Детская жестокость как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику жестокости в подростковом возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

Дать определение понятия «жестокости»
Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
Выяснить причины возникновения и механизм действия жестокости у подростков
Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление жестокого поведения
Выявить факторы, влияющие на подростковую жестокость
Предложить технологии и методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков
Дать точную статистику криминальных подростков

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1 Глава. Понятие, сущность и причины детской жестокости

1.1 Жестокое поведение подростков…………………………………………6

1.2 Детская жесткость и ее причины…………………………………………9

2 Глава. Меры и профилактика детской жестокости

2.1 Методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков……………………………………………………………………..13

2.3 Жестокость несовершеннолетних на примере РФ………………………18

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы …………………………………………..23

Приложение 1…………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 3 курс.DOC

— 154.00 Кб (Скачать)
 

 РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 Филиал  в г. Чебоксары 
 
 

 Кафедра истории, теории и технологии

 социальной  работы 
 
 
 

 К У Р С О В  А Я       Р А Б О Т  А  
 

 по  дисциплине теория социальной работы

 на  тему:  ДЕТСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ КАК  СОЦИЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 
 
 

 Выполнила студентка

 факультета  социальная работа

 группы  ДС-11-06

 Штогрина  Екатерина Ивановна 
 

 Научный руководитель

 ст. пр. Петрова А.В. 
 
 

   Сдана______________________                           
 

 Допущена  к защите______________________ 
 

 Оценка______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧЕБОКСАРЫ

 2008

 ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 
 
 

Введение……………………………………………………………………….3

1 Глава.  Понятие, сущность и причины детской жестокости

1.1 Жестокое поведение подростков…………………………………………6

1.2 Детская жесткость и ее причины…………………………………………9

2 Глава.  Меры и профилактика детской жестокости

2.1 Методы профилактики и коррекции жестокого поведения  у подростков……………………………………………………………………..13

2.3 Жестокость несовершеннолетних на примере РФ………………………18

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой  литературы …………………………………………..23

Приложение 1…………………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 Актуальность  данной темы высока, фактически каждый день мы видим какие разборки и  убийства происходят в школе. Сразу  возникает мысль: «Ведь это только несформировавшиеся до конца личность, а что же будет дальше?»

 Предметом данной работы является – жестокость.

 Объектом  являются жестокие (девиантные) подростки. Как проблема социальной работы (криминальные, жестокие  действия). Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику жестокости в подростковом возрасте.

 Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

        • Дать определение понятия «жестокости»
        • Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
  • Выяснить причины возникновения и механизм действия жестокости у подростков
  • Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление жестокого поведения
  • Выявить факторы, влияющие на подростковую жестокость
  • Предложить технологии и методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков
  • Дать точную статистику криминальных подростков
 

 Жестокость – человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия. [19;198]

 Жестокость  - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

 В современном  мире она везде ну по край ней  мере мы так считаем, но мы бы не когда  не подумали, что она может поселиться или так выразиться завестись в самом как нам кажется… в.. детях самых непорочных и святых существах как нам кажется но к сожалению нет. Я готова вас разочаровать она теперь и в них. Она проявляется со всех сторон как это возможно. Они издеваются над животными, взрослыми, такими же, как они. Всегда боялась этот возраст 8-17 лет самый непредсказуемых и не понятный мне возраст, когда они доказывают себе, но главное окружающим что они сами по себе они самостоятельны. Доказывают они это на самой жестокой манере показывая, что они  никого и никогда не бояться. Самое страшное когда они доказывая,  задевают,  и влияют на отношение родителей - это самое страшное и беспощадное . Может мы все  такие были и понимаем как же мы все таки были глупы и не понимали всего.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

 Довольно  быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и  жестокость им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, работниками социальной защиты). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1 Глава.  Понятие,  сущность и причины  детской  жестокости

 1.1 Жестокое поведение подростков. 

 Проблема  жестокости одна из самых значительных проблем в социальной работе. В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления жестокости являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей.

 Многое  зависит от реакции взрослых: они  могут мгновенно выполнять все  требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в  себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным. [32; 5]

 Необходимо  учитывать все многообразие подходов к интерпретации термина «жестокость».

 Наиболее  распространенными являются определения:

 3. насильственные, захватнические действия;

 4. реакция  на стресс, вызванная угрозой; 

 5. акт,  который принимает разные формы,  но его цель состоит в нанесении  ущерба индивиду или тому, что  отождествляется с ним; 

 6. любой  вид поведения, приносящий вред другому, любое действие, имеющее цель нанесения вреда другому;

 7. индивидуальное  или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение  другого человека или группы  людей; 

 8. реакция  на возбуждение, направленный  на достижение различных целей.  
 

Особенности жестоких детей и подростков:

1. Жертвами  агрессии становятся близкие  люди - родные, друзья и пр. Это  своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены  на разрыв кровных связей - жизненной  основы существования человека.

2. Далеко  не все жестокие дети воспитываются  в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных  и заботливых родителей.

3. Жестокость  часто возникает без реального  повода. 

 Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (нарушение общественного порядка, вандализм, убийство и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов жестокого поведения.

Часто жестокое поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

Многие  жестокие поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных, следственных органов и социальных работников и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов и проявлений, как жестокость.

Сравнение степени выраженности различных  компонентов жестокого поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической жестокости, а у девочек - к прямой косвенной жестокости.

Говоря  об особенностях жестокости в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров жестокого поведения для большинства детей.

Жестокое  поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.

Для семей, из которых выходят жестокие дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности. Но таких людей в дальнейшем практически не возможно исправить. Хотя в сфере социальной помощи делается все возможное, но об этом в следующей главе подробнее.

На становление  жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению. Подростки получают сведения об жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников. Кроме общества и семьи существует множество причин детской жестокости об этом в следующем пункте. 

1.2 Детская жесткость и ее причины

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Информация о работе Детская жестокость как социальная проблема