное
в п.3.1 ст. 24 НК РФ: "Налоговые агенты
несут также другие обязанности,
предусмотренные настоящим
Данная
поправка закрепляет открытый характер
перечня обязанностей налоговых
агентов. Дело в том, что при исчислении
и уплате некоторых налоговых
платежей основными участниками
соответствующих налоговых
Такой открытый перечень уже закреплен в ст. 23 и 32 Кодекса применительно к обязанностям налогоплательщиков и налоговых органов.
Итак, к обязанностям налоговых агентов относятся:
1.
Правильно и своевременно
2.
В течение одного месяца
3.
Обязанность вести учет по
всем налогоплательщикам