300 лет граненому стакану

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:28, творческая работа

Описание работы

Три столетия назад стекловар из Гусь-Хрустального Ефим СМОЛИН преподнес Петру I стеклянный сосуд c водкой, предварительно похвастав, что он не бьется. Император взял да и грохнул его оземь со словами: «Стакану быть!», а тот взял и разбился

Работа содержит 1 файл

стакан.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Три столетия назад  стекловар из Гусь-Хрустального Ефим СМОЛИН преподнес Петру I стеклянный сосуд c водкой, предварительно похвастав, что он не бьется. Император взял да и грохнул его оземь со словами: «Стакану быть!», а тот взял и разбился

Однако царского гнева не последовало, а народная молва интерпретировала его призыв иначе – «Стаканы бить». С тех пор и повелась традиция бить стеклянную посуду на счастье во время застолья.

Известно, что граненый стакан был утвержден Павлом I как норма  суточной раздачи солдатской «винной порции». Он вмещал ровно 200 граммов хлебного вина. Кроме того, такой стакан было удобнее держать в руках, чем простой гладкий. Полностью лишенный индивидуальности, этот тип посуды отвечал павловской доктрине упорядоченности жизни.

А вот в известном нам виде «гранчик» появился 11 сентября 1943 года (в следующем году граненый советский стакан отметит 70-летний юбилей).

По одной из версий, его  придумала сама Вера Мухина, скульптор, автор знаменитой композиции «Рабочий и колхозница». Якобы Мухиной поставили вполне конкретную задачу – создать такой сосуд для питья, который не отличался бы хрупкостью. Посудомоечные машины тех лет с посудой не церемонились, а если быть точнее - били нещадно. А вот граненый стакан благодаря своим знаменитым параметрам оставался невредимым. Даже при падении с метровой высоты на кафель у него есть все шансы остаться целым. Стакан может быть с 12, 14, 16 и 18 гранями, но бывает и с 17 гранями. Объем, к которому привыкли хозяйки, – 200 мл. Миллионы пирогов испеклись благодаря выверенному объему граненого стакана.

Хранитель коллекции стекла Музея Хрусталя Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алла ЧУКАНОВА рассказала, что пока нет подтверждения тому, что к окончательной «версии» гранчика причастна В.Мухина, но и  опровержений тоже нет. Ободок был придуман для того, чтобы было удобно губам и чтобы напиток тёк в рот в одной точке, а не со всех граней сразу. Кроме того, ободок в 250-граммовом стакане вмещает ровно пятьдесят граммов, в отличие от лежащих ниже двухсот. Таким образом, Вера Мухина, не изобрела граненый стакан как таковой, а создала, что называется, стаканный ГОСТ, прозрачное изделие с двенадцатью гранями, возведя народное творчество в профессиональный канон. В 1943 году на Гусевском хрустальном заводе был выпущен первый советский граненый стакан. Он был 8-гранным, позднее - 10-гранным. Но архивные документы говорят нам о том, что стаканы на Гусевском хрустальном заводе изготавливались методом ручного пресса с 1927 по 1940-е годы, когда стали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. Изделия стали более тонкостенными и выпускались до конца 1950-х годов. Размеры классического советского граненого стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан мог иметь от 8 до 16 граней, но всегда вмещал 200 мл жидкости (или 250, если наполнить его до краев). На дне стакана оттиснуты завод-изготовитель и его цена (как правило, 7 копеек). Они производятся и сегодня. Например, на Опытном заводе в Гусь-Хрустальном до недавнего времени выпускали 20-гранные стаканы. Но выпускающиеся стекольными заводами мира стаканы различных современных форм, с разнообразным оригинальным дизайном, выступают весомыми конкурентами пресловутому граненому стакану, постепенно полностью вытесняя его из нашего быта.

В Музее Хрусталя Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранятся образцы стаканов, начиная со второй половины XVIII века до современности. В начале XIX века становится модной посуда из свинцового хрусталя. Тогда стаканы стали украшать алмазной гранью. Но это была дорогая посуда. Для широкого пользования делали стаканы из простого стекла с росписью в виде двуглавых орлов на тулове, так называемые «кабацкие» стаканы. Они были непременными атрибутами трактиров царской России.

Интересно, что именно стакан в XIX веке часто представал в роли сувенира – памятного подарка. Мастера украшали его дарственными и памятными надписями. Делали такие стаканы обычно в так называемые «поделошные» дни, когда рабочим дозволялось изготовлять стеклянные изделия для себя и по-своему. В Гусь-Хрустальном музее хранятся поистине уникальные стаканы. Изготовленные в единственном экземпляре, они представляют собой самобытное творчество гусевских стеклоделов. Наиболее часто на стаканах гравировались надписи «На память», «День ангела» и «Дарю любя».

Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы начали делать в эпохуПетра I в городе Гусь-Хрустальный. Гранёный стакан не скатывался со стола, если опрокидывался во время корабельной качки. Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до революции стаканы и стопки с гранями в России уже изготавливались[1].

Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной — автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница»; впрочем, документального подтверждения этому нет. Простой гранёный стакан появился гораздо раньше — ещё на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображён 12-гранный стакан с чаем, а это — 1918 год. В некоторых источниках упоминаются гранёные стаканыУршельского стекольного завода 1914 года.

Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 1940-х, в это время нужно было разработать форму стакана для общепита (удобного для применения в посудомоечных машинах, а заодно и более прочного). «Мухинский» стакан создан с учётом этих требований — гладкое кольцо, идущее по окружности края, и отличает его от традиционной формы «простого гранёного».

Днём рождения гранёного  стакана считается 11 сентября, а  первый советский гранёный стакан был  выпущен в 1943 году старейшим в  России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Размеры классического гранёного стакана — 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17-ю гранями, но 12, 14, 16 и 18 — наиболее типичное количество, ведь, с точки зрения технологии, выпускать стаканы с четным количеством граней проще) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило — 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

Характеристики стандартного гранёного стакана производства СССР:

  • Верхний диаметр: 7,2—7,3 см;
  • Нижний диаметр: 5,5 см;
  • Высота: 10,5 см;
  • Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
  • Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);

Объём стаканов: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.

Гранёный стакан имеет  ряд преимуществ по сравнению  с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой  стакан гораздо прочнее и может  уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы производятся по сей день и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).

В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии советского государственного деятеля Георгия Маленкова.

11 сентября - день граненого стакана

История граненого стакана  гласит, что эта посуда "рождалась" дважды. Правда, славу обрела во время  второго "пришествия".  
Существует легенда о том, что в свое время граненый стакан преподнес Петру I владимирский стекловар Ефим Смолин.  
На флоте обычные круглые стаканы во время штормов билась в неимоверных количествах, ибо зафиксировать ее гладкие формы на столе было почти невозможно. Правда, помогла русская смекалка: моряки во время качки застилали столы мокрыми скатертями (это применяют и сейчас), однако круглые по форме стаканы и кубки скатывались со стола и бились даже в этом случае. От удручающих трат казну избавил мастер Императорского стекольного завода, который изготовил первый в России граненый стакан. Апробацию новшества российский император произвел самолично, откушав из него полынной водки. Он нашел, что «стакан осанист и по руке в пору». От своих нынешних собратьев первый русский граненый стакан отличался большой вместимостью - 300 граммов, толстыми стенками и зеленоватым оттенком. Возможно, это обстоятельство привело к тому, что в народе, несмотря на постоянное обновление разговорного языка, водка сохраняла за собой былинное название зелена вина — что ни налей в такой стакан, все в нем казалось зеленым. 

 

 
Но главным достоинством этого стакана была его высокая прочность: даже при падении со стола на палубу он очень редко разбивался.  
Именно граненость принесла славу и популярность русскому изобретению - она придает сверхпрочность хрупкому стеклу.  
 
За четыре последних года жизни Петра I в России было произведено около 13 тысяч граненых стаканов, примерно столько же, сколько было отлито пушек.  
Однако с борта корабля этот сосуд сошел на сушу и начал свое триумфальное шествие по России лишь после открытия в 1756 году Гусевского хрустального завода, специализировавшегося на массовом, по тогдашним представлениям, производстве сортовой стеклянной посуды. С тех пор, меняя цвет, размер, форму и количество граней (оно колебалось от 8 до 20, неизменно оставаясь четным), граненый стакан стал столь же неотъемлемым символом нашей жизни. 

 

 
Изготовление стаканов методом прессования изобрели в  США в 1820 году, а выпускать их начали с середины XIX века.  
 
Что же касается второго рождения гранчаков, то поговаривают, что стекляшку, появившуюся в СССР 66 лет назад, создала скульптор-монументалист Вера Мухина, которая занималась не только тиражированием «Рабочих и колхозниц», но и дизайном посуды.  
11 сентября 1943 года старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский гранёный стакан.  
Якобы стакан был придуман Мухиной в военном Ленинграде в 1943 году, произведен в неимоверном количестве экземпляров и выпускается до сих пор в неизменном виде на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном.  
 
Но посмотрите, граненый стакан изображен на работе Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", 1918. Мухиной в 18-м - 29 лет. 

 

 
Сомнительно, чтобы изобретение  Мухиной было запущено в годы мировой  и гражданской войны.  
 
В Мухину верят не все. Одни - в силу мужского шовинизма, не изжитого еще кое-где у нас. Женщина, по их мнению, не способна создать произведение такой кристальной ясности. Если бы им сказали, что стакан придумал архитектор Борис Иофан и нарисовал его (как он сделал это с "Рабочим и колхозницей"), а Мухина воплотила его порыв в стекле, они, может, и согласились бы. Тем более, что вторым произведением Веры Игнатьевны была не менее популярная в народе пол-литровая пивная кружка. 


Источник:

 



 
Другие ссылаются на мелкобуржуазную ардекошную сущность стакана, все его грани и пояски, чуждые простому пролетарскому искусству. Могло ли такое, с позволения сказать, изделие родиться в недрах социалистической культуры, спрашивают они и сами себе отвечают - граненый стакан Мухина не придумала, стакан завезен к нам из-за рубежа, как колорадский жук. Третьи считают, что родина стакана - древняя Русь. Грани, по их мнению, произошли от дощечек, скрепленных обручем, как это делается в бочонке. От обруча произошел якобы и стеклянный поясок наверху. Но едва ли в стеклянном несувенирном изделии была рабски повторена деревянная форма. Ободок придуман исключительно для того, чтобы было удобно губам и чтобы холодная водка или горячий чай с лимоном текли в рот в одной точке, а не со всех граней сразу. Кроме того, ободок в двухсотпятидесятиграммовом стакане вмещает ровно пятьдесят граммов, в отличие от лежащих ниже двухсот. Так вот. Вера Мухина, разумеется, не изобрела граненый стакан как таковой. Зато она создала, что называется, стаканный ГОСТ, прозрачное изделие с двенадцатью гранями, возведя народное творчество в непререкаемый профессиональный канон.

 

Наш классический граненый стакан сделал бы честь любой дизайнерской школе, озабоченной социальной миссией дизайна, экологической чистотой и совершенством формы. Недаром в год шестидесятилетия стакана, когда печать славила юбиляра, писали даже, что к рождению знаменитой формы причастен отец супрематизма Казимир Малевич. Да и могло ли быть иначе? Правда, создатель "Черного квадрата" скончался еще в 1935-м, но кого это смущало…

 


Информация о работе 300 лет граненому стакану