ify">
Объективная
сторона состава преступления, предусматривающего
уголовную ответственность за сокрытие
денежных средств либо имущества, за
счет которых должно производиться
взыскание налогов (статья 199.2 УК РФ),
выражается в сокрытии. В диспозиции
статьи 199.2 УК РФ не дается легального
определения данному понятию, таким образом,
нет четкого понимания, какие деяния подпадают
под состав рассматриваемого преступления.
Представляется,
что правильно под сокрытием понимать:
«фактическое утаивание денежных средств
или имущества, выражающееся в форме действия,
то есть утаивание информации о них, содержащейся
в документах (бухгалтерские и иные учетные
документы), либо бездействие в форме несообщения
такой информации, когда ее носителем
выступает человек».
Подводя
итог, можно сделать следующие
выводы: несмотря на то, что в Уголовном
кодексе Российской Федерации были
установлены нормы, на основании
которых можно было привлечь налогового
агента за неисполнение обязанностей
к уголовной ответственности, законодатель
выводит данное преступление в отдельный
состав, тем самым показывает значимость
последствий, совершаемых деяний.
Данный
состав имеет ряд отличительных
признаков, таких как:
1.
Неисполнение обязанностей налогового
агента отграничивается от других
составов, предусматривающих ответственность
за уклонение от уплаты налогов, и выделяется
в отдельный самостоятельный состав преступления.
Основной отличительной чертой будет
субъект преступления - налоговый агент
(отграничение от ст.ст. 198 и 199 УК РФ).
2.
Неисполнение обязанностей налогового
агента причиняет вред не только собственным
работникам и организации, где он является
руководителем, но и государству (отграничение
от ст.ст. 159, 160 и 201 УК РФ).
3.
Деяния, предусмотренные объективной
стороной составов преступлений, предусмотренных
ст.ст. 159 и 160 УК РФ причиняют реальный
ущерб, а деяние, предусмотренное объективной
стороной состава преступления, предусмотренной
ст.199.1 УК РФ влечет за собой последствия
в виде упущенной выгоды.
Заключение
Итак,
результаты исследования, проведенного
в работе, позволяют сформулировать
следующие выводы и предложения:
1.
В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые
агенты - это лица, которые обязаны исчислить
за налогоплательщика налог, удержать
его из доходов налогоплательщика и перечислить
в соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд). При этом необходимо отметить, что
налоговыми агентами по налогу на прибыль
являются российские организации, в том
числе перешедшие на уплату единого налога
на вмененный доход или на упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности,
а также иностранные организации, осуществляющие
деятельность в РФ через постоянное представительство.
Налоговые агенты, по сути, являются посредниками
между налогоплательщиками и государством
(контролирующими органами).
2.
По общему правилу налоговые агенты имеют
те же права, что и налогоплательщики (п.
2 ст. 24 НК РФ). Обязанности налоговых агентов
установлены п. 3 ст. 24 НК РФ. Основная их
обязанность состоит в правильном и своевременном
исчислении, удержании из средств, выплачиваемых
налогоплательщикам, и перечислении в
бюджеты (внебюджетные фонды) налогов
(подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Чтобы исполнить
эту обязанность, налоговый агент должен
иметь возможность удержать налог. Для
этого налоговому агенту необходимо иметь
в своем распоряжении денежные средства
налогоплательщика.
3.
Неисполнение налоговым агентом (источник
дохода) обязанности по уплате налога
за иностранную организацию, не имеющую
в России постоянного представительства
и не состоящую здесь на налоговом учете,
может повлечь следующие последствия:
- взыскание из собственных средств налогового
агента сумм налога. Данная мера возможна
только в случае, если сумма налога была
удержана агентом из доходов иностранной
организации, но не была перечислена в
бюджет. Что касается возмещения НДС, то
налоговый агент, уплативший налог за
иностранную организацию из собственных
средств, может как покупатель получить
соответствующий вычет;
- уплату штрафа (взыскивается независимо
от того, удержал налоговый агент сумму
налога из дохода иностранной организации
или нет);
- взыскание пеней из средств налогового
агента, если сумма налога была удержана
им из доходов иностранной организации,
но не была перечислена в бюджет. Велика
вероятность взыскания пеней из средств
налогового агента и в случае, когда он
не удержал сумму налога из доходов иностранной
организации, а в соответствии с законом
был обязан это сделать. В то же время противоречивость
судебной практики по данному вопросу
позволяет налоговому агенту надеяться
на то, что суд примет его сторону и запретит
взыскание пеней.
4.
Проведенный анализ позволил
заключить, что правовой статус налоговых
агентов имеет двойственную природу:
- с одной стороны, налоговые агенты вступают
во взаимоотношения с налогоплательщиками
в качестве представителей налоговых
органов, не пользуясь при этом государственно-властными
полномочиями;
- с другой стороны, налоговые агенты являются
участниками финансово-хозяйственного
оборота, что влечет возникновение объектов
налогообложения и наделяет их статусом
налогоплательщика.
Можно
заключить, что налоговые агенты относятся
к специфической категории субъектов
налоговых правоотношений, которые, реализуя
частные и публичные интересы в сфере
налогообложения, одновременно выполняют
функции по содействию органам налогового
администрирования и налогоплательщикам
в части уплаты налогов.
По
итогам проведенного анализа, представляется
возможным предложить внести изменения
в диспозицию ст. 199.1 УК РФ и сформулировать
ее следующим образом: «Статья 199.1. Неисполнение
обязанностей налогового агента 1. Неисполнение
в личных интересах обязанностей налогового
агента по исчислению, удержанию или перечислению
налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах исчислению, удержанию
у налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд), совершенное в крупном размере».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые
акты
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская
газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
- Налоговый
кодекс Российской Федерации часть
первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями
от 7 марта 2011 г.)// Собрание законодательства
Российской Федерации от 3 августа 1998 г.
N 31 ст. 3824.
- Налоговый
кодекс Российской Федерации часть
вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями
от 7 марта 2011 г.)// Собрание законодательства
Российской Федерации от 7 августа 2000 г.
N 32 ст. 3340.
- Гражданский
кодекс Российской Федерации часть первая
от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями
от 27 июля 2010 г.)// Собрание законодательства
Российской Федерации от 5 декабря 1994 г.
N 32 ст. 3301.
- Гражданский
кодекс Российской Федерации часть
вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, (с
изменениями от 27 июля 2010 г.) Собрание
законодательства Российской Федерации
от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
- Гражданский
кодекс Российской Федерации часть
третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и
(с изменениями от 22, 23 июля
2008 г.)//Собрание законодательства Российской
Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 27 июля
2010 г.)// Собрание законодательства Российской
Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.
- Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации
от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями
от 22 июля 2008 г.)// Собрание законодательства
Российской Федерации от 29 июля 2002 г.
N 30 ст. 3012.
- Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (с изменениями
от 23 июля 2008 г.)//Собрание законодательства
Российской Федерации от 6 октября 2003 г.
N 40 ст. 3822.
- Закон РФ
от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"
(с изменениями от 1, 3 декабря 2007 г.)// Российская
газета от 5 июня 1993 г. N 107.
- Приказ
Федеральной налоговой службы от
27 апреля 2007 г. N ММ-3-25/267@ "Об утверждении
Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков"//
Учет. Налоги. Право" - "Официальные
документы" от 12 июня 2007 г. N 22.
- Приказ
Федеральной налоговой службы от
9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении
Регламента организации работы с налогоплательщиками,
плательщиками сборов, страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
и налоговыми агентами" (с изменениями
от 31 июля 2006 г., 11 января 2007 г.)// Нормативные
акты для бухгалтера от 4 октября 2005 г.
N 19.
- Приказ
Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 102н "О создании
Межведомственной комиссии по координации
взаимодействия Минфина России и ФНС России
в налоговой сфере"// Учет. Налоги. Право
- "Официальные документы" от 6 сентября
2005 г. N 32.
- Письмо
Минфина РФ от 3 августа 2005 г. N 03-06-02-02/57
"О порядке установления и введения
местных налогов"// Учет. Налоги. Право
- "Официальные документы" от 30 августа
2005 г. N 31.
- Письмо
МНС РФ от 11 февраля 2002 г. N ШС-6-14/166 "О
неприменении пункта 2 статьи 45 Налогового
кодекса Российской Федерации к
недобросовестным налогоплательщикам"//
Налоги. – 2002. - N 9-10.
Научная
и учебная литература |
- Белых В.С.
Правовое регулирование предпринимательской
деятельности в России. –М.: "Проспект",
2010 .
|
- Борисов Б.А.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации
об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. - М.: Юстицинформ,
2006.
|
- Брызгалин
А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговый
контроль: сложные вопросы, практика применения,
нормативные акты ФНС РФ – М.: "Налоги
и финансовое право", 2007.
|
- Брызгалин
А.В., Головкин А.Н. и др. Обособленные подразделения
организации для целей налогообложения.
- М.: "Налоги и финансовое право",
2008.
|
- Вострикова
Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов.
- М.: "Юстицинформ", 2005.
- Грачева Ю.В.,
Есаков Г.А., Князькина А.К. [и др.]. Комментарий
к Уголовному кодексу Российской Федерации
(постатейный) (под ред. Г.А. Есакова). - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект",
2011
|
- Гуев А.Н.
Постатейный комментарий к Налоговому
кодексу Российской Федерации: Часть первая:
Разделы I-VII: Главы 1-20. – М.: "Экзамен",
2005.
|
- Гусева Т.А.,
Чуряев А.В. Судебная практика по налоговым
спорам. – М.: "Деловой двор", 2008.
- Евтушенко
Виктория Федоровна. Правовое положение
налоговых агентов : Дис. ... канд. юрид.
Наук. М., 2006
|
- Еналеева
И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России:
Учебник. - М.: "Юстицинформ", 2005.
|
- Еналеева
И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России:
Учебник. - "Юстицинформ", 2005.
|
- Зрелов А.П.
1000 актуальных вопросов практики применения
Налогового кодекса Российской Федерации:
Настольный справочник добросовестного
налогоплательщика. - М.: "Юрайт-Издат",
2007.
|
- Захаров
А. Налоговое право ЕС. Актуальные проблемы
функционирования единой системы. М.: Волтерс
Клувер, 2010.
- Зуйкова
Л., Карсетская Е. Налогоплательщики, налоговые
агенты //Экономико-правовой бюллетень.
– 2007. - N 1.
|
- Караханян
С.Г., Баталова И.С. "Налоговые споры:
проблемы, анализ, решение". – М.: "Бератор-Паблишинг",
2008.
|
- Колчин С.П.
Налогообложение. Учебное пособие. -
М.: "ИПБ-БИНФА", 2002.
|
- Комментарий
к Кодексу Российской Федерации об административных
правонарушениях. (5-е изд., перераб. и доп.)
(под общ. ред. Е.Н. Сидоренко) – М.: "Проспект",
2006.
|
- Комментарий
к Налоговому кодексу РФ части первой
(в редакции Федерального закона от 9 июля
1999 г.) (под общ. ред. Г.В Петровой) - М.:
"НОРМА-ИНФРА.М", 1999.
|
- Комментарий
к Конституции Российской Федерации (под
общ. ред. Л.В. Лазарева). – М.: Система ГАРАНТ,
2007.
|
- Корнаухов
М.В. "Недобросовестность налогоплательщика"
как судебная доктрина. – М.: Система ГАРАНТ,
2006.
|
- Королева
И.Б. Презумпция добросовестности в сфере
налоговых правоотношений // Судебно-арбитражная
практика Московского региона. Вопросы
правоприменения. – 2005. - N 3.
|
- Красноперова
О.А. Налоговые освобождения для физических
лиц. – М.: "ГроссМедиа", 2006.
|
- Крохина
Ю.А. Налоговое право. М.: Юнити Дана, 2009.
|
- Кузнецова
В.А. Индивидуальный предприниматель учет,
регистрация, налогообложение. - М.:
"Бератор-Паблишинг", 2008.
|
- Лермонтов
Ю.М. Справочник по упрощенной системе
налогообложения. – М.: Система ГАРАНТ,
2007.
- Митюкова
Э.С. Налоговые агенты - обязанности и ответственность
//Консультант бухгалтера. – 2009. - N 5.
- Морозов
А.С. Правовой статус налогового агента//
Законодательство. - 2000, № 7
|
- Налоги и
сборы России в вопросах и ответах (под
ред. А.А. Ялбулганова) – М.: Система ГАРАНТ,
2006.
|
- Налоговый
процесс: учебное пособие (под ред. А.Н.
Козырина). - М.: ЦППИ, 2007.
|
- Полякова
О.Н. Защита прав субъектов предпринимательства:
совершенствование системы// Налоговая
проверка. – 2010. - № 3.
|
- Правовое
регулирование налогообложения в Российской
Федерации (под ред. А.Н. Козырина). -
М.: "ЦППИ", 2007.
|
- Саркисов
К.К., Зрелов А.П., Краснов М.В. Налогоплательщик:
защита, контроль и привлечение к ответственности
(под ред. К.К. Саркисова). - М.: "Статус-Кво
97", 2007.
- Саркисов
А.К. Уголовно-правовые конфликты в сфере
налоговой деятельности: монография –
М.: Аксон, 2004.
|
- Скрипниченко
В. Налоги и налогообложение. - М.: "Питер",
"БИНФА", 2007.
|
- Толкушкин
А.В. Комментарий (постатейный) к Налоговому
кодексу Российской Федерации (части первой)
от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. – М.: Система ГАРАНТ,
2005.
|
- Толкушкин
А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному
закону от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах
на имущество физических лиц". – М.:
Система ГАРАНТ, 2006.
|
- Толкушкин
А.В. Комментарий к главе 23 Налогового
Кодекса Российской Федерации "Налог
на доходы физических лиц" (с изменениями
и дополнениями) - М.: "Экономистъ",
2005.
- Феоктистов
И.А., Филина Ф.Н. Полное практическое руководство
по упрощённой системе налогообложения.
Под ред. А.В. Касьянова. - М.: "ГроссМедиа":
РОСБУХ, 2011.
|
- Финансовое
право России: альбом схем (под ред. проф.
А.Н. Козырина). – М.: Система ГАРАНТ, 2008.
|
- Хамицаева
Ю.А. Комментарий к главам 5-6 Налогового
кодекса Российской Федерации. - М.:
Система ГАРАНТ, 2007.
- Хуснутдинова
Е. В. Уголовная ответственность налоговых
агентов. Автореферат. М., 2008.
|
- Ялбулганов
А.А. Налоги и сборы России в схемах и таблицах.
–М.: Система ГАРАНТ, 2007.
|