Территориальная организация местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ понятия «муниципальное образование» и выделение основных аспектов, связанных с реализацией данного понятия на практике.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Проследить историческое развитие понятия муниципального образования и провести параллель с современной ситуацией;
Раскрыть сущность и основные характеристики понятия муниципального образования, провести классификацию муниципальных образований;

Содержание

Введение………………………………………………...…………….…............3
1. Муниципальное образование (МО) как единица местного самоуправления в РФ………………………………………………………………….……………5
1.1. МО: исторический аспект…………………………………………………..5
1.2. Современные МО: понятие, сущность, виды………..………………...…10
2. Проблемы территориальной организации МО……………….………….....16
2.1. Критерии формирование МО…………………….....................................16
2.2. Проблемы изменения границ МО………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ПАГС ГМУ.docx

— 60.02 Кб (Скачать)

     В том случае, если изменение границ муниципальных районов и поселений  не влечет переход населенных пунктов  к территориям других муниципальных  районов и поселений, проведение местного референдума, голосования  жителей или схода граждан  не требуется. Мнение населения в  этом случае выражает соответствующий представительный орган местного самоуправления.

     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» четко определяет, что под преобразованием муниципальных  образований понимается процесс, протекающий  в следующих формах:

  1. Объединение муниципальных образований;
  2. Разделение муниципальных образований;
  3. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа;
  4. Изменение статуса городского округа в связи с  лишением его такого статуса.

     При преобразовании муниципальных образований  существует определенный процессуальный порядок производства:

  1. Выдвижение инициативы об изменении границ муниципального образования;
  2. Выявление мнения населения;
  3. Проведение голосования;
  4. Принятие закона субъекта РФ об изменении границ муниципального образования;
  5. Внесение изменений в устав муниципального образования;
  6. Внесение изменений в государственный реестр муниципальных образований РФ.21

     Территориальная организация местного самоуправления подвержена определенной динамике. Следует  учитывать, что  любое созданное  муниципальное образование может  быть в дальнейшем преобразовано  или упразднено. В отличие от преобразования, процесс упразднения муниципального образования предполагает утрату местным  сообществом, на базе которого было создано муниципальное образование, способности к самостоятельному осуществлению местного самоуправления.

     Вес муниципальные образования на территории РФ, в том числе и вновь созданные, должны быть внесены в государственный  реестр муниципальных образований. Внесение муниципального образования  в государственный реестр подтверждается выдачей свидетельства установленного образца. Упраздненные муниципальные  образования подлежат исключению из государственного реестра.

     В настоящее время в связи с  проводимой реформой государственного и муниципального управления, а также  финансово-экономическими преобразованиями проблема территорий муниципальных  образований приобрела особую остроту. Сложность вопросов, возникающих  в данной области, и правовые пробелы, с которыми сталкиваются субъекты РФ, приводят к необходимости участия  федерального законодательства в их решении. Поэтому закон предпринимает  попытку прямого регулирования  территориального устройства, несмотря на то, что Конституцией РФ данная сфера  выведена за рамки компетенции РФ.

     Изменение границ территорий муниципальных образований  и их статуса повлекло за собой  процесс перераспределения объектов муниципальной собственности и  финансовых потоков местных бюджетов, а также реструктуризацию органов  местного самоуправления.22

      Таким образом, с начала реформы местного самоуправления и по настоящее время  происходит процесс преобразования территориальных единиц местного самоуправления. При этом данный процесс четко  урегулирован законодательством и  имеет место только в тех случаях, когда изменение границ будет  носить целесообразный характер и соответствовать  интересам и потребностям местного населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, процесс развития и становления  местного самоуправления в нашей  стране имеет долгую историю. И муниципальные  образования существуют с самого начала этой истории, поскольку являются основой для функционирования местного самоуправления. Несмотря на то, что в разные периоды истории система местного самоуправления то достигала наибольшего расцвета, как в земской модели, то практически отсутствовала, как при советской власти, но, так или иначе, территория страны всегда делилась на мелкие единицы, которые в разной степени имели самостоятельность, но при этом всегда являлись основой для обеспечения жизнедеятельности населения всего государства.

     Современное муниципальное образование можно  определить как субъект права, наделенный законом некоторыми функциями публичной  власти и составляющий наряду с государственными образованиями категорию публично-правовых. Чтобы иметь статус муниципального образования субъект должен соответствовать характеристикам, установленным законом: численности и плотности населения, территориальному размещению, наличию общих интересов у населения, проживающего на данной территории, наличию определенной инфраструктуры и т.д.

     Муниципальные образования, как и местное самоуправление, не входят в систему государственной  власти и не могут считаться государственными образованиями. К числу муниципальных  образований законодатель относит: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской  округ, внутригородская территория городов федерального значения.

     Таким образом, система муниципальных  образований на сегодняшний момент унифицирована и позволяет более  эффективно осуществлять реформу местного самоуправления.

      Для всех муниципальных образований  существует единая процедура преобразования границ и статуса муниципальных  образований. И на сегодняшний момент наблюдается обратный процесс тому, что произошел с принятием Федерального закона  от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - процесс укрупнения муниципальных образований. Так до принятия закона в Российской Федерации насчитывалось 11436 муниципальных образований. После принятия закона их численность увеличилась до 24508. На сегодняшний момент насчитывают 23907 муниципальных образований. Таким образом, численность муниципальных образований в Российской Федерации постепенно сокращается.

      Кроме того, нужно сказать, что новый  закон о местном самоуправлении разрешил принимать статус муниципального образования даже самым мелким населенным пунктам, вследствие чего численность  муниципальных образований так  увеличилась и 84% из них – сельские поселения – наиболее мелкие муниципальные  образования с небольшой численностью жителей.

      И в конце необходимо добавить, что  в России на данный момент разработана  вся необходимая правовая, экономическая, финансовая и другие базы для того, чтобы муниципальное образование  было эффективной формой осуществления  местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года)//"Российская газета", N 237, 25.12.1993.
  2. Закон РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР"//"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.07.1991, N 29, ст. 1010
  3. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//"Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822
  5. Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы развития//«Черные дыры « в российском законодательстве. – 2010. – №5. – с.15-18
  6. Еременко Л.А.Реформа местного самоуправления: проблемы территориальной организации и формирования органов управления// Реформа местного самоуправления : опыт и перспективы социально-экономического развития территорий. – Хабаровск: ДВАГС, 2007 – ч.2. – с.103-109
  7. Золотарева А. Инновационная стратегия развития муниципальных образований// Предпринимательство. – 2010. - №5. – с.62-68
  8. Кузьмин М.Л. Объединение муниципальных образований: вопросы совершенствования правового регулирования/ / «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. - №6. – с.10-12
  9. Маркварт Э. К вопросу об укрупнении муниципалитетов. Общий взгляд// Местное право. – 2010. - №3. – с.3-8
  10. Морозова Т.Г. Утверждение границ населенных пунктов в составе генерального плана// Вопросы местного самоуправления. – 2010. - №10. – с.176-171
  11. Невинский В.В., Казанцева О.А. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правового регулирования// Российская юстиция. – 2010. - №11. – с.5-10
  12. Новиков А.А. основные особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях//«Черные дыры» в российском законодательстве. – 2010. - №1. – с.17-19
  13. Самандина Л.В. Проблемы реализации принципов территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации// Реформа местного самоуправления : опыт и перспективы социально-экономического развития территорий. – Хабаровск: ДВАГС, 2007 – ч.2. – с.250-254
  14. Скрябин С. Не вернуть ли районы государству?// Российская Федерация сегодня. – 2010. - №4. – с.34
  15. Татаринцев М.Е. Муниципальное образование как публичная организация, финансирующая производство и предоставление общественных благ// Финансы и кредит. – 2010. - №18. – с.59-66
  16. Чертков А.Н. Административно-территориальный процесс как часть территориального процесса в Российской Федерации// государственная власть и местное самоуправление. – 2010. - №9. – с.11-14
  17. Муниципальное образование как субъект права/ О.И.Баженова. – М.: Моск. ун-т, 2010
  18. Муниципальное право России: учебник/В.И.Васильев. – М.: Юстицинформ, 2008
  19. Муниципальное право Российской Федерации : учеб./ Шугрина Е.С. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
  20. Муниципальное управление: учеб. пособие/ В.Н.Парахина, Е.В.Гапеев, Л.Н.Ганшина. – М.:КНОРУС, 2007
  21. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации/ под ред. В.В.Володина. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006
  22. Основы организации муниципального управления: учебное пособие/ С.Ю.Наумов, А.А.Подсумкова. – М.: ФОРУМ, 2009
  23. Система муниципального образования: учебник/ А.А.Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КноРус, 2010
  24. Система муниципального управления: учебник/ под ред. В.Б.Зотова. – 4-е изд. испр. и доп. – СПб.:Питер, 2008
  25. Управление муниципальным образованием: учеб. пособие/ С.М.Киричук: Сев.-Зап. акад. гос. службы. – СПб.: СЗАГС, 2008

Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления