Формирование ассортимента товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения курсовой работы являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров.
Предмет изучения – ассортимент товаров.
Цель работы – изучить являются факторы формирования оптимального ассортимента товаров и пути совершенствования факторы формирования оптимального ассортимента товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 4
1 Факторы формирования ассортимента товаров……………………………. 6
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента …………………........ 6
1.2 Совершенствование формирования ассортимента товаров …………….. 15
2 Потребности как фактор формирования оптимального ассортимента товаров………………………………………………………………………….. 19
2.1 Спрос как способ выражения потребностей населения…………………. 19
2.2 Прогнозирование покупательского спроса: методы и приемы прогнозирования……………………………………………………………….. 24
3 Исследование факторов формирования ассортимента товаров в ОАО «ЦУМ-Минск»…………………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………... 37
Список используемых источников……………………………………………. 39
Приложение А Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации………………………………………………... 41
Приложение Б Графическое представление распределения товаров на области А, В, С……………………………………………...... 42
Приложение В График зависимости объемов продаж от структуры торгового ассортимента……………………………………... 43
Приложение Г Обязательный ассортиментный перечень товаров секции «Инструменты»………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 185.64 Кб (Скачать)

  Наряду  с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение  его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является  коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:

                                            Оn

                                           Ку = 1 - ---------,                                                  (1.1)

                                             nxa

  где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

  Оn – количество разновидностей товаров  отсутствующих в продаже в  момент проверок (из предусмотренных  разработанным ассортиментным перечнем товаров);

  a - количество разновидностей товаров,  предусмотренных разработанным  ассортиментным перечнем;

  n - количество проверок.

  При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует  исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

  Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже

  • для универсамов и гастрономов - 0,90;
  • для универмагов - 0,80;
  • для магазинов обуви и одежды - 0,75;
  • для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.

  Широкий и устойчивый ассортимент товаров  в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров. [2, с. 292]

  Так же применительно к области формирования и размещения товаров в магазинах  заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, ФРГ, Канады.

  Численность ассортиментных позиций в магазинах  этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в  процентном соотношении 66:34.

  Ассортимент продовольственных товаров расширяется  в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных  пекарен, а также продукции отделов  кулинарии, которые функционируют  в 81% продовольственных магазинов  самообслуживания США.

  Особое  внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в  магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные  открытки, кухонную посуду, писчебумажные  товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и  постельное белье, драпировку, бытовые  машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии  и гигиены.

  Во  Франции ассортимент товаров  в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м кв. насчитывает 3000 позиций, из них 1700 - бакалейные товары, 500 - замороженные и молочные продукты, 130 - овощи и  фрукты, 180 - гастрономические продукты, 100 - мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров. [5, с. 112]

  Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв.м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53 %, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Длина выкладки - 170 погонных метров.

  Из  изложенного можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей эффективности  ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент  обновления и коэффициент устойчивости ассортимента.

  Но, несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.

  Считается, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический  признак ассортимента товаров, который  не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности  развития спроса и другие условия.

  Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры  ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как  сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному  учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.

  Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной  ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади  магазина, объемов товарооборота. Важными  факторами, обеспечивающими полноту  ассортимента, являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке  товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар  крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень  надежности.

  Для повышения социального уровня торгового  обслуживания торгово-оперативные  работники магазинов должны уделять  особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует  о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.

  Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия  наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может  быть определен как коэффициент  обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

  Расчеты устойчивости ассортимента позволяют  судить об отсутствии перебоев в продаже  отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок  в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации  товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность  ассортиментной политики розничного предприятия.

  Анализ  широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных  данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью. 

  1.2 Совершенствование  формирования ассортимента  товаров 

  Рост  объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.

  Увеличение  массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения  в той местности, в которой  функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так  как обслуживаемое сельское население  имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и  просчеты в этой области могут  привести к сокращению количества продаваемых  товаров по причине не востребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и  формирование на их основе товарного  предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.

  Объем товарной массы неразрывно связан с  ее внутренним содержанием или ассортиментом.

  Чем более качественно подобран ассортимент  товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет  получена. Ассортиментная политика торгового  предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного  обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

  Ассортиментная  политика торгового предприятия  имеет комплексный характер. Игнорирование  одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные  усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под  пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу  новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным  просчетом необходимости и эффективности  этого внедрения.

  В условиях рыночной экономики, когда  предложение превышает спрос, значительно  повышается значение процесса формирования ассортимента.

  В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров  нескольких отраслей промышленности и  сельского хозяйства, исходя из специализации  розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

  Формирование  товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей  коммерческие работники розничной  торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество  общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание  торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим  факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические  факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район  деятельности, условия снабжения  товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в  районе, наличие конкурентов.

  В условиях рыночной экономики нет  четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим  образом удовлетворить спрос  покупателей, обеспечить получение  необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных  условий. Поэтому коммерческие работники  потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей  они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого считается возможным  использовать широко применяемый в  рыночной экономике метод АВС-анализа.

  Данный  метод позволяет определить оптимальное  соотношение групп и видов  товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории  по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

  В качестве критериев оценки выбраны  прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения.

  Деление торгового ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении  категорий "А", "В", "С" в  соответствии с условиями АВС-анализа.

  Анализ  результатов можно произвести в  следующей последовательности. Расположить  товарные группы в порядке убывания прибыли. В категорию "А" включить товарные группы, которые в сумме  дают около 70% прибыли, в категорию "В" – 25% прибыли, в категорию "С" – 5% прибыли. Для каждой категории  подсчитать общее количество входящих в нее ассортиментных позиций  и определить их долю в номенклатуре торгового ассортимента. В соответствии с этим можно сделать вывод  о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории.

  В дальнейшем, с каждой отдельно взятой категорией, произведить подобные действия по другому критерию – товарообороту, а каждые сформированные категории  по товарообороту, в свою очередь, проранжировать и разбить на категории по издержкам.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров