Детская жестокость как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику жестокости в подростковом возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

Дать определение понятия «жестокости»
Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
Выяснить причины возникновения и механизм действия жестокости у подростков
Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление жестокого поведения
Выявить факторы, влияющие на подростковую жестокость
Предложить технологии и методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков
Дать точную статистику криминальных подростков

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1 Глава. Понятие, сущность и причины детской жестокости

1.1 Жестокое поведение подростков…………………………………………6

1.2 Детская жесткость и ее причины…………………………………………9

2 Глава. Меры и профилактика детской жестокости

2.1 Методы профилактики и коррекции жестокого поведения у подростков……………………………………………………………………..13

2.3 Жестокость несовершеннолетних на примере РФ………………………18

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы …………………………………………..23

Приложение 1…………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 3 курс.DOC

— 154.00 Кб (Скачать)

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить  боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

особенности, провоцирующих жестокое поведение  детей, обычно выделяют:

- недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков;

- сниженный  уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную  самооценку;

- нарушения  в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве  случаев жестокое действия детей  дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный  инструментальный или реактивный характер. Проявления жестокого поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда жестокость используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего действия прекращаются.

Основными причинами проявлений детской жестокости являются:

- стремление  привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление  получить желанный результат;

- стремление  быть главным;

- защита  и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

-  получить  самоудовлетворение от жестокого  обращения

Главный источник детской  жестокости – это  Интернет.

Американские  педиатры выявили взаимосвязь между  пропагандой насилия в СМИ  и жестоким поведением среди подростков. Как показало исследование, результаты которого опубликованы в журнале Pediatrics, школьники, увлекающиеся жестокими  видеоиграми и откровенно сексуальными телевизионными шоу, в высшей степени склонны к агрессии, пишет The New York Times со ссылкой на Reuters.

 Причём  наиболее серьёзное влияние на психику  ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно  предположить, что чем больше различных СМИ, пропагандирующих жестокость, доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, интернет-мультиков и компьютерных игр оказалось гораздо слабее влияния интернет-роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей. В 2008 году в Москве вступил в силу приговор городского суда по шокирующему делу: летом 2005 года группа подростков, в том числе и девушка, устроили настоящую изуверскую казнь своего ровесника Сергея Степанова. Всю ночь они пытали свою жертву, пока парень не скончался от ран. Статистика подтверждает, что в целом число правонарушений, совершенных в России подростками, заметно падает. Зато быстро «молодеют» особо тяжкие, изощренные преступления, в том числе умышленные убийства. Работники в сфере социальной защиты с тревогой ожидают в ближайшие годы настоящего всплеска детской жестокости.

Влияние телевизора на жестокое поведение.

В связи  с предложением о том, что современное  телевидение играет существенную роль в формировании агрессивного поведения, было проведено небольшое исследование в МГУ 2004 г. с целью выявления зависимости жестокого поведения от воздействия телевидения.

Для выявления  этой зависимости использовалась анкета, состоящая из 8 вопросов, предназначенная  для определения телевизионных предпочтений и диагностику жестокости. Испытуемыми в этом исследовании были студенты 4-ого курса специальности «Психология».

На основе полученных данных составили портрет  телезрителя юношеского возраста. Он выглядит следующим образом. Такой телезритель в основном проводит время возле экрана телевизора от 2 до 4 часов в день, и в большинстве случаев для отдыха и развлечения. Из предложенных телевизионных развлечений предпочтение отдает художественным фильмам и немного музыки. Наибольшей популярность среди художественных фильмов пользуется комедия. Считают, что на них телевидение практически не влияет. Но даже у отдыхающего, перед экраном телевизора в течение 4-х часов, зрителя можно вызвать очень сильное раздражение.

Итак, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что телевидение, хоть и не существенно, влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее может стимулировать его, вызывая сильное раздражение. 

Причины жестокости - семья.

 Выполнить неприятное задание, тем энергичнее может сопротивляться ребенок. Сопротивление ребенка может со временем войти у него в привычная роль.

Родители  не обеспечивают надлежащего воспитания:

1. Не  устанавливают правил поведения  детей дома.

2. Не  следят за местонахождением детей.

3. Не  применяют соответствующих воспитательных  мер.

4. Не  пытаются разрешать возникающие  проблемы и кризисные ситуации  с помощью компромиссных решений.

Антисоциальное  поведение ребенка: Болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями и т. д. [14; 25]

 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 

2 Глава Меры и  профилактика детской  жестокости

 2.1 Методы профилактики  и коррекции жестокого поведения у подростков 

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[17; 21] Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации юношей и девушек.

Социальные  службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодёжи). К государственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002г. № 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» относятся:

  • Государственные предприятия и учреждения социального обслуживании, которые являются федеральной собственностью и находиться в ведении органов по делам молодежи;
  • Государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации  и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с Примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным  в 2005г. Департаментом государственной  молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов России учредителем служб могут быть органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

  • Учреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации);
  • Муниципальные учреждении, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодёжи).

К учреждениям  органов по делам молодёжи можно  отнести: комплексный центр социального обслуживания молодёжи; центр социально-психологической помощи молодёжи, социальную службу для молодёжи; социальный центр молодежи; центр социальной поддержки молодежи; центр экстренной психологической помощи молодёжи по телефону; молодёжный центр планирования семьи; центр правовой помощи молодёжи; центр информации для молодёжи; подростково-молодёжный клуб; социально-реабилитационный центр для подростков и молодёжи; центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодёжи. В систему учреждений органов по делам молодёжи также входят: молодёжный центр, молодёжная биржа труда, молодёжный бизнес-инкубатор, центр молодёжного предпринимательства, агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодёжи, центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи, центр развития физическое культуры детей и молодёжи. [13; 217]

Проблема  повышения эффективности ранней профилактики в данных учреждениях должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих

    воздействий со стороны ближайшего окружения, которые  обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная  нейтрализация этих неблагоприятных  дезадаптирующих воздействий;

  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Социальные  службы для молодёжи предоставляют  следующие виды услуг: социально-профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико- консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Непосредственно реализацией данных социальных услуг  занимается специалист по социальной работе с молодёжью.

Содержание  деятельности социальных учреждений органов  по делам молодежи представляет собой  систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Социальные  учреждения органов по делам молодёжи осуществляют свою работу по следующим направлениям:

  1. Содействие занятости юношей и девушек. Оно реализует через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодёжи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.
  2. Социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных и групповых форм. К индивидуальным формам социально0профилактической работы можно отнести консультирование со социалистами, беседу, запрос информации, встречи, составление карты, сетевого окружения подростка и т.д. К групповым формам социально-профилактической работы можно отнести лекции, тренинговые упражнения, игровые технологии, дискуссионные формы работы, экскурсии, социально значимую деятельность (акции, мероприятия), коллективно-творческие дела и т.д.
  3. Военно-патриотическое направлении, которое реализует в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. Данное направление воплощается на практике с помощью следующих форм работы с молодёжью: учебные занятия, коллективное творчество (выставки, концерты, конкурсы, фестивали и т.д.), экскурсии, походы, военно-поисковые отряды ит.д.
  4. Организация досуга. Данное направление осуществляется по средствам самореализации юношей и девушек в различных направлениях деятельности, таких как прикладное творчество, социально-полезная (волонтерские объединение), спортивно-оздоровительная, художественно-творческая.

    Содержание  и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодёжи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации.[13; 220]

 Отсюда  возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться социально-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Информация о работе Детская жестокость как социальная проблема