Детская жестокость как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику жестокости в подростковом возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

Дать определение понятия «жестокости»
Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
Выяснить причины возникновения и механизм действия жестокости у подростков
Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление жестокого поведения
Выявить факторы, влияющие на подростковую жестокость
Предложить технологии и методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков
Дать точную статистику криминальных подростков

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1 Глава. Понятие, сущность и причины детской жестокости

1.1 Жестокое поведение подростков…………………………………………6

1.2 Детская жесткость и ее причины…………………………………………9

2 Глава. Меры и профилактика детской жестокости

2.1 Методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков……………………………………………………………………..13

2.3 Жестокость несовершеннолетних на примере РФ………………………18

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы …………………………………………..23

Приложение 1…………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 3 курс.DOC

— 154.00 Кб (Скачать)

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции  жестокости у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и работников социальных служб.

Осуществляется  массовая профилактика жестокого и агрессивного поведения путем реализации различных городских программ - "Дети улиц" и другие.

Вся система работы подкрепляется ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 г.

В процессе профилактики были выявлены оптимальные и результативные формы работы с жестокими подростками:

1. Групповая  и индивидуальная работа, как с подростками, так и с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя);

2. Соучастие  и творческое представление в  социальной жизни (праздники,  отдых в загородных лагерях);

3. Консультирование (телефон доверия, ИпДН);

4. Формы  реабилитации (медикаментозное лечение, психологическая помощь).

Таким образом, для профилактики жестокого поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.  
 

2.2 Жестокость несовершеннолетних на примере РФ.

Родители, напуганные сообщениями о росте  подростковой преступности, наркомании, разврате, стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

8 августа  2006 года 16-летний житель села Туекта  Алтайского края убил главного  редактора омского журнала «Право  на выбор» Александра Петрова,  его жену Алену и двух их несовершеннолетних детей. Преступник хотел покататься на автомобиле «Мицубиси», которым владел г-н Петров. Злоумышленник расстрелял семью из самодельного карабина. Машину с пробитым бензобаком следователи нашли в 140 километрах от места убийства.

19 мая  2006 года в городе Бийске Алтайского  края суд приговорил четырех  несовершеннолетних преступников  к срокам от шести до десяти  лет лишения свободы за грабежи,  убийства и изнасилования, совершенные  с особой жестокостью (всего  10 особо тяжких преступлений). Одну из своих жертв злодеи убили, воткнув ей кол в глаз.

10 мая  2006 года в городе Володарке  Брянской области три несовершеннолетние  девушки (одна 17 и две 16 лет)  убили 22-летнюю студентку одного  из брянских вузов. На теле  пострадавшей следователи зафиксировали множественные ножевые ранения и рубленые раны головы. Погибшая находилась в гостях у одной из убийц. Причиной происшествия стала бытовая ссора.

Отсутствие  сдерживающих факторов и либеральное  законодательство привели к тому, что в последнее время практически во всех регионах страны отмечается рост убийств, совершенных тинейджерами, и настоящий шквал рецидивных преступлений. «Только за 6 месяцев 2007 года несовершеннолетние совершили в Москве около 1,7 тысячи преступлений, что на 279 меньше аналогичного периода 2005 года. Зам. начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Москвы Денис Репкин.– Однако за тот же период подростки уже совершили 18 убийств (за аналогичный период 2005 года – лишь 11).

Если  разложить детский криминал по возрастному цензу, то группа «14–15» лет совершила 450 преступлений, группа «16–17 лет» – более тысячи. Излюбленным промыслом малолетних преступников по-прежнему остаются кражи и уличные грабежи. За полгода дети совершили в Москве около 500 краж, 357 грабежей и 127 разбоев. В большинстве случаев дети воруют или отнимают у сверстников мобильные телефоны, которые затем продают и «спускают» деньги в залах игровых автоматов.

   В усвоении модели жестокого поведения играет роль личностный пример. Эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления жестоких действий со стороны наблюдателя. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к жестокости и к признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям.

   Жестокость в детском возрасте связана с положением ребенка в детском коллективе. [20; 65]

 Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной  деятельности детей. На втором, третьем году обучения изменяются отношение к личности учителя, взаимоотношения в коллективе. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными становятся отношения с одноклассниками.

 Постепенно  в коллективе класса непосредственные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности.

 Личные  взаимоотношения уже в младшем  школьном возрасте являются основой  тесных группировок, так называемых малых групп. Привлекают обычно веселые, живые общительные ребята или спокойные, доброжелательные.

 Обучаясь  в школе, ребенок может также  усваивать опыт агрессивного поведения  через общение с учителем. Агрессивность  детей зависит от стиля взаимодействия учителя с учащимися. В классах, где учитель работает в авторитарном стиле, уровень детской агрессивности выше. Причиной агрессивного поведения детей может стать и фрустрация самого учителя.

 Педагог постоянно имеет дело с детской  агрессией. Любое его замечание о допущенной ошибке в домашнем задании или неуместной форме поведения вызывает фрустрацию. К тому же сам педагог фрустрирован «бестолковостью», «необузданностью» учеников, он ощущает страх за реализацию своих замыслов.

 

Заключение

Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем не только для социальных работников и родителей, но и для общества в целом.

В данной работе я решила все задачи, которые передо мной стояли это:

  • Определение понятия «жестокости»
  • Рассмотрела и дала критический анализ основным теориям и концепциям детской жесткости.
  • Выяснила причины возникновения и механизм действия жестокости у подростков
  • Определила основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление жестокого поведения
  • Предложила технологии и методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков
  • Дали точную статистику криминальных подростков
 

Профилактика  и коррекция с агрессорами, так  или и иначе должна контролироваться не только государством, но так же и  родителями в первую очередь. Последствия могут быть необратимы, смотря на статистику в наше время мы можем только желать лучшего. Работа над такими детьми и подростками нужна основательная и непоколебимая.

Создание  программ, проведение массовых и индивидуальных тренингов среди таких подростков нужна обязательно. Вот что остановит и уменьшит статистику убийств и грабежей малолетних преступников.

В ходе написания  курсовой работы была достигнута цель - изучены модели социально-профилактической работы по предупреждению жестокого поведения детей в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:

В последние  годы научный интерес в работах  российских и зарубежных учёных к  проблемам детской жестокости существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к жестоким действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.

 

Список используемой литературы: 

  1. Федерального  закона РФ от 22.04.2005 N 39-ФЗ «Консультант +»
  2. Федерального закона РФ от 07.07.2003 N 111-ФЗ «Консультант +»
  3. Федеральный закон  РФ (1999). «Об основах системы профилактики
  4. безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «Консультант +»
  5. Постановление правительства РФ от 3 июня 1993г. N 5090-1
  6. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ. Пленум верховного суда РФ» «Консультант +»
  7. Постановление правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 7
  8. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» «Консультант +»
  9. Статистические данные МВД по Чувашской Республики
  10. Аносова А.В. особенности девиантного поведения несовершеннолетних и его профилактика//СОТИС, 2007 - № 6 – С.49-51
  11. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
  12. Баринова А.Н. Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения// СОТИС, 2007 - №6 – С.51-53
  13. Басова Н.Ф. Социальная работа // М:.2008 – с.217-220
  14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995 – с.25-26
  15. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001
  16. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 2006.
  17. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001 – с.21
  18. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- с.17-21.
  19. Даль В.И. /Толковый словарь М:. 2005 – с. 198
  20. Дубровиной И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/М., 2005 – с.63
  21. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.
  22. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
  23. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.
  24. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 2004 – с.256
  25. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 2003
  26. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. -М.:ВЛАДО
  27. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
  28. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.
  29. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. М., 1996.
  30. Мериоганова М.Н. актуальные вопросы соц. работы с подростками группы риска// Соц. работа 1992 - №6 – с. 148-152
  31. Паренс Г. Жестокость наших дней/ Пер. с англ.- М.: изд. дом «Форум», 1997
  32. Послов  Александр Жестокие детки!// Заполярная Правда №128 - с5
 
  1. Савина  О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// http:// www.new.psychol.ru
  2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21
  3. Социальная педагогика. Теория, методика, опыт исследования / Под ред. В.Д. Семёнова.- Свердловск, 2008.

 

Приложение 1 

 
  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число преступлений, совершенных:                
несовершеннолетними  или при их участии 2145 1993 1277 1400 1515 1696 1636 1407
 
 
 
 
 
 
  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Выявлено  лиц, совершивших  преступления - всего 14476 13519 9138 10666 10432 11959 11899 10963
    из них:
               
    по полу:
               
    мужчины
12159 11037 7303 8801 9096 10432 10203 9361
    женщины
2317 2482 1835 1865 1336 1527 1696 1602
    по возрасту во время совершения преступления, лет:
               
     14-15
686 663 377 436 419 507 478 377
    16-17
1351 1125 779 904 953 1122 1035 919

Информация о работе Детская жестокость как социальная проблема